English

Информационно-образовательный портал

Игрушки-антистрессы: удовольствие ли?

Ксения Булова, 31 декабря 2021

В преддверии зимних праздников у всех, кто живет с детьми или младшими родственниками, в ушах беспрестанно звенит: «Купи поп-ит! Купи симпл-димп! Купи…». Старшие родственники разводят руками в недоумении: ну и зачем ребенку нужна игрушка, с которой даже сюжетной игры не придумаешь? А, кстати, правда. Зачем?

Может ли статься, что бешеная популярность игрушек-антистрессов — повод для психологов и социологов начинать бить тревогу? Посудите сами: выходит, что люди в обществе 2021 года испытывают серьезный стресс с детсадовского возраста, или как минимум с первых классов начальной школы. Вместо нормальных машинок или кукол измученные волнениями дети выбирают антистрессы, чтобы хоть как-то справиться с напряжением… Звучит вообще не радужно. Давайте разбираться.

Вопрос номер 1: Как игрушки-антистрессы были созданы и каким образом они «антистрессят»?

Антистрессы, а точнее фиджеты, имеют каждый свою индивидуальную историю. Изначально фиджеты как концепция предназначались для нейроотличных людей — они должны были снимать стресс, облегчать тяжелые для нейроотличного человека моменты в социальном взаимодействии, снимать тревогу и панику. Повторяющиеся движения пальцами рук вкупе с приятными тактильными ощущениями помогают вернуть контроль над телом — в сумме с дыхательными упражнениями и, например, счетом до десяти это может даже облегчить паническую атаку.

Но для нейротипичных людей фиджеты свою антистрессовую функцию выполняют точно также, как для нейроотличных. Сочетание тактильных ощущений с мелкой моторикой успокаивает и умиротворяет. Конечно, с тем же успехом «антистрессить» может и шариковая ручка с щелкающей кнопкой. Но ручки редко бывают такими же разноцветными и симпатичными, как фиджеты: визуальный «триггер» (от англ. «собачка, защёлка, спусковой крючок» — в общем смысле элемент, приводящий что-либо в действие) тоже имеет значение.

Но мнение, что все «хайповые» сейчас игрушки-антистрессы создавались для нейроотличных — ошибочно. Так, например, симпл-димпл был придуман в 2019 году обычной компанией по производству игрушек, и никакой терапевтической интенции в брелок с пупырками вложено не было. Это была просто детская игрушка, потенциальная «однодневка», о которой никто не мог бы подумать, какой она произведет фурор.

А точные корни поп-ита и вовсе утеряны. Ориентировочно резиновый пупырчатый блок тоже был создан в 2019 году, но кто именно его выдумал — утеряно в анналах истории. Патента на такую игрушку как не было, так и нет до сих пор. Потому-то каждый первый китайский завод и отливает пупырчатые плоды детских мечтаний тоннами — ограничений нет ни малейших.

А вот сквиш бы придуман напрямую для снятия стресса: всыпльчивый американский гражданин, некий Алекс Карсуэлл, придумал в 1980-е годы мяч- «мякалку», чтобы его можно было сжимать со всей силы, когда негативные эмоции начинают зашкаливать. Позднее уже технология “сжимабельного” шарика перекочевала в Азию, где получила развитие в несколько иной форме. На сегодня сквиши — это, как правило, нечто мягкое, как зефир, имеющее симпатичную форму (часто фруктов или котиков) и нередко ароматизированное.

Вопрос номер 2: если ребенок просит купить антистресс, значит ли это, что в его жизни стресса слишком много?

Ответ двоякий: и да, и нет. Пожалуй, разумнее всего было бы рассматривать каждого конкретного ребенка отдельно.

С одной стороны, немногочисленные имеющиеся на сегодняшний день исследования по этой теме говорят, что фиджеты и правда стресс снимают. Так, например, специалисты Сеченовского университета провели эксперимент с участием трех школьников 9-11 лет и поп-итов. Сначала состояние детей было зафиксировано в состоянии покоя. Потом ученые попросили детей написать два сложных диктанта, тем самым введя школьников в импровизированные стрессовые ситуации. После первого диктанта дети отдыхали в покое и тишине, а после второго успокаивались с игрушками-фиджетами. Итоги эксперимента показали, что дети пришли в состояние покоя значительно быстрее, когда использовали игрушку-антистресс — об исследовании пишет онлайн-портал телеканала НТВ.

Отчасти это объясняется и просто позитивным восприятием поп-итов. Игрушка постоянно показывается в социальных сетях, с ней играют все популярные у детей блогеры. Так что, возможно, детей умиротворяют не только сенсорные ощущения, но и само ощущение от провождения времени с модной игрушкой.

С другой стороны, практическое назначение игрушек-антистрессов для современных детей — не просто в нажимании на пупырочки. Еще одна важная часть игры — элемент коллекционирования. По предположениям детских психологов, игрушки для современного ребенка стали настолько доступны, что значение приобретает не просто игра, а стремление «заиметь» в коллекции как можно больше игрушек. Нечто подобное было, естественно, и в более ранних поколениях — даже у детей девяностых имело место коллекционирование фишек, по количеству которых мерялась крутость ребенка в его дворе. Но в 2021 году эта сторона игры культивируется и производителями игрушек, и трендами соцсетей, и культом потребления как таковым. Большинство реклам игрушек содержит слова: «Собери их всех!». На YouTube рекорды просмотров бьют видео по типу «Обзор 100 поп-ытов». И, в том числе, за счет недостатка прямой игровой функции в симпл-димплах, поп-итах и слаймах дети переключаются на коллекционирование оных.

Вопрос номер 3: А поп-иты опасны для обычных детей?!

Вы — не первые, кто задался этим вопросом (если вы вообще им, конечно, задались). В июне 2021 года Роспотребнадзор тоже разволновался, и даже поручил научно-исследовательским центрам провести исследования и проверить игрушки-антистрессы на опасность.

По предварительным данным — нет, не опасны. Многих родителей пугает тот факт, что их чада играют с приспособлениями для детей с РАС (расстройством аутистического спектра). Но волнения беспочвенны: ребенок либо имеет РАС, либо нет, и поп-иты — пожалуй, последнее, что может повлиять на развитие ребенка в этой области. Да и РАС не так страшен, как его малюют — но это тема для другого обсуждения.

Rating 0 Просмотров: 2429

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.