English

Информационно-образовательный портал

СОСЕД ЗА СТЕНОЙ, ИЛИ КИТАЙСКАЯ ГРАМОТА

Людмила БЕЛОЗЕРСКИХ, 30 октября 2017

Мы – не они, они – не мы. Пишем по–разному: мы – буквами, они – иероглифами. Читаем тоже: мы – слева направо, а они – справа налево. Всё у нас другое! Однако вести общий бизнес, учиться по обмену и бывать друг у друга в гостях эти различия не мешают. Понять нашего большого восточного соседа возможно – было бы только желание. Корреспондент «Первой линии» провела четыре года в Китае и сегодня решила преподать пять наиболее важных «уроков китайского».

Урок №1. Во власти «маленьких императоров»

- Ты точно купишь мне эти барабаны! Бум-пара-бум! - доносится из магазина игрушек в Пекине. – Я хочу эти барабаны! Ты должна мне! А-а-а! Иначе я тебе не сын! - не отступает маленький Ли Сян.

Мальчик уверен, что если «хорошо попросить», то он добьётся своего. Беспомощная мама разводит руками, сомневаясь в дальнейшем действии, но «маленький император» не унимается:

- Ба-ра-ба-ны! Ты сегодня мне ничего не покупала!

Матери действительно ничего не остаётся, кроме как достать кредитную карту и уступить напору собственного сына. Слово «маленького императора» для неё – закон. Тем более что его появления на «семейном троне» ждали так долго…

Китай, или Чжун Го («Срединное государство»), как его называют сами китайцы, является одной из самых удивительных стран мира. В первую очередь поражает численность населения – сегодня в КНР проживают 1 388 158 026 человек. И это число растёт! Только за один день рождается более 35 000 китайцев.

Ускорение темпов роста населения стало возможным благодаря отмене политики «Одна семья – один ребёнок». С 2016 года в КНР каждая семья может завести двух детей – и это большое счастье! Многие люди годами мечтали о такой возможности, неоднократно обращались к главе государства и теперь, наконец, могут позволить себе эту роскошь. Ранее за «нежелательную» беременность приходилось платить принудительным абортом, стерилизацией. Состоятельные семьи Китая ограничивались штрафом в размере от 4 до 8 средних годовых доходов в регионе рождения второго младенца.

Как бы то ни было, политика «Одна семья – один ребёнок», введённая в 1978-1979 годах для ограничения рождаемости, существенно изменила принципы воспитании детей. Появилась новая модель семьи, и во всём Китае к власти пришли… «маленькие императоры». Чрезмерные забота, любовь и внимание, всяческое потакание желаниям ребёнка, бесконечные подарки и похвала привели к появлению избалованных и инфантильных поколений.

Это раньше детей, как завещал великий Конфуций, воспитывали в духе сыновней почтительности. Сегодня же каждый китаец знает, что сын – это гордость великой империи, а «отказ» может ему навредить. Поэтому дети вырастают в «тепличных» условиях: они не приучены заботиться о себе, вести счёт собственным тратам, выбирать профессию и нести ответственность за свою жизнь. А как они боятся перемен! Вот и Ли Сян живёт, как растение мимоза в ботаническом саду.

Я решила уточнить у госпожи Ли, почему она настолько балует своего сына. Заботливая мать оправдывает такое поведение мечтами о том, что мальчик станет выдающимся человеком и прославит Родину. Малыш с трёх лет ходит в кружки по рисованию и музыке, у него лучший детский сад с изучением иностранного языка. Да и барабаны она ему купила на последние сбережения – в надежде, что ребёнок достигнет в будущем больших успехов.

Кстати, «маленькие императоры» – это самые перспективные потребители, а их родители – лучшие инвесторы. Среднестатистическая китайская семья тратит от 40 до 50% доходов на своего ребёнка. Следствием становится то, что «императоры» намного позже взрослеют. Им нравится быть любимчиками, жить по принципу «последнее слово всегда за мной». Собственную семью они строят в зрелом возрасте, а главное правило любого китайца: «Кто понял жизнь, тот не спешит».

Untitled

Урок №2. Чтобы брак не стал браком

Мужчин в Китае приблизительно на 34 миллиона больше, чем женщин. Поэтому представительницы слабого пола вовсю пользуются возможностью выбора женихов. Молодые китаянки привередливы: о красивой любви можно читать в книгах, а о счастливой жизни следует позаботиться главе семьи. У будущего мужа должны быть личный автомобиль, квартира, постоянная работа, хорошая зарплата. Без вышеперечисленных удобств замуж современная жительница Поднебесной не выйдет.

- Приятно познакомиться! - говорит мне девушка из древнего китайского города Сиань, который прославился Терракотовой армией. – Что ты здесь делаешь? Ищешь мужа-китайца?

Объясняю, что путешествую, ещё учусь, замуж рано.

- А на что ты живёшь? Может, у тебя есть бойфренд? - закатывает глаза моя собеседница.

Однако я не успеваю ей ответить – девушка перебивает меня и начинает рассказывать о себе.

- На прошлой неделе мой любименький подарил мне новый айфон! Сегодня утром принёс букет из двадцати пяти роз! А в пятницу мы летим в Сингапур, чтобы отведать огромного чили-краба! – хвастается она, после чего показывает фото, широко улыбается и говорит, что это любовь.

Моя русская спутница Даша шокирована поведением некоторых китайских мужчин - их повышенным вниманием. Они не упускают ни минуты: хвалят её белую кожу, светлые волосы, глаза и улыбку. Один из них совершенно не стесняется.

- Девушки, давайте пообщаемся! – предлагает он. – Не хотите выпить вина? Я оплачу ужин! Могу провести экскурсию. Вы давно в Китае? Знаете Путина? Я уважаю его, как и Мао Цзэдуна!

Пытаясь избежать его ухаживаний, мы направляемся по улице вниз, но и тут от китайцев нет отбоя. На нас обрушиваются новые предложения. Решаю взять инициативу в свои руки.

- А вот скажите, чем вам так нравятся иностранки? – спрашиваю я. – У вас и своих красавиц хватает!

Подобрать ответ незадачливому Дон Жуану не удаётся, хоть он и пытается изо всех сил. В этот момент мы узнаём, что в выборе невесты главное – это… достаток. У женщины должно быть знатное происхождение и «чистое» имя (как говорится, береги честь смолоду). В перспективе женщине предстоит родить ребёнка (желательно мальчика), поэтому внешность играет большую роль. Китаец выберет «ту самую», если у неё хорошие манеры (умеет услужить мужу), безграничное прощение (закроет глаза на измены, не допустит развода). Таким образом, мужчин Китая тоже можно обвинить в меркантильности.

После свадьбы пара приобретает особый статус, теперь общество воспринимает их по-другому. Мужчина считается зрелым, а значит, ему можно открыть собственное дело (ранее он мог продолжать дело отца или работать по найму), взять крупный кредит в банке, пойти на повышение в должности. Женщина становится «хранительницей» семьи, отныне она должна заботиться об уюте дома, честно и порядочно работать, соблюдать традиции великого китайского народа и помогать родителям мужа.

Untitled

Урок №3. Бизнес по-китайски: не обмануть, а переиграть

Предпринимательская жилка есть у китайцев с рождения. Не просто так все древние Шёлковые пути начинались с Китая. Секреты и способы торговли зародились вместе с порохом. Сегодня же приобретённый столетиями опыт приводит к успешной экспансии китайского бизнеса на глобальных рынках. Огромный человеческий ресурс позволяет на конкурентной основе осваивать новые виды производств, внедрять их в повседневную жизнь, строить мосты в будущее. А так как Восток – дело тонкое, хитрость в ведении бизнеса только приветствуется.

Искусство китайской дипломатии умещается в одном слове – «подожди». И «ждать» действительно приходится долго! Китайцы всегда заключают сделки по собственному усмотрению. Если им это невыгодно, бизнесмены прекращают сотрудничество. Гарантий нет и быть не может.

- Да, нас это устраивает, мы согласны подписать договор по такой цене, - сообщает руководитель международной инженерной компании во время переговоров в Шанхае.

Раздаётся звонок. Господин Ван отвечает. Молчит. Внимательно слушает. Прощается. Кладёт трубку. И поворачивается к нам.

- Нет, знаете, надо ещё подумать, - говорит шанхаец. - Давайте попьём наш знаменитый зелёный чай!

Русский предприниматель, обратившийся ко мне за помощью в переводе, недоумевает.

- Что? Почему? – восклицает он. – Мы же обо всём договорились!

Мне сложно объяснить сложившуюся ситуацию, я-то привыкла.

- В чём дело? Вам не нравятся условия контракта? - перевожу я.

- Нравятся! – звучит предсказуемый ответ.

Шанхаец процеживает кипяток по фарфоровым чашкам, сливает остатки на каменную черепашку и с предвкушением вдыхает аромат сушёных листиков жасмина. Уговариваю соотечественника подождать, не торопиться, попробовать напиток. Мне делают одолжение: «Ладно!»

Проходит ещё 20 минут: за это время обсуждаются погода, русское мороженое, которое президент привёз в подарок Си Цзиньпину, шапка-ушанка и предстоящий 21-й чемпионат мира по футболу FIFA-2018, который должен пройти в России.

- Ох уж эти хитрые китайцы! Скажи, что я согласен на десять тысяч меньше в его пользу, только пусть это поскорее закончится! - не выдерживает российский бизнесмен.

Руководитель китайской фирмы пытается ещё немного оттянуть время подписания документов, но, видя сложившуюся морщинку на лбу оппонента, предпочитает от затеи отказаться.

Предприниматели КНР очень часто меняют условия соглашения, что непривычно с точки зрения англосаксонского права. Для китайцев любой контракт не является жёстким и окончательным. В период составления договора они оценивают множество других альтернативных идей, подбирая самое выгодное для себя предложение.

В целом, Китай рассматривает другие страны через призму не военной экспансии, а «мягкой силы» (продавливание, выжидание). Такая прагматичная политика должна принести пользу именно Китаю. Если контрагент по каким-то причинам не получил того, что ему было нужно, – это его проблемы. Китайцы не хотят обмануть, они хотят переиграть своего оппонента.

Кроме того, Китай, словно губка, впитывает со всего мира самые современные технологии. Бюджет Министерства науки и техники в КНР на ближайшие пять лет (до 2021 года) составляет 1 триллион 580 миллиардов долларов США. В ближайшие десять лет Пекин планирует вытеснить всех конкурентов Кремниевой долины. Большие стартапы развиваются максимум за пять лет, а время запуска нового проекта от идеи до производства со всей его ресурсной базой составляет всего 3-6 месяцев. Скоро нас захлестнёт волной инноваций из Китая. Стереотип о том, что КНР умеет только клонировать и копировать продукцию, давно устарел – потенциал этой страны огромен!

Согласно проведённым опросам, более 60% российских фирм, планирующих выйти на китайский рынок, боятся за сохранность интеллектуальной собственности. Спешу развеять и этот миф – система защиты продвинулась далеко вперёд, надёжность правильно оформленных документов и зарегистрированных патентов выше, чем на территории нашей страны. Отчасти это заслуга Великого китайского файервола.

Урок №4. Интернет под замком

Проект «Золотой щит» – система интернет-фильтрации, которая блокирует доступ к запрещённым Коммунистической партией ресурсам из внешнего интернета. Неофициально такую защиту именуют «Великим Китайским Файерволом» – по аналогии с Великой Китайской стеной. За последние 5 лет число электронных страниц, подвергшихся цензуре, заметно сократилось, хотя «преграды» остались на том же уровне. Цензура не распространяется только на специальные административные районы Гонконг и Макао – в этих двух городах интернет работает в нашем привычном режиме.

«Свободный» доступ может получить каждый гражданин Китая, зарегистрировавшись под личным аккаунтом с помощью паспорта. У меня нет китайского паспорта, но есть студенческий билет Янтайского государственного университета провинции Шаньдун. Поэтому иду в центр информационной безопасности. Мне очень нужны социальные сети: родители скучают, друзья интересуются новостями. Вот и первая «преграда».

- Милочка, куда это Вы? Вы иностранка, Вам нельзя! – говорит мне сотрудница.

Рассказываю о том, что мне нужно связаться с семьёй, я студентка, у меня есть документы. Сначала работница делает вид, что не понимает. Мотает головой. Но я стою на своём. Вот она уже звонит и уточняет. Да, оказывается, я действительно зарегистрирована в этом районе, живу по этому адресу, мне можно доверить информацию и даже пароль. Я всё подтверждаю. Теперь женщина проверяет данные и разрешает воспользоваться услугами по созданию аккаунта. Ура, наконец, я в сети!

Однако на некоторые домашние страницы я выходить не могу даже с личного компьютера. И почему Китай блокирует социальные сети, международные поисковые системы и тысячи «безопасных» сайтов? Дело в том, что после интеграции многомиллионной аудитории юзеров во всемирную глобальную паутину резко изменились правила получения и распространения информации. Жители Поднебесной научились находить выгоду из иностранной рекламы, поэтому дополнительные запреты – это попытка удержать интерес аудитории любой ценой.

Ещё одной причиной является желание правительства понимать, в каком направлении развивается духовный мир граждан КНР. Тем самым государство дозирует потребление негативной информации, защищая собственный народ от разрушительных влияний извне. Великая держава обрисовывает границы, за которые не готово выходить, потому что интернет может оказаться злом. В китайском сегменте всемирной паутины невозможны призывы к свержению власти, экстремистская пропаганда или навязывание антиобщественных идей.

Однако обойти запреты всё-таки возможно. Я возвращаюсь к стойке информации, где мне создавали аккаунт. Показываю на мобильные приложения, пожимаю плечами.

- Не понимаю, в чём дело! – жалуюсь я. – В телефоне всё работает, а на компьютере – нет! Помогите! Очень нужно!

Женщина реагирует мягче, интересуется, пользуюсь ли я китайским мессенджером Wechat. Я киваю. И тут начинается так хорошо знакомая мне «песня».

- Ты такая красивая! Давай сфотографируемся! – предлагает мне сотрудница. – Я выложу это в сети, мои друзья мне позавидуют! У тебя такой хороший китайский! А давай дружить! Помаши моей подруге Джан!»

Я, конечно, улыбаюсь. Добавляю её в друзья. И снова спрашиваю, как мне быть. Выдаётся инструкция:

- Скачать это сюда, нажать галочку тут, установить там, одобрить здесь.

Вуаля, всё заработало! Мама и папа, не беспокойтесь, я на связи. Средство, избавившее меня от всех проблем, – специальная программа с VPN. Оказывается, когда в Китае закрыли Facebook, Twitter и некоторые другие социальные сети, нашлось простое и удобное решение. К примеру, для телефонов это Betternet, VPN Master, для компьютеров – Psiphon, Freegate. Китайское правительство время от времени устраивает проверки, поэтому многие программы перестают работать. Тем не менее, на замену старым VPN быстро приходят новые.

Урок №5. Кушать подано!

Untitled

Жители современного Китая считают, что любое мероприятие ведёт к застолью, на котором нужно пировать. И это не только традиционные праздники, но и совершенно обычные жизненные события: покупка телефона, сбор урожая, встреча с иностранцем.

- Ты в Янтае! Тебя нужно накормить местными блюдами. У нас очень вкусная еда. Тебе понравится, - говорит мне моя «старшая сестра» Му Чшен Си.

Мы познакомились в парке, где она выгуливала собаку. Стали вести разговор о жизни, работе, семье. И она пригласила меня на ужин. Удивительно, но после совместной трапезы я действительно стала частью её семьёй: крестила племянника, была подружкой на свадьбе, организовывала день рождения её мамы. Примечательно то, что на все эти пиршества меня звали как особого гостя. Иногда просили спеть. Мне было приятно. Я выяснила, что самыми популярными деликатесами можно назвать восемь блюд, которые китайцы пытаются включить во всемирное наследие ЮНЕСКО.

- Это утка по-пекински. Нужно намазать лаваш специальным соусом, положить огурцы и зелень, с помощью палочек упаковать кусочки мяса, завернуть, - объясняет моя названная китайская сестра правила поедания этого деликатеса.

- Очень вкусно! - восторженно заявляю я.

Мне не дают передохнуть, предлагая китайский тофу. Его запах сводит с ума. «Мне точно нужно это пробовать?! Мне кажется, что я не хочу! Верните утку!» - такие мысли крутятся у меня в голове. Отшутиться не получается. Делаю над собой усилие. Нет, лично мне «лакомство» по вкусу не пришлось. Китайцы жадно поглощали деликатесы. Я же нашла оправдание: «Непривычно».

Далее в списке лапша «ламянь» по-ланьчжоуски. Такое объедение! Чашка большая (сразу чувствуется щедрость местных жителей), внутри насыщенный мясной бульон, кусочки белой редьки, красная соя, рубленный зелёный кориандр, лапша и говядина.

Важными блюдами также считаются лунные пряники, китайские пельмени «цзяоцзы», китайский самовар «хого» и «цзунцзы» – клейкий рис с начинкой, завёрнутый в тростниковые, бамбуковые или пальмовые листья.

- Давай вместе готовить, - предложила я своей названой сестре.

Она согласилась. Принято решение стряпать «цзяоцзы». На кухне собрались Му Чшен Си, её мама, старшая сестра, племянница и я.

- Тесто уже готово, поэтому разобьёмся на команды, - командует хозяйка. – Начинки будут разные: креветки, яйцо с луком, фарш из свинины, помидоры с китайским грибом.

Я молча наблюдаю за процессом. Китайские пельмени имеют другую форму, напоминают вытянутый вареник. Над моим вариантом смеются. Отец семейства несколько раз фотографирует. Но зато после того как моя партия сварилась, шутить перестали: все были довольны. А я взяла на заметку самые удачные сочетания продуктов для начинки.

Кстати, насекомые – далеко не самая востребованная еда в Китае. Их можно встретить на ночных рынках и мелких забегаловках, а чтобы полакомиться жучками-паучками в ресторанах, придётся делать заказ заранее. Продажи блюд из насекомых сопровождаются рассказом разных легенд, мол, съев тарелочку такой пищи, избавишься от болезней, восстановишь силы, обретёшь спокойствие. Китайцы употребляют в пищу очень многие растения и животных. Цикады в кокосовой стружке, скорпионы в карамели, бамбуковые черви в кисло-сладком соусе и тутовый шелкопряд – самые вкусные, по мнению иностранцев, яства. Так что, если будет возможность, обязательно попробуйте!

Технологии приготовления китайских блюд настолько сложны, что даже не все китайцы могут полностью их понять, поэтому вам никогда не удастся попробовать одно и то же. Каждый повар готовит по-разному! Всё зависит от провинции и традиционных вкусовых предпочтений людей, проживающих на этой территории. Название деликатеса будет совпадать, а вот его вкус – нет.

Как в кулинарии, так и в самом Китае любые отличия приветствуются. Жители Поднебесной активно интересуются другими культурами, особенно русской. Здесь любят наши народные танцы, песни («Катюша», «Подмосковные вечера»), фильмы («А зори здесь тихие») и книги («Как закалялась сталь»). Их давно не пугает «Косолапый мишка». Они готовы подружиться, «заговорить на одном языке» и очень ждут от нас взаимности.

Фото автора

Rating 4 Просмотров: 7493

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.