English

Информационно-образовательный портал

Понятная демография. Часть 3: Поголовный инфантилизм или инерция мышления?

Анастасия Переверзева, 2 июля 2021

Иллюстрация: Алика МиндароваКак показывают результаты опросов, изменения в системе ценностей привели к тому, что сегодня всё большее количество людей выбирает сначала самим уверенно встать на ноги, а уж потом направить свои ресурсы на построение семьи. Но ведь нередко можно услышать о том, что инстинкт продолжения рода изначально заложен в любом живом существе: так или иначе, природой предопределено, что нужно размножаться и предать свой генетический код дальше. Ну, или, как минимум, существование полового влечения уже подталкивает человека к удовлетворению этого влечения, а, как следствие этого процесса – человек обзаводится детьми.

Конечно, это справедливо для тех человеческих сообществ, где не распространены средства контрацепции. Очевидно, что развитые страны к подобным сообществам не относятся, а значит, причинно-следственная связь «удовлетворение полового влечения - обретение потомков» нарушена. Добавим и то обстоятельство, что сейчас многие ученые говорят об автономизации брачного, сексуального и репродуктивного поведения: поскольку теперь сексуальные контакты вне брака не являются табу, происходит разграничение ролей сексуального и семейного партнёров. Всё вместе ведёт к расщеплению репродуктивного поведения на секс и деторождение. Поэтому с тезисом о необходимости передать свои гены дальше сегодня разобраться несколько сложнее, чем раньше.

Поскольку вопрос о наличии у человека инстинктов является дискуссионным, рассмотрим потребность в обретении потомков с точки зрения социально-психологических факторов. Существует концепция «репродуктивной мотивации», то есть иерархии мотивов рождения детей. «Репродуктивная мотивация – психическое состояние личности, побуждающее человека к достижению личных целей через рождение детей», причём, согласно данной концепции, определённого количества детей. Судить о справедливости такого подхода сложно, поскольку к единому мнению не пришли и сами учёные. Однако с учётом того, что сейчас всё меньшее число молодёжи видит свою главную реализацию как части семьи, возникает вопрос о том, действительно ли есть предрасположенность к обретению потомства с точки зрения нашего мышления. О психологической стороне вопроса мы поговорили в Анастасией Хрящёвой, практикующим психологом.

Есть ли какие-то психологические стимулы заводить семью?

Есть сценарий семьи: каким было отношение к детям в семье бабушки, мамы, то есть поколенческая история, а есть детская модель отношений с родителями, братьями и сёстрами. Например, есть у меня сестра: насколько в наших отношениях присутствовала ревность или наоборот – жили душа в душу. В своём семейном сценарии хочется этот опыт либо повторить, либо наоборот избежать повторения, это может стать частью мотивации обретения семьи.

Есть ещё нюанс, который касается количества детей в семье. В какой-то момент женщина принимает решение уйти в декрет по причине того, что есть усталость от работы. И когда принимается решение о том, будут ли ещё дети в семье, вопрос может рассматриваться с учётом этого фактора: вот вроде бы заканчивается декрет, а на работу выходить не очень хочется и не очень понятно, что делать дальше. В таких случаях семья может увеличиться потому, что дети отсрочивают момент принятия решения. Так что психологические стимулы бывают очень разные.

Есть термин «репродуктивная мотивация». В этой концепции человек не может самореализовываться исключительно посредством себя, а ему для полной реализации ещё нужно завести семью. Такое присутствует?

На мой взгляд, когда мы говорим о самореализации, отталкиваться надо от мотивации. Бывает мотивация конструктивная, созидательная, а есть неконструктивная. Созидательная – это не заместительная реализация, что «вот, что-то я живу и страдаю, а дай-ка я ребёнка заведу», совсем нет, здесь скорее про желание обрести что-то новое, дополнительно к уже существующему. А вот неконструктивная мотивация, это как раз когда родители руководствуются мыслью «смысла в жизни у меня нет, так вот пусть ребёнок будет смыслом моей жизни». Это плохо, потому что тогда на ребёнка сразу вешается неподъемный груз. Или ещё пример неконструктивной мотивации: с мужем не очень хорошие отношения и надо как-то семью укрепить, вот пусть тогда будет ребёнок, который возьмёт на себя эту функцию. Так что личные цели тоже могут быть реализованы по-разному, отчасти – и с помощью ребёнка. Но, как я уже сказала, это не лучший подход.

Неконструктивная мотивация ни к чему хорошему не приведёт?

Скажем так: скорее всего будут трудности. Возможно, в результате родители как-нибудь с ними разберутся, но может быть очень трудно и родителям, и ребёнку. А если всё в семье нормально, и ребёнок воспринимается как новый этап развития семьи, то больше шансов на гармонию. В семейной психологии есть так называемые семейные кризисы – нормативные кризисы, которые семья проходит в зависимости от каких-либо событий либо через определённое количество лет. Вот как раз то, что связано с детьми, считается одним из этапов развития реализации семьи.

Насчёт установок и реальных желаний – есть ли несовпадение ожиданий от родительства с реальностью?

У всех. Более-менее ожидания оправдываются у тех людей, у которых ещё до появления своего ребёнка в поле зрения были маленькие дети. Тогда ожидания от ребёнка совпадают, но могут не совпасть ожидания своей реакции. Реакция того, как ты будешь воспринимать свою жизнь с ребёнком. С родительством невозможно предугадать, как это будет, пока этого не случится.

Но вот чего люди ещё не ожидают, так это того, что родительство даёт им. Они готовятся к тому, что всё будет плохо – и сначала плохо и будет, потому что адаптация семейная быстро не происходит, – но сюрпризом становится то, что родительство даёт новый ресурс и открываются новые перспективы, как в семейном, так и в карьерном планах. В процессе родительства меняются люди, меняются ценности, и, главное, родительство – это личностный рост.

Многие любят говорить, что нежелание иметь детей у современной молодёжи – это бегство от взрослости. Можно ли, в таком случае, назвать молодое поколение инфантильным?

Мне кажется, это не инфантильность, а разность ценностей. Всё-таки какие ценности были двадцать, тридцать лет назад в обществе, и какие сейчас? Сегодня больший упор делается на самореализацию: человеку хочется узнать, на что он способен. И сейчас для этого есть больше возможностей, чем раньше. В Европе есть же gap year – причём существует достаточно давно – и там возраст молодёжи считается другим, и семьи там появляются позже. Сейчас ценностный сдвиг идёт в сторону индивидуального пути, больше времени отводится рефлексии. Раньше говорили: «вот, нужна семья, дети», и к психологам люди раньше не ходили, книжки по саморазвитию не читали, за границу особо не ездили: то есть кругозор был один, а сейчас – другой. Другая реальность, другие приоритеты. Раньше были другие социальные установки: семья без ребёнка – неполная, человек без семьи – тоже. А сейчас много возможностей соотнести эти установки с реальными желаниями.

Итак, родительство можно воспринимать как инициацию, которую необходимо пройти на пути саморазвития. Отличие настоящего от прошлого в этом плане заключается лишь в том, что если для предыдущих поколений эта инициация была скорее обязательной, то сегодня она становится всё более опциональной. Как видно, изменение приоритетности этой социальной роли также является следствием сдвига в системе ценностей. Именно этот сдвиг и является одним из главных препятствий во взаимопонимании поколений: людям более взрослого возраста ценности современного поколения кажутся излишне детскими и инфантильными.

Гарри Блаттерер, старший преподаватель австралийского Университета Маккуори и исследователь современных социальных процессов, высказал идею о том, что приход в сегодняшний мир со старыми социальными критериями – это проявление инерции мышления. Старыми критериями в данном случае являются завершенное образование, стабильный заработок, семья и дети, собственное жилье и все те вещи, которыми принято измерять общественный успех. Тогда инфантильность, про которую так часто любят говорить представители более старшего поколения, это отсутствие у человека вышеперечисленных критериев. Однако идея заключается в том, что эти критерии – работа, семья, образование – уже не столь актуальны в сегодняшнем мире. С изменением системы ценностей на первый план выходят совсем другие «показатели взрослости»: работу можно менять, жильё – снимать, а семью строить лишь тогда, когда сам этого захочешь. Вспоминая об уже несколько раз упомянутой нами самореализации, можно предположить, что быть реализованным сегодня – это не иметь свою квартиру и стабильную работу, а быть свободным от этих критериев.

Rating 5 Просмотров: 3135

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.