English

Информационно-образовательный портал

ПОПЫТКА УСЛЫШАТЬ ЖЕСТ

Наталья МЕЛЬНИКОВИЧ, 8 декабря 2017

Девушка рассказывает о себе, но не словами, а движением. Она снова и снова показывает «Я люблю» - прикладывает пальцы к губам, а затем рядом с сердцем. Но ведущие всё повторяют - нет, не так. На пятую попытку уже, смеясь, подсказывают: «Сердце же с другой стороны!»

Проект «Я вижу, что ты говоришь» существует уже 3,5 года при Доме молодёжи «Форпост». Этой осенью сюда пришла четвёртая группа. Участники проекта помогают тем, кто не может нас услышать. Они сами пытаются услышать глухих.

Задать «вектор» сурдопереводу

— Я вот вам сейчас покажу словечко… Переводила вчера слово «вектор». Я просто посмотрела и чуть не умерла! – на экране смартфона 18-летней девушки появляется видео с профессиональным сурдопереводчиком. Она вначале показывает один жест, а затем сразу ещё несколько – один за другим. Рассмотреть последовательность почти нереально.

— Но ведь человек должен успеть всё это увидеть! Как? – удивляюсь я.

— Приходит с практикой. Профессиональный сурдопереводчик должен дактилировать со скоростью 450 символов в минуту.

— А мы с вами – шестьдесят. Нет, подожди, сто, – присоединяется к нашему разговору сидящая рядом Саша. – На зимней сессии нам придётся все 250 символов выдать!

— Вы вместе учитесь? – спрашиваю я.

— Да, в одном университете, - говорит Саша. – На одном курсе. В педагогическом, в Герцена. Мы дефектологи. Хотим стать сурдопедагогами. Смотрим, с кем и как нам нужно будет работать.

— А ещё у нас не преподают жестовый язык, - замечает её подруга. – То есть мы будем сурдопедагогами, но жестовый знать не будем. Только дактиль (азбука жестов – «ПЛ»). Наш преподаватель против жестового языка. Он за то, чтобы на телевидении его запретили, потому что он слишком неоднозначный.

— Разве сурдопедагог работает не c жестовым языком? – уточняю я. – Я думала так.

— Мы тоже так думали, – смеётся в ответ Саша.

Мои собеседницы – участницы проекта «Я вижу, что ты говоришь». Это добровольческий проект, в ходе которого обычные слышащие люди могут изучить основы жестового языка. После этого их объединяют с группой слабослышащих, общающихся уже только на языке жестов. Так создается смешанная группа волонтёров.

Untitled

Показать можно и на дактиле

— Всем привет! – в комнате появляются две девушки. Одна из них, Василиса, с ярко-рыжими волосами, рассылает всем списки слов. – Вы это учили в прошлый раз?

— Давайте, устраиваем короткий зачет! Кто был на прошлом занятии, показывайте, что помните? – присоединяется Яна, в очках и стильном пиджаке, который прибавляет ей излишней строгости.

Последним в кабинет входит молодой человек лет 25.

— Я сегодня тоже в роли ученика!

Все оставшееся время, пока девушки повторяют знакомые жесты, он внимательно следит за всеми и поправляет, если видит ошибки:

— «Дорога» — просто как дугу рукой показываешь. Либо вильнула, если дальняя дорога. Но сильно не виляй — а то уже «река» будет.

Это Владимир Полянский, создатель проекта. Обычно преподаёт тоже он, но иногда помогают и «волонтёры-старички» – те, кто в проекте довольно давно.

— Есть первые 8 модулей, по 2–3 занятия, которые направлены на какую-то тематику. Например, волонтёрство, семья, увлечения, дом, работа, учёба и прочее, – рассказывает Владимир.

На следующей стадии проекта больше интерактива и тренингов, которые проводит «Лига мира». Затем начинаются тренинги от театра глухих – работа уже переходит в практику. Волонтёры оттачивают общение, восприятие.

— Показать можно и на дактиле, но нужно понимать, как считывать. Потому что могут достаточно быстро показывать, а ты не воспринимаешь, особенно дактиль, – говорит Владимир. – У глухих, знаете, совсем запредельная скорость.

Untitled

Убирая границы

Идея проекта Владимиру пришла достаточно спонтанно:

— Я последние лет девять-десять занимаюсь волонтёрством в благотворительной сфере. Когда начинал, мы несколько раз ездили в интернат и там были слабослышащие дети. Мы работали с ребятами-подростками, чтобы они поступили в хорошие университеты, а со слабослышащими работать не получалось. Мы тогда только начинали волонтёрить, в социалку сильно не внедрялись – были далеки от этого.

Когда Владимир переехал в Петербург, он вновь столкнулся с этой темой.

— Наверное, на раскачку мне много времени надо было: занимался другими проектами. Однажды сижу и думаю: почему ничего не делаем, не помогаем? Так и пришла основная идея – социализация глухих.

Между обычными людьми и теми, у кого есть проблемы со слухом, существует множество психологических барьеров. Слабослышащие живут в своём мире, общаясь друг с другом на языке жестов. Однако Владимир и его единомышленники решили, что нужно объединять их с обычными людьми. Только так можно стереть границу между двумя социумами — общим миром и миром глухих.

Сначала запустили пилотный проект – на полгода. В нём участвовали восемь ребят-волонтёров и восемь неслышащих. Посмотрели на результат, отработали программу тренингов и рассказывали о добровольческой деятельности вообще. Поскольку все участники были новичками, их нужно было замотивировать.

Следующий этап уже оказался длиннее.

— Программа рассчитана на 12–13 месяцев, - поясняет Владимир. – Мы запускаем весной и осенью новый набор, потом постепенно сливая их в один единый добровольческий отряд, который работает на мероприятиях.

Недавно участники ездили на Всероссийский Фестиваль молодёжи и студентов, были волонтёрами Кубка Конфедераций. Работать волонтёрами стараются везде – начиная с обычных районных мероприятий и заканчивая крупными федеральными событиями.

Последние два года набор в организацию существенно возрос – в команде из почти 60 человек на форуме работало около 17–20 слабослышащих.

— Знаете, никто даже не понял, что у ребят какие-то ограничения есть, - продолжает Владимир. – Самые обычные волонтёры, идеально исполняющие свои обязанности. Они потом удивились так! Примерно к такому результату и хочется каждый раз приходить: слабослышащие должны максимально интегрироваться. Чтобы убирались эти границы.

Untitled

40 часов в год

Владимир Полянский считает, что наше общество пока не научилось адекватно воспринимать людей с ослабленным слухом:

— Зачастую к ним приклеивают такой ярлык: всё, ты инвалид, тебя невыгодно брать на работу. Хотя у меня есть знакомые, которые прекрасно работают. У нас же целый театр глухих: они на сцене выступают, снимают свое кино. Они все полноценные.

Неудивительно, что с таким отношением главная проблема слабослышащих людей – это коммуникационный барьер. Из-за него, например, им часто бывает трудно найти работу.

— Приходят к тебе устраиваться на работу, а ты жестов не знаешь, тебе некомфортно. И думаешь: мне будет тяжело, зачем все это начинать? – рассказывает Полянский. – А ведь некоторые слабослышащие, которые занимались по современным языковым программам, хорошо разговаривают. В нашем театре есть люди, которые слышат с помощью аппарата. Отключи его – будут общаться жестами. Но они постоянно работают над своей речью.

Другая проблема – образование. Чтобы обеспечить полноценное обучение глухих даже по одной специальности, необходим целый штат сурдопереводчиков, а это затратно. Да и перечень профессий для них не отличается большим разнообразием.

— Получить среднее специальное образование, пойти работать каким-нибудь лифтёром, слесарем или механиком – современной молодёжи это не особенно интересно, - констатирует Владимир. – Но некоторые идут от безысходности, потому что больше некуда.

Коммуникационный барьер возникает и в обычных бытовых ситуациях. Каждому глухому в год бесплатно предоставляется до 40 часов услуг сурдопереводчика. Лишь на эти 40 часов у человека расширяется граница его привычного круга общения. Он может сходить к врачу, к юристу, в социальные службы. Поэтому благотворительные организации сами ищут сурдопереводчиков, чтобы помочь слабослышащим гражданам в обычное время.

— Одна из наших задач – это и пропаганда русского жестового языка (РЖЯ). Ведь это действительно несложно – выучить хотя бы базу, дактиль, чтобы можно было сказать, как тебя зовут, и помочь сориентироваться на улице, – говорит Владимир Полянский.

Untitled

«Эй, давайте к нам волонтёрить!»

— Где ты сам учил жесты? – спрашиваю я Полянского.

— Практика, педагоги, друзья, - отвечает он. – Когда погружаешься в эту сферу, начинаешь замечать людей, проекты, либо тебя просто судьба как-то сводит. Я стал гораздо чаще встречать в метро и на улице слабослышащих. Я учу жесты два года. Не могу сказать, что мне хватает. Тогда приходится дактилировать, но тебе все равно подскажут жест в ответ, если он существует. Потом постепенно запоминаешь, и лексика накапливается.

С момента набора группы в проект до момента объединения ее со слабослышащими участниками проходит два-три месяца. Этого времени вполне достаточно, чтобы выучить самые необходимые жесты. Без них наладить коммуникацию даже на базовом уровне довольно трудно.

В основном в проект приходят девушки 17-23 лет. Владимир говорит, что это основной возраст, когда вообще люди хотят заниматься волонтёрством.

— Есть, конечно, и парни. Кто-то приходит вместе с девушкой, кто-то сам, целенаправленно, - добавляет он.

Новых участников в проект привлекают в основном через социальные сети. Другой способ привлечения – тренинги. Но они, как говорит Владимир, нужны в основном для слабослышащих:

— У них образное мышление, визуальное восприятие. К ним нужно прийти и рассказать. Многие просто не знают, кто такие добровольцы. Тем более что международный жест, означающий «волонтёр», очень плохо воспринимается, потому что похож на «пофиг» в РЖЯ. Далеко не все сейчас знают, что такое благотворительность. Поэтому нужно прийти и рассказать, объяснить. Просто написать «Эй, давайте к нам волонтёрить!» - не сработает.

Иллюстрации: vk.com

Rating 5 Просмотров: 5514

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.