English

Информационно-образовательный портал

Кибербезопасность и мы

Анастасия Гаврилова, 2 марта 2020

UntitledЕще 100 лет назад никто бы не подумал, что маленькая металлическая коробочка, размером чуть больше ладони, сможет вместить в себя почти всю личную жизнь человека. Ящики с музыкальными пластинками, стопки фотоальбомов, личные переписки, воспоминания о путешествиях, даже ежемесячный заработок и деньги, отложенные на счастливую старость или отдых, — все сейчас хранится в смартфоне. Однако, учитывая ценность информации, которая содержится в телефоне, рано или поздно возникает вопрос — а не окажется ли, что наша личная жизнь под угрозой? Не предаст ли телефон огласке номер банковской карты или переписку с лучшим другом? Развеяли популярные мифы и ответили на вопросы о киберпространстве профессионалы, работающие с данными и безопасностью в интернете, в рамках митапа «Кибербезопасность», организованного кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ.

Мы сами в ответе за то, что выложили в сеть

Чтобы доверять информацию цифровому пространству и быть уверенным, что она сохранится в целости, нужно уметь защищать данные. О том, как это делать, рассказал интегратор Вячеслав Пронин. Спикер назвал требования, которые предъявляются к безопасности информации: конфиденциальность, целостность и доступность. При этом он отметил, что как бы ни хотелось верить, но абсолютной гарантии безопасности в нашем мире не существует; лучшее, что могут сделать специалисты по охране информации — снизить возможный урон от утечки.

«Параноиком должен быть человек, который руководит информационной безопасностью» — вот залог успеха качественной защиты данных, считает Вячеслав.

Каждый из нас ответственен за то, что помещает в сеть, мы тоже участники процесса охраны личной информации в медиапространстве, а не только сторонние зрители. Однако, чем больше и ценнее данные, тем сложнее их защищать — для это существуют специалисты по безопасности, но их работа иногда тоже терпит крах: есть вероятность не до конца просчитать риски, недооценить важность ситуации.

Почти любой сайт просит соглашение на использование cookie, а приложения не заработают, пока не подпишешь соглашение на обработку персональных данных — в некоторых компаниях есть целый штат людей, которые «занимаются исключительно бумажками», поэтому попытка разобраться в условиях соглашения, вероятно, станет пустой тратой времени, остаётся только смириться и поставить галочку. Мы добровольно отдаем свое «лицо», отпечатки пальцев, контакты, голос, чтобы сделать жизнь легче, выкладываем фоточки и геолокацию, на блюдечке передаем агрегаторам данных информацию о себе. Что с этим делать? Можно, конечно, превратиться в полного скептика, но гораздо лучше разумно использовать биометрические данные и смириться с тем, что информацию о нас собирают (нет, переезд в деревню и покупка кнопочного телефона не поможет).

Для чего личные данные собираются и где используются?

Гиганты медиапространства отошли от той области, в которой начинали развиваться. Сбербанк уже давно не просто банк, у него множество приложений в разных областях жизни, Яндекс тоже перестал быть только браузером и значительно расширился, добавив сервисы с музыкой, карты и такси. Используя хоть один из сервисов компании, мы добровольно передаем информацию о себе всем областям компании. Валентина Роганова, account group head в агентстве Hypefactory, считает, что бороться с утечкой данных сейчас — бесполезное занятие, можно только «поддерживать гигиену этих данных».

По данным приведенного спикером исследования, если исключить сон, россияне около 40% проводят в интернете, и каждую секунду этого времени их данные утекают в медиапространство и обрабатываются. Информация используется для создания рекламных предложений, каждое из которых можно представить в виде воронки: рекламное сообщение запускается внутрь механизма, человек видит рекламу и у него постепенно формируется потребность. Он определяется, нужен ему продукт или нет, изучает конкурентов, различные предложения и после посещения сайта его данные почти мгновенно попадает в специальную базу. Именно нахождение в базе данных — причина постоянных звонков от настойчивых ребят из Тинькоффа и не менее настойчивых девушек из компании Faberlic. Файлы cookie соединят ваш аккаунт в социальных сетях (где, вероятно, вы указали номер своего телефона) с базой данных и оператор сможет вам дозвониться.

- Здравствуйте, это Алексей?

- Да.

- Могу ли я задать вам пару вопросов?

- Да.

Эти «да» становятся «подпиской» на обработку персональных данных. Дальше воронка работает так: заинтересованный человек мониторит социальные сети и отзывы, закрытые группы, потом следует принятие решение — покупка. На этом этапе уже все связанные сервисы знают, что вы затеяли покупку. Представьте, что вы собрались приобрести квартиру. Думаете, ваши данные получит только застройщик? Нет, они будут у операторов, менеджеров, таргетологов и даже у таксистов, которые заботливо отвезут вас на просмотр квартиры и обратно.

Таргетированная реклама анализирует ваш возраст, пол, интересы и все, что можно достать на просторах интернета. Яндекс пошёл дальше: эта компания не привязывается к персональным данным, а анализирует поведение. То есть, если мужчина сидит в декрете и занимается обстановкой квартиры, ему будет показываться не стандартная «мужская» информация, а продукты, которые будет интересны именно ему, например, мебельные магазины и товары для детей. Анализируются даже наши чеки, когда мы регистрируем их ради участия в акциях — агрегаторы составляют портрет покупателя, анализируют его привычки и материальное состояние.

Стоит ли ради сохранения информации отказаться от телефона? Нет, сбор данных — естественная часть мира, в котором мы живем, своеобразная эволюционная ветка. Бороться с этим бессмысленно, можно только попробовать использовать современные функции для того, чтобы сделать свою жизнь максимально комфортной.

Что натворил Алекс Коган и как он на самом деле связан с СПбГУ?

В далёком 2016 было множество слухов и предположений о том, что американцы выбрали Дональда Трампа под внешним давлением. В основе скандала лежала идея, что Facebook продал личностные характеристики пользователей людям, которые сделали для каждого таргетированную рекламу, показывающую Трампа с самых лучших сторон, — мемы, объявления, посты в социальных сетях. Якобы именно из-за этой рекламы и нечестной кражи данных, подстроенной правительством России, Трамп стал президентом. Как было на самом деле? Об этом рассказала психолог, маркетинговый аналитик компании «JetBrains» Янина Ледовая.

История началась с того, что ученый Кембриджского университета Александр Коган решил сделать исследование психотипов. Он запустил небольшой тест, за прохождение которого участнику выплачивалось 2-3 доллара. При этом каждый участник знал, что участвует в исследовании, данные собираются исключительно в научных целях. Компания Cambridge Analytica предложила Когану проспонсировать это исследование. В обмен на полученные данные. Алекс позже говорил, что был не в курсе, в каких целях будут использоваться данные, но согласился принять от компании 800.000 долларов для финансирования проекта. По мнению Янины Ледовой, к Алексу Когану есть вопросы по поводу научной этики, потому что он передал информацию об участвующих в эксперименте компании, не разобравшись, как они будут использованы. Однако, подчеркнула спикер, исследователь не делал того, в чем впоследствии обвинили — участии в манипуляции и влиянии на результаты выборов. При чём тут Россия? По словам Янины Ледовой, СМИ связали сотрудничество по одному из научных проектов Алекса Когана с СПбГУ (продолжительностью несколько месяцев) с произошедшим скандалом и сделали вывод о непосредственной роли в нем нашей страны.

Эксперт подчеркнула, что Cambridge Analytica не могла одной только таргетированной рекламой заставить десятки тысяч людей проголосовать за Трампа, поэтому нельзя утверждать, что нынешний президент США оказался на своем посту только из-за «украденных» данных, как говорит Янина Ледовая.

Наш мозг не любит думать

Можно надеть маску, выбросить телефон, спрятаться от мира, но однажды вас точно вычислят, — считает Роман Демьянчук, доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ. Таргетирование не крадет личные данные, чтобы использовать их против нас, а просто настраивает тысячи предложений под индивидуальные предпочтением каждого человека, так что остаётся только нажать кнопку и поставить лайк на понравившеюся картинку. Думать — это сложный и неприятный процесс для ленивого человеческого мозга. Тогда почему люди идут туда, куда им не нужно, делают то, что им не нужно, и в итоге покупают то, что им не нужно? Отчего происходит такой парадокс? Жизнь большинства чрезвычайно примитивна: ненавистная и бесполезная работа каждый день за неприлично маленькую зарплату, дома — очередной сезон сериала, попытки занять себя чем-нибудь, а все потому, что людям скучно и одиноко. Все это толкает нас в социальные сети, где можно создать иллюзию настоящей и такой желанной жизни.

С самого детства ребенка родители тыкают носом в гаджет и предлагают погуглить ответы на интересующие его вопросы, вместо того, чтобы ответить ему, становится очевидно: ноги нашего одиночества растут из детства, говорит Роман Демьянчук. По данным приведенного экспертом исследования, родители говорят с детьми около десяти минут в день, поэтому подростки уходят в социальные сети, где пытаются убедить себя в том, что они вовсе не одиноки. Мы хотим быть услышанными, прячем свои переживания внутри, но отчаянно ждем, что кто-то всё-таки почувствует наши проблемы и поддержит. От этого и душещипательные посты в инстаграме, записи на стене, ведение блогов. «Ничего не оправдывает человеческое существование», поэтому мы постоянно пытаемся найти смысл жизни: работа, учеба, социальные сети — это все попытки почувствовать, что мы живем не напрасно.

В заключение

Нам нужно научиться жить в реальной жизни, а не строить виртуальную в интернете. Лучший симулятор жизни — действительность, и ни Симс, ни активность в интернете не заменят настоящую жизнь.

Rating 3 Просмотров: 5709

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.