English

Информационно-образовательный портал

ДРУГОЙ МАЛЬЧИК-КОТОРЫЙ-ВЫЖИЛ

Наталья ПРОШИЧЕВА, 19 декабря 2016

В этом году 31 июля – в день рождения автора серии книг о Гарри Поттере – мир увидел новую книгу из-под пера Джоан Роулинг – «Гарри Поттер и Проклятое дитя». Как известно, книга является сценарием пьесы, премьера которого состоялась в лондонском Palace на день раньше премьеры книги. На русском языке восьмая книга о Гарри Поттере вышла лишь в конце года, 7 декабря. Но еще до публикации в России новая история вызвала настоящий фурор среди поклонников серии, и в основном принято ругать данное произведение.

Untitled

Пьеса состоит из двух частей, в каждом по два действия. Основной сюжет сосредоточен на младшем из сыновей знаменитого Гарри Поттера – Альбусе Северусе Поттере. Как и большинство подростков, Альбус чувствует себя одиноким и непонятым, с отцом у него отношения не складываются: ему кажется, вся родительская любовь досталась его старшему брату, Джеймсу Сириусу. Да ещё получилось, что он, сын гриффиндорского героя, спасшего мир от самого опасного тёмного волшебника тысячелетия, и в отличие от своего брата, поступил в Слизерин. Как мы знаем из книг о Гарри Поттере, Слизерин считается факультетом, выпускающим тёмных волшебников. Сам Лорд Волан-де-Морт когда-то учился на этом факультете. В целом, Альбус считает себя полным разочарованием.

Однако в поезде по пути в Хогвартс он знакомится с сыном Драко Малфоя, бывшего сподвижника Лорда Волан-де-Морта и школьного врага Гарри Поттера, Скорпиусом, и они становятся хорошими друзьями. Нужно отметить, что у них нет друзей, кроме друг друга (Альбус намеренно избегает общения со своим братом и кузиной Розой Грейнджер-Уизли, которые, в свою очередь, не одобряют его дружбу со Скорпиусом).

И вот здесь наступают два момента из книги, которые критикует большая часть поклонников серии. За несколько страниц мы видим, как пролетают целых три года учёбы в Хогвартсе, и вот мы уже снова едем в поезде с неразлучной парочкой друзей, Альбусом и Скорпиусом, перед четвертым курсом. Но мальчики решают найти способ сойти с поезда до того, как он прибудет в школу, чтобы отправиться в путешествие во времени, спасать Седрика Диггори, погибшего от руки Волан-де-Морта еще когда Гарри Поттер учился в школе. Естественно они считают, что смерть молодого, подающего надежды Седрика была несправедливой, и хотят во что бы то ни стало это исправить.

Можно понять, почему авторы (а им в этот раз была не столько сама Роулинг, сколько Джон Тиффани и Джек Торн) пропускают сразу три года, не вдаваясь в подробности, хотя с другой стороны, не лучше ли было бы сразу начать действие пьесы с четвертого курса? Скорее всего, авторы хотели связать действия пьесы с последней главой заключительной книги о приключениях Гарри Поттера, в которой мы встречаем Золотое трио с их семьями на платформе 9 ¾, отправляющих детей в школу, 19 лет спустя. Так же, в первые три года учёбы были ещё слишком малы, чтобы дать действие развитию сюжета книги. Согласитесь, одиннадцатилетние дети вряд ли смогли бы пробраться в Министерсво магии за Маховиком времени и отправиться в прошлое.

И другой момент – это сама мысль о спасении Седрика. Альбус услышал разговор с (заколдованным) Амосом Диггори, отцом Седрика, и, соответственно, узнал о его смерти не раньше и не позже, чем это нужно было по сюжету, и именно в это время его отношения с собственным отцом накалились до предела, - это послужило толчком к действию. К тому же, он думал, что его отца никогда не заботило, сколько людей погибло ради негов войне с Темным лордом.

Следующий момент, который подвергается резкой критике, это существование маховиков времени. Еще в пятой книге о Гарри Поттере мы узнаём, что Министерство уничтожило все маховики после сражения Пожирателей Смерти и Ордена Феникса в Отделе тайн. Тем не менее, появлению маховиков во второй части книги даётся достаточно логичное объяснение: еще во время войны некоторые Пожиратели Смерти пытались обзавестись подобными вещицами (ещё бы, достаточно полезная штука в быту), но все мощные маховики времени хранились в Министерстве магии, поэтому даже за круглую сумму могли достаться лишь слабые экземпляры, которые отправляли владельца в прошлое на очень короткий отрезок времени (Альбус и Скорпиус смогли перемещаться в прошлое всего на пять минут). В то же время, один из представителей семейства Малфоев смог раздобыть маховик такой же мощности, как министерские. Люциус Малфой никогда его не использовал, но он любил коллекционировать магические реликвии, что, в итоге, и помогло спасти его внука в пьесе.

С другой стороны, маховики времени даже в книгах о Гарри Поттере никогда не могли отправить своего владельца назад на много лет. Счёт, обычно, исчислялся часами. И вот это, пожалуй, один из главных проколов «Проклятого дитя». Да, скорее всего это было сделано для того, чтобы могла появиться возможность спасти Седрика, а путешествие во времени – достаточно заезженный сюжетный ход. Но даже это не кажется таким ужасным по сравнению со следующим.

Еще в первом действии мы знакомимся с племянницей Амоса Диггори, ухаживающей за своим пожилым дядюшкой, - Дельфи. Она кажется вполне милой девушкой, и в какой-то момент Альбус даже начинает испытывать к своей новой знакомой романтические чувства. Она помогала им добыть в Министерстве последний маховик времени, и можно заметить, что именно она была инициатором затеи со спасением своего двоюродного брата Седрика. Однако, когда Альбус и Скорпиус возвращаются из прошлого, несколько раз поменяв реальность (в последний раз оказалось, что Альбус даже не родился, ведь Гарри Поттер погиб в войне с Волан-де-Мортом, и теперь во всём мире царил мрак, и не последнюю роль в его победе сыграл Седрик, который, усилиями Альбуса и Скорпиуса, обозлился и вступил в ряды Пожирателей смерти, так что Скорпиусу пришлось исправлять всё самому, чтобы вернуться своего друга), в которой они живут, Дельфи предстаёт перед читателями в своем истинном обличии. Оказывается, что она вовсе не племянница Амоса Диггори, а дочь Лорда Волан-де-Морта и его самой преданной сподвижницы Беллатриссы Лестрейндж, и спасти Седрика она хотела не из сестринской любви, а потому что это могло повлиять на исход войны и её отец, самый могущественный темный волшебник, остался бы в живых.

Вполне можно представить, почему большинство поклонников серии так невзлюбили новую историю. Промашку с маховиком времени вполне окупают приключения, в которые попадают главные герои, и какой важный урок выносят из своих поступков. Альбус и Скорпиус понимают, что нельзя пытаться изменить историю. Но внезапную наследницу Тёмного лорда простить и, тем более, понять нельзя. Из первых семи книг мы узнаём, что Волан-де-Морт всю жизнь недооценивал силу любви, потому что он не знал, что такое это такое. А тут внезапно оказывается, что во время финальной битвы за Хогвартс, в которой решилась судьба магического мира, Беллатрисса уже носила под сердцем его ребенка.

Вместе с Дельфи Альбус и Скорпиус снова оказываются в прошлом, но гораздо более раннем – в год, когда были убиты Лили и Джеймс Поттеры, а Волан-де-Морт исчез на долгие годы. План Дельфи заключается в том, чтобы не дать отцу убить Поттеров, и после присоединиться к нему. Страшно представить, чего могли бы добиться два столь могущественных тёмных волшебника вместе, но тут вовремя появились родители Альбуса и Скорпиуса, и ради такой концовки, на самом деле, можно забыть о несоответствиях и провалах в сюжете. Гарри Поттер вместе со своим сыном Альбусом предотвращают встречу Волан-де-Морта с дочерью, после чего он вынужден снова наблюдать за смертью своих родителей. Мы снова возвращаемся к уроку, который вынесли из своих приключений Альбус и Скорпиус – нельзя пытаться изменить историю. Гарри понимает, что он не может попытаться спасти родителей, иначе он не сможет в конечном счете победить Волан-де-Морта и предотвратить еще тысячи смертей, поэтому ему остаётся только наблюдать. Альбус наконец понимает свою ошибку, так же как и то, что его отцу никогда не было наплевать на всех потери, которые волшебники понесли в той войне.

В заключении хотелось бы сказать, что при детальном разборе «Гарри Поттер и Проклятое дитя» - книга не плохая. Конечно, из-за формата упускаются многие детали, но пьесы и рассчитаны на то, чтобы смотреть историю на сцене. Судя по отзывам о постановке «Проклятого дитя» в Лондоне, книга дает лишь малое представление обо всей истории. При этом нельзя утверждать, что и в печатном экземпляре пьесы можно найти очень много интересных и по-настоящему магических моментов.

ФОТО автора

Rating 0 Просмотров: 5502

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.