English

Информационно-образовательный портал

СОСТРАДАНИЕ ПРОТИВ «МЯСОРУБКИ»

Ксения ЧУРМАНОВА, фото cdn.tvc.ru, paperpaper.ru, 6 января 2015

Сетевой университет БРИКС: альтернатива или иллюзия безграничных возможностей?

2014 год запомнится мировой общественности двумя яркими событиями, связанными с группировкой стран БРИКС. Первое – договоренность глав пяти государств о формировании пула валютных резервов, после чего в среде экономистов начали говорить о возможностях создания так называемой наднациональной валюты, которую окрестили «бриксо». Второе – подтверждение главами стран создания Сетевого университета БРИКС.

Вопрос о перспективах и возможностях Сетевого университета БРИКС был вынесен на повестку дня и в Петербурге – на лекции профессора Индийского технического института Рукмини Бхая Наир. Профессор Наир представила пять моделей университета XXI века, объединение которых может стать сутью университета БРИКС. Некоторые из них основаны на опыте существующих учебных заведений.

Моделирование университета будущего

Первая модель, в оригинале имеющая название The Positivity of Doing, по сути дает ответ на вопрос, который является предметом дискуссий долгие годы: что важнее в учебном процессе – теория или практика? В соответствии с этой моделью, все-таки практика превыше всего. Кроме того, согласно The Positivity of Doing, наиболее верная форма управления учебным процессом – это меритократия, при которой руководящие посты занимают самые способные. И, как отмечает профессор Наир, именно эти постулаты являются основными для Индийского технологического университета в Дели. Вторая модель, на которую мог бы ориентироваться университет БРИКС, – The Community of Equals – основана на понятии равенства. По такой модели проходит обучение, например, в Азиатском университете для женщин, расположенном в Бангладеш. Третья модель – The Internet or Virtual University – построена на принципе виртуальности и технологичности: ничто новое и ультрасовременное не должно быть чуждо образовательному процессу. В четвертой модели идеального университета – The Spirit of The Poet – внимание акцентируется на важности воспитания у студентов таких чувств, как сострадание и сопереживание. И, наконец, пятая модель несет в себе главную идею Сетевого университета БРИКС: модель The Travelling University порождает свободу в смене ролей, позиций и локации студентов и преподавателей.

Все эти модели университета будущего противопоставлены одной – «модели 0.0», ориентируясь на которую сегодня работают почти все вузы. Ее название – Standard “Meat-Grinder”, что в переводе с английского значит «мясорубка». Такая модель совмещает в себе все стандартные и не самые успешные формы управления и работы со студентами. Профессор Наир отмечает очевидные слабые стороны такой модели: извечные бюрократические проблемы и неразумное решение ставить балльно-рейтинговое оценивание учащихся во главу угла.

Так, по мнению научной общественности института Дели, формирование университета БРИКС должно происходить с учетом необходимым современному качественному образованию характеристик: ориентирование на практику, равноправие участников учебного процесса, высокая технологичность обучения, воспитание нравственности и неограниченность возможностей, в том числе исключение пространственных барьеров.

«Студенты переезжают из университета в университет. И потом это образование засчитывается им при получении дипломов в своих университетах», – поясняют в Национальном комитете по исследованию БРИКС. Пожалуй, это то, что сегодня является особенно привлекательным в образовательном процессе для многих современных студентов, желающих вырваться из стен своего вуза на так называемое «включенное обучение» в другую страну.

- Обучение в двух странах за два года – это отлично. Новые перспективы в изучении языка и возможность познакомиться с культурой страны. Плюс, можно за год обучения за границей успеть зарекомендовать себя в каких-то иностранных компаниях, – говорит студентка СПбГУ Алена Милютина.

Космос наш

Идея Сетевого университета БРИКС была поддержана в 2013 году на встрече министров образования БРИКС в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. В июле 2014 года на VI Саммите стран БРИКС в Бразилии главы пяти государств приняли Форталезскую декларацию. Одним из ее решений стало создание Сетевого университета. В официальную «сеть» на данный момент включены только вузы России и Китая – 14 и 6 соответственно. Какие бразильские, индийские и южноафриканские университеты станут участниками этого сетевого образовательного процесса, пока не ясно. Очевидно, что российско-китайское сотрудничество в этом проекте является ключевым: уже известно, что рабочими языками в университете будут русский, английский и китайский. А основными направлениями для исследований станут космическая отрасль и энергетика как наиболее перспективные сферы деятельности для стран БРИКС.

Сотрудничество в области энергетики является одним из ключевых проектов, представленных в Дорожной карте инвестиционного сотрудничества стран. На саммите БРИКС в июле 2014 года Владимир Путин отметил, что БРИКС располагает уникальной минерально-сырьевой базой – от 30 до 60 процентов запасов по различным видам ресурсов.

Совместное развитие космической отрасли также включено в дорожную карту БРИКС.

- Говоря о космонавтике, необходимо понимать, что она бывает пилотируемой и автоматической, околоземной и дальней. Китай в последние годы сделал огромный рывок в области космонавтики и стал третьей державой с пилотируемой космонавтикой. Сотрудничество с вузами Китая перспективно, но вопросы экспортного контроля актуальны с обеих сторон. Индия серьезно развивает свою космическую программу как в части разработки своих ракетоносителей, так и различных спутников. Бразилия и ЮАР в большей степени занимаются разработкой спутников, – комментирует перспективы сотрудничества университетов БРИКС директор Института космической техники Сибирского государственного университета аэрокосмического приборостроения Валерий Левко.

По образу и подобию ШОС

Университет БРИКС – это уже не первый опыт объединения ряда вузов сотрудничающих стран в одну мощную образовательную сеть. Подобная сеть университетов была создана и в рамках таких союзов как ШОС и СНГ. Так, например, основными задачами Сетевого университета ШОС названо расширение обмена студентами, аспирантами и докторантами, увеличение научно-академического сотрудничества и внедрение современных образовательных технологий.

Вечный вопрос о том, быть или не быть, для университета БРИКС на данный момент уже не актуален. Сегодня бессмысленно дискутировать на тему реальности или ирреальности его организации, так как уже в сентябре 2015 года в Сетевом университете БРИКС начнется пилотное обучение студентов по программам магистратуры.

Целью совместной научной работы стран БРИКС обозначено формирование собственного научно-технического потенциала и воспитание научных кадров. Финансирование проекта возложено на Министерство образования и науки РФ.

Не вызывает сомнений то, что для России это выгодный вариант образовательного сотрудничества. Согласно данным QS World University Rankings, первое место в рейтинге университетов БРИКС занимает Университет Цинхуа, Китай. В десятку лучших по разным параметрам высших учебных заведений входит только один российский вуз – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова числится на третьем месте. В общем, в сотню лучших включены 41 китайский университет, 20 российских, 19 бразильских, 15 индийских и 8 южноафриканских вузов.

Сегодня, в том числе по мнению профессора Наир, университет БРИКС и все модели его развития кажутся воображаемыми. Однако полноценная реализация задуманного образовательного проекта начнется уже в 2016 году, когда будет набран первый курс магистрантов. Тогда и придет пора оценивать реальные возможности образовательного сотрудничества пяти стран.

Rating 5 Просмотров: 7553

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.