English

Информационно-образовательный портал

Экологическое воспитание детей и подростков: необходимость или реальность?

Алёна Трофимова, 18 июля 2022

Все больше людей задумываются об экологии. Как изменилось отношение людей к окружающей среде? Существует ли разница поколений отношения к сохранению природы? Нужно ли уделять внимание экологическому воспитанию детей в современных условиях? Попробуем в этом разобраться и спросить у разных групп населения.

Проведенный опрос в Парке культуры и отдыха им. И. В. Бабушкина г. Санкт-Петербурге (28 человек) разных возрастных групп населения (подростки – 9 человек, молодежь – 12 человек, пенсионеры за 60 лет – 7 человек) определил, что все поколения осознают значение сохранения природы и понимания необходимости воспитания экологической культуры человека.

Подростки, отвечая на вопрос «нужно ли беречь природу и зачем это делать» утвердительно кивали (100%), но отвечали общими фразами «Нужно беречь, потому что это природа» или «Нужно беречь природу, чтобы не засорять землю».

Молодые родители, гуляющие с детьми, более эмоционально включались в беседу.

«Нужно сохранять, это наше наследие, если мы не будем беречь, то кто это будет делать», – комментировала молодая мама трехлетнего малыша, который периодически забегал на клумбу с тюльпанами, а мама ни разу не сделала ему замечание.

Получается, понимать – понимают, а поведение говорит об обратном...

Люди старшего возраста, пенсионеры, отвечали более конкретно: «Когда люди бросают мусор в парке или на улице, становится стыдно за этих людей, ведь потом, они проходят поэтому же месту, гуляют вместе со своими детьми, а кругом грязь», «Сохранять природу нужно, чтобы наслаждаться красотой, дышать чистым воздухом и пить чистую воду» или «Оставить нашим будущим поколениям».

Часто бережное отношение к природе людьми используется лишь как слово, но не всегда обозначает действие. Подтверждением этому является тот факт, что все возрастные группы отметили, что, хотя-бы раз в своей жизни выбрасывали мусор на улице в неположенном месте.

Что это? Недостаток культуры? Или все проблемы от неправильного воспитания?

Причем, как отмечают все респонденты на вопрос «Выбрасывали ли Вы мусор мимо специальных урн» чаще всего это делают подростки.

Так, 90% подростков сказали, что они не всегда следят, куда выбрасывают мусор, однако, очень смущались или смеялись при этом ответе. Значит, есть понимание неправильности поступка. Тогда почему не придерживаются правил поведения?

Молодежь и люди старше 60 лет (45 % от респондентов данной возрастных групп) отвечали, что иногда выбрасывали мусор на улице в неположенном для этого месте.

Вывод неутешительный: практически все респонденты разных возрастных групп хотя бы раз в своей жизни выбрасывали мусор на улице в неположенном месте.

Интересные ответы были и на вопрос «Делаете ли Вы замечание, если видите, что мусорят другие?». Подростки и молодежь практически не делают замечания другим (70%), а люди старшего возраста (80%) наоборот постоянно пытаются остановить тех, процитируем, кто «разбрасывает мусор и разводит грязь», но реакция на их замечания бывает агрессивная.

Рассказ о таком «неудачном» опыте Черемисиновой Галины Николаевны подтвердил факт неадекватных реакций на замечания по сохранению чистоты.

«Я сделала замечание ребятам здесь в парке», – говорит Галина Николаевна. «Компания устроила пикник на лавочке и все, даже девушки бросали мусор на землю, хотя урна стояла в метре от них. В ответ на замечания я получила кучу нецензурных слов. Если бы не вмешались еще люди, думаю, что в отношении меня агрессия бы долго не утихла. Страшно становится за наше поколение. Так и не убрали за собой».

Вывод напрашивается сам собой, по сохранению окружающей среды необходимо вести диалог с подростками. Экологические проблемы – это реальность нашей жизни. Окружающая среда загрязняется не только заводами, но и людьми. Ждать больше нельзя – нужны действия, а это уже необходимость.

Следует отметить, что никто из группы «подростков» не отметил у себя «высокий уровень» экологической культуры, у большинства преобладает «средний уровень» (60%), и «низкий уровень» (40%), но этот результат, на наш взгляд, можно считать даже положительным. Несмотря на его отрицательное содержание, положительное в этом то, что каждый из подростков смог себе сказать и определить у себя недостаточность своей экологической культуры.

Не вызывает теперь сомнение, что необходимо включать подростков и молодежь в активности по обсуждению экологических вопросов.

Ведь именно ценностные ориентиры, модели поведения экологической культуры, заложенные в детстве, сформируют экологическую грамотность и позволят не только понимать и принимать знания в области экологии, но и действовать, и бережно относиться к окружающей среде.

Мы спросили, какие методы и формы будут наиболее эффективны в экологическом воспитании молодого поколения.

Подростки не все смогли ответить на данный вопрос, лишь 60% сделали предположения, что нужно в школе больше проводить уроков по экологии, отмечая, что проблемы загрязнения окружающей среды и рационального природопользования поднимаются в изучаемых в школе учебных предметах: география, биология, экология. Отмечали, что иногда у них проводятся в школе защиты разнообразных проектов по экологии, некоторые даже смогли их назвать, например, «Обращение с твердыми коммунальными отходами». Однако, все они говорят, что этого не совсем интересно.

Подростки сами предлагали использовать различные формы, такие как квесты, деловые игры. Карпов Иван предложил создать виртуальную среду и на уроках информатики моделировать экодома и экогорода.

Молодые мамы говорили о необходимости пропаганды экологической культуры через СМИ, проведение конкурсов по лучшим проектам – чистые и красивые дворы, улицы, скверы с участием детей, организовывать городские праздники в детских садах и школах по повышению экологической культуры, например, «Наша земля – наше богатство».

Среди молодых родителей были предложения по организации в детских садах и школах совместных с родителями мероприятий, праздников, домашних проектов, создание пунктов на базе образовательных организаций по распределению твердых коммунальных отходов.

Люди пожилого возраста предложили вернуть и проводить коллективные субботники, вводить программы в школах и детских садах по экологическому воспитанию для повышения экологической грамотности.

«Когда каждый уберет за собой мусор», говорит Чернышова Марина Афанасьевна, «когда мама встанет рядом с ребенком, тогда будет понимание. Только общий труд через субботники, как это было раньше, будет сближать людей, разбрасывать уже не будет смысла, завтра придётся это всем опять убирать».

Наталья Николаевна поделилась: «Необходимо экологическое воспитание и для родителей – ведь родители для детей являются первым примером для подражания, и если они будут экологически культурными, то и дети будут относиться к окружающему бережно».

Вывод очевиден: для всех возрастных групп респондентов экологическое воспитание значимо, все группы возрастов отмечают необходимость просвещения именно детей и подростков.

Отвечая на вопросы, можно сказать с уверенностью, что отношение людей к окружающей среде изменилось. В какую сторону? Сложно ответить. Понимание вроде бы есть у всех, но в действиях у людей этого нет.

Необходимо воспитывать ценности и установки экологического поведения. Когда у людей будут экологические убеждения, только тогда будут и активные действия в сфере охраны окружающей среды. Именно это и будет сформированной экологической культурой человека.

Поэтому пропаганда экологических знаний, экологическое воспитание приобретают все большее значение в современном мире. Через любовь к малой Родине, бережное отношение к родной природе своей страны, будет бережное отношение ко всему живому на земле.

Rating 5 Просмотров: 1558

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.