English

Информационно-образовательный портал

О БОЖЕ, ЭТО БЭТМЕН! ВСЕ В МАШИНУ!

Денис ПАВЛУШКИН, 20 июля 2015

Arkham Knight — первая из игровых инкарнаций Бэтмена, которая смогла заставить меня, как игрока, усомниться в Брюсе Уэйне.

В Уэйне и облюбованной им Arkham-саге.

Девелоперы из Rocksteady не подвели фанатов и долгострой получился действительно эпическим завершением саги, эмоциональным роллеркостером со спорными механиками и сюжетными дырками.

Но роллеркостер все равно примечательный.

В тексте присутствуют спойлеры.

Untitled

Boo-hoo

В Готэме снова неспокойно — город в принципе не умеет жить скучной жизнью. То в окрестной психушке бунт, то в большой-пребольшой психушке еще больший бунт. Типичная комиксовая рутина.

В этот раз на повестке дня зловещий план злобного злодея Джонатана Крейна, который провел испытания своего нового токсина страха на невинных людях и теперь обещает взорвать крупный промышленный комплекс Ace Chemicals. Дело дрянь, полиция эвакуирует все мирное население, оставляя опустевшие улицы на потеху мародерам, а комиссар Джим Гордон призывает Бэтмена.

Как будто угрозы химической атаки было недостаточно, Пугало вводит в Готэм армию наемников под руководством таинственного (только для самых несведущих в истории вселенной Batman) Аркхэмского Рыцаря.

Еще одна ночь длиною в вечность. Похожая на те, что были раньше, но гораздо темнее. И это относится не только к изрядно похорошевшей графике, но и к общему тону игры. Во главе угла нынче не своеобразные развлечения Джокера (благополучно кремированного после событий Arkham City), а попытка Пугала развенчать миф о Темном Рыцаре, показать его слабость, смертность и безнадежность. Речь не идет об убийстве Уэйна. Речь идет об уничтожении Бэтмена как символа надежды, спасения во тьме.

Именно прятки во тьме и удались разработчикам лучше всего.

Эффект домино

Это немного обескураживает, но в основных своих составляющих – в битемап-боевке и стелсе — игра почти никак не изменилась. Там и сям добавили по нескольку удобных фич или усложнений, а ядро механики оставили тем же самым.

Устранять боевиков по одному, тенью прыгая с одного парапета (ну куда без парапетов) на другой, стало чуть труднее. Не то, чтобы они стали умнее — никакого прогресса в области искусственного интеллекта не предвидится. Даже датчики сердцебиения, которые поднимали шум, если вырубить их носителя, убрали. Но взамен добавили беспилотные квадрокоптеры, которыми управляют некоторые боевики: если попасть в поле зрения такой гадости, то мало того, что будет шумно и тревожно, так еще и получить разряд живительного тока можно. Естественно, можно перехватывать контроль над беспилотниками, если предварительно “загрузить” коды управления у врага-оператора: супостаты сначала удивятся, почему робот не подчиняется приказам пульта, а потом примут удар в несколько тысяч вольт.

То есть… Все примерно то же самое. Если добавили медиков, которые могут поднимать павших соратников на ноги и детин с миниганами, которых невозможно вывести из строя скрытно, то внедрили нужные инструменты противодействия, с которыми по-прежнему интересно экспериментировать. В этом плане, наиболее интересными гаджетами стали голосовой манипулятор и деструктор. Первый позволяет отдавать врагам ложные приказы от “начальства”, второй – саботировать различную экипировку врага.

Каждое “скрытное” столкновение — головоломка.

Шестеро часовых, один медик. Двое стоят на балкончике, медик – в отдалении, двое патрулируют нижний ярус помещения за стеклянным потолком, оставшиеся таскают туда-сюда какие-то ящики. Что делать? На первый взгляд неоткуда и подступиться. Поля зрений боевиков дополняют друг друга, теней нет — укрытие только под потолком на парапете, по традиции.

Бэт-детективный разум начинает продумывать первые действия в цепи. Можно деструктором заминировать ящик с оружием и отдать ложный приказ взять из него амуницию. Пока медик идет за пушкой, грузчики разделяются – одного можно утащить. Два действия происходят одновременно: медик теряет сознание от взрыва, грузчик взмывает под потолок и свешивается с парапета, смешно дрыгая руками. Выжившие снова расходятся, чтобы выяснить, что произошло, но уже не встречаются — кого вдруг огрело бэтарангом в затылок, а на кого-то из вентиляции прыгнул тот, кого все так боятся.

Толкаешь одну доминошку, а вслед за ней, по одной, падают остальные.

Красота и эстетическое удовлетворение, как и прежде.

В открытом бою все привычно. Атака-контрудар, кувырок. С использованием гаджетов, в целом, ситуация по-прежнему хорошая. При помощи консольного геймпада не так удобно делать все быстро и вовремя, но это уже заморочки версии для PS4, которая и была рецензирована.

Буквально пару раз за игру, не считая нескольких испытаний в дополненной реальности (такие были в Arkham City), дают порулить сразу двумя легендарными супергероями: фича под названием Dual Play. Можно раскидывать вражин, переключаясь между Бэтменом и его напарником: Робином, Найтвингом или Женщиной-кошкой.

На механику это никак не влияет, но выглядит зрелищно. Отдельного упоминания заслуживает небольшая секция, где нужно использовать Dual Play в стелс-геймплее: по очереди действовать Бэтменом и Робином, призывая на тейкдаун подмогу или вместе выводя из строя громил-пулеметчиков в эффектном комбо.

Весело, задорно. Герои шутят шутки, мочат ванлайнеры и круто выглядят в процессе.

Но зачем столько Бэтмобиля?

Untitled

Аркхэмский дрифт

Да, теперь у нас есть Бэтмобиль. Он, в отличие от Бэткрыла из Arkham Origins, вполне себе интерактивный: в него можно в любой (почти) момент прыгнуть и колесить, излучая пафос. Ездить на нем, нужно признать, даже интересно. Поначалу ввязываешься во все случайные погони, разбрасываешь толпы бандитов в стороны, таранишь вражеские машины лоб в лоб. Как средство передвижения, а не роскошь, мышемашина (ха-ха) удобна и полезна: можно, например, на полном ходу катапультироваться, чтобы набрать большой моментум для планирования и взмыть в небеса…

Помимо этого, Бэтмобиль часто нужно задействовать в разных головоломках с окружением. Не всегда очевидно, но зачастую интересно. В хорошем смысле.

Так кажется поначалу.

А потом игра подсовывает битвы на Бэтмобиле.

Да-а, видите ли… У нас же тут не просто транспорт. У нас же трансформер от Уэйн-Тек. Надо ведь куда-то девать его возможности, правда?

По нажатию кнопки, Бэтмобиль переходит в “боевой” режим и превращается в эдакий танчик. Пулемет-ракетница, стрейф, радар. Разумный человек спросит: зачем Брюсу Уэйну, который никогда никого не убивает, танк с более чем смертельным вооружением?

Чтобы с помощью этого вооружения убивать беспилотную технику Аркхэмского Рыцаря, вот зачем.

Рыцарь, помимо того, что смог провести в Готэм многотысячную армию наемников, смог еще и доставить в город столь же многочисленную армию беспилотной техники, некоторые экземпляры которой больше похожи на влажный сон фаната Warhammer 40k, нежели на автоматические танкетки. Почему техника беспилотная? Ну вы что, право слово, Бэтмену же нельзя никого убивать, а BattleBots: Gotham Edition уж очень просится в номер.

Эти битвы интересны только в первый раз. Танчики тупы (управляет ими всеми, благодаря сюжетной дыре размером с кулак, один человек), не умеют корректировать огонь, использовать непрямую артиллерию или уворачиваться. Есть еще зенитки, выпускающие рой ракет, маленькие вертолеты и многоствольные, нелепые творения какого-то сумеречного гения, совмещающие в себе все вооружение сразу.

Смотреть на взрывы — круто, оружие даже как-то ощущается, а это, смею заверить, далеко не всем шутерам удается, уход от вражеских залпов вгоняет в раж, но слишком. Много.

И битв с танчиками, и самих танчиков. Орды.

Ладно бы на все десять с лишним часов геймплея была одна, но масштабная танковая баталия, но они тут втиснуты буквально на каждом углу. Хочешь доехать куда-то? Нет, сначала убей пачку дронов. Хочешь разминировать взрывное устройство, оставленное прямо посреди дороги? Танчики, накажите неверного сапера!

Из аттракциона все это превращается в рутину, притом очень нудную, раздражающую рутину. А битвы эти, напомню, занимают чуть ли не треть всего геймплея. Апофеоз глупости и “что?” приходится на последние часы геймплея, когда Пугало бросает на штурм полицейского департамента Готэма ВСЕ танчики города.

Все. Штук тридцать, по ощущениям.

И здесь самое смешное не в абсурдности ситуации (которую сюжетно подают как мини-кульминацию), а в диалоге Пугала и командира беспилотников после того, как бравый остроухий мститель раскатал все плоды военной мысли Рыцаря:

— Сэр, он уничтожил отряд у департамента…

— Отправьте подмогу.

— Мы не можем, сэр. Он уничтожил всех.

— Что значит “всех”?!

— У нас не осталось беспилотников.

Ах, ирония.

Про босс-битвы на Бэтмобиле (а вы думали, что их не будет?) я даже говорить не буду. Пустое затягивание времени и усложнение того, что должно быть напряженным, а не раздражающим.

Шаг вперед, два назад. Придумали фичу и сами ее похоронили.

Злые злодеи, глупые герои

Вышесказанное относится вообще ко всему проекту.

В свое время многие оценили по достоинству то, как Нолан в своем “Темном рыцаре” смог придать комиксам реалистичную окраску, не потеряв при этом накала и атмосферы. Предыдущая часть Аркхэм-саги, Arkham Origins, пыталась провернуть нечто подобное, но на этот раз за дело принялись сами Rocksteady, а не Warner Brothers: игра по-настоящему мрачна.

Сюжетная канва и вид города больше не “игрушечные”, неоновые огни города режут глаз, негде спрятаться от неутихающего ливня. Дизайн персонажей стал чуть более реалистичным и жестким: Пингвин теперь выглядит как обозленный на весь мир отброс общества, Рыцарь одет в костюм, отчасти повторяющий экипировку Брюса, а Харли Куинн не выглядит как… Клоунесса.

Есть эдакая игра на контрасте реальности и комикса, супергеройского би-муви, где главгерой непременно одолеет главгада, и драмы человека, чьи близкие обречены всегда быть в опасности. Авторы не стесняются рушить ожидания (не буду говорить, какие), из-за чего история двигается молниеносными рывками.

Однако бок о бок с визуальным и (местами) сценарным пиршеством шагают непонятные, иногда даже глупые решения. О переборе с использованием Бэтмобиля мы поговорили выше. Фича интересна, но из-за постоянного, часто беззастенчивого использования становится рудиментом.

Шаг вперед – два назад.

Создали красивейший нуарный мегаполис, в котором совершенно ничего не происходит, кроме забавных разговоров между бандюгами.

Шаг вперед — два назад.

Взяли курс на полную деконструкцию личности Бэтмена, вскрытие его слабости и уязвимости, но ответственным за это поставили Пугало, который уже был побежден (да и его токсин страха на Брюсе не работает в полную силу, что было показано в самой первой игре).

Джокера-то кремировали.

Шаг вперед — два назад.

Беда не только с Крейном, беда со всем злодейским кастом:

1)    Аркхэмский Рыцарь — всю игру выглядит пафосно, но занимается только нытьем и пустыми угрозами, катаясь на танчике (вы любите танчики? Танчикитанчики)

2)    Пингвин — однообразный сайдквест

3)    Двуликий — скучный сайдквест

4)    Айви — появляется в начале и в середине игры, остальное время сидит в кутузке

5)    Светлячок — развлекается, поджигая пустые здания; скучный сайдквест с Бэтмобилем

6)    Риддлер — втихую (!) построил под Готэмом гоночные (загадочные?) треки (!!) для Бэтмобиля, о котором даже и не знает ничего (!!!); держит в заложниках Женщину-кошку (не стану лукавить, спасать ее действительно интересно)

7)    Бэт-монстр (жертва невинного эксперимента) — летает над городом и никого не трогает, чем очень беспокоит Брюса Уэйна

8)    Харли Куинн — появляется один раз в последней трети игры, далее, как Айви, сидит в кутузке; DLC-огрызок с ней в главной роли не в счет

9)    Хаш — появляется на две минуты ближе к концу, чтобы быть впечатанным мордой в бетон

Еще есть Дэфстроук, но он ездит на многоэтажном… Ну, вы догадываетесь. Я не хочу вспоминать.

Шаг вперед — десять назад.

Untitled

Не съем так надкушу

Ну не работают они как злодеи. Не воспринимаются таковыми и, что самое главное, криво повязаны на сюжете. В Arkham City, те же Пингвин и Двуликий были крупными, влиятельными рецидивистами, которые поделили город на сферы влияния. У них были огромные банды, сила и власть.

Они были большими фигурами, понимаете?

Они выглядели угрожающе. Они могли доставить большие неприятности и, что важно, не раз доставляли. А тут… Один возит оружие в смешных фургончиках морозильной фабрики, другой — грабит пустые банки.

Как-будто Пугало такой:

— Я тут собираюсь навести шороху в Готэме.

*все остальные, хором*

— О, ну тогда мы тоже придем, будет весело!

Потому что просто так, потому что нужно создать шумиху, нужно создать масштаб. Поведение Пугала в этой связи смотрится уморительно:

— Я взорву завод Эйс Кемикалс, чтобы развеять свой токсин по всему побережью страны! Тогда все будут бояться, а Бэтмен проиграет!

*не взорвал*

— Ну и что, не очень-то надо. Все равно я уже победил. Я победил, Бэтмен. У меня есть невероятное оружие, которое может распространять токсин так же эффективно, и ты никогда его не уничтожишь! Ты проиграл!

*распыляет токсин*

— Каково это, смотреть, как ты проигрываешь? И не важно, что город пуст, а глотки друг другу рвут только бандиты, к которым ты не имеешь никакого отношения, ты ничт~

*оружие взорвано (оно было на танчике, если вам интересно), десятник наемников, Аркхэмский Рыцарь, бежал, а Пойзон Айви смогла нейтрализовать яд, пожертвовав собой*

— Ты… Ты все равно не победил. Теперь я зол. Это было мое невероятное оружие, а не твое! Теперь я уничтожу всех, кто тебе дорог! Как будто не планировал этого раньше! Ты проиграл, ха-ха!

*орда беспилотников разобрана на металлолом, полицейский участок спасен*

— Зачем, мистер Бэтмен, зачем? Во имя чего? Что вы делаете? Зачем, зачем взрываете мои танки? Зачем продолжаете драться? Теперь я похищу Робина и отдам его только взамен на вас, мистер Бэтмен.

Я могу только позавидовать выдержке Джонатана Крейна. Мое почтение, правда. Столько раз, простите, опростоволоситься, но все равно пафосно настаивать на своем. В чем же причина: влияние госдепа США, позитивный настрой коллектива, феерический сценарный маразм? Загадка.

Но что было в самом конце я все равно не скажу. Скажу только то, что для “труъ-концовки” нужно собрать все 243 трофея Риддлера, которые раскиданы по всему Готэму.

Все в Бэтмобиль!

И ты, кремированный, залезай.

It ends tonight

Несмотря на откровенно надоедающий Бэтмобиль, сюжетные дыры и неприглядность главгада, Arkham Knight все еще остается мощным завершением массивной саги о Темном рыцаре, отмщении во плоти.

Как говорится, когда оно работает хорошо — оно… Работает хорошо. Все привычные элементы работают без сучка-без задоринки. Стелс филигранен и достаточно глубок, боевая система все еще бодра и красива. Детали, именно детали делают эту игру. Диалоги между персонажами, камео, постоянная игра на контрасте и эффекте разрушенного ожидания.

Орда танчиков вероятно заставит любого адекватного человека усомниться в добром здравии студии Rocksteady, однако гораздо важнее другое.

То, что один персонаж может заставить тебя, сидящего перед экраном, усомниться в добром здравии Бэтмена. Не на шутку усомниться. Скепсис этот долог, тягуч. Он нарастает, как штормовые волны, швыряя эмоции игрока из стороны в сторону.

Что? Нет, какое Пугало. Он тут не причем.

Какая нелепая шутка, хи-хи! Ночь еще молода!

Фанатам саги и комиксов — смело брать, удовольствие гарантировано. Остальным — с осторожностью и не на персональные компьютеры; с PC-портом у издателя Warner Brothers вышла оказия.

Пойду поищу еще трофеев. Гори в аду, Нигма.

Untitled

Rating 4 Просмотров: 5686

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.