English

Информационно-образовательный портал

«ЗВЕЗДНЫЕ ВОИНЫ» АКАДЕМИИ ШТИГЛИЦА

Елена ДАЗДОРОВА, 18 июня 2015

«Люди! Те, кто родились, но еще не умер. Спешите идти в созерцог или созерцавель!» Эти слова Велимира Хлебникова из пролога футуристической оперы «Победа над солнцем» на восемь месяцев стали девизом для команды студентов и преподавателей Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. 17 июня в арт-пространстве Дома-музея Шаляпина «CHALIAPINARTFLAT» доцент академии, кандидат искусствоведения Ольга Калашникова рассказала о реконструкции костюмов оперы для Русского музея и театра Стаса Намина.

Идея восстановить созданную Михаилом Матюшиным, Алексеем Крученых и Каземиром Малевичем «Победу над солнцем» появилась в 2012 году. Инициатором проекта выступил Русский музей, который предложил СПГХПА им. А. Л. Штиглица воссоздать костюмы персонажей к 100-летнему юбилею оперы в 2013 году. Руководитель проекта по реконструкции Ольга Калашникова объясняет, что из-за отсутствия каких-либо фрагментов подлинных костюмов полное восстановление образов показалось ей невозможным. Результаты работы стоит рассматривать как фантазию, выполненную на основе эскизов Малевича, которые хранятся в коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Студентам дали возможность поработать с оригиналами рисунков и «сделать выкраски» - скопировать цвета. Эскизы четырех персонажей не сохранились, поэтому костюмы для них не были реконструированы. Некоторые зарисовки требовали профессионального разъяснения. Важные детали костюмов, например, согнутые руки у Могильщика и сложенные за спиной крылья у Многих и одного зеленого, помог распознать последователь Владимира Стерлигова, искусствовед и художник Владимир Смирнов.

Кроме реальных эскизов в распоряжении художников, реставраторов и модельеров был сохранившийся музыкальный фрагмент оперы, часть декорации и текст либретто, давший команде в составе 70 человек представление о действиях актера на сцене, которые он должен совершать в громоздком костюме. Порой такие указания были скупыми: о Чтеце, Старожиле и Внимательном рабочем известно только то, что они в определенный момент уходят с площадки. Тем не менее, после четырех месяцев разработки проекта и четырех месяцев непосредственной реконструкции художественно-промышленная академия представила 29 костюмов для 17 персонажей. Студенты и преподаватели решили подойти к своей работе, как к созданию живописи - составлять образы из грунтованных и покрытых краской холстов. Для костюмов, скорее напоминающих ассиметричные разноцветные геометрические тела, использовались войлок, мешковина, изоляционная пена и картон, окрашенные смесью гуаши и клея ПВА. Важно было попасть в цвета эскизов и соблюсти верные пропорции. Так, поролоновые боты для трех Спортсменов поначалу оказались слишком большими по отношению к остальному костюму, поэтому переделывать пришлось все три пары обуви. Ольга делится, что работы ее подопечных напоминают сагу «Звездные войны». Действие футуристической оперы тоже выходит за пределы Земли, а герои одерживают победу над Солнцем как символом прежних культурных традиций.

Untitled

Одним из самых удачных творений Ольга Калашникова считает Внимательного рабочего:

- Над ним работали две студентки: Юлия Алексеева и Кристина Бондарик. У них получилось создать очень гармоничный костюм, который как будто бы сошел с картинки. Им удалось придумать мягкие штаны, состоящие как будто из черных и белых колец, сделать горб и вылезший хребет на спине, как на рисунке Казимира Малевича.

Руководитель проекта считает, что как человек опасен для таких костюмов, так и они опасны для человека. Двигаться и даже находится в поролоне и грудах картона в течение долгого времени физически сложно. Поэтому для того чтобы актеры чувствовали себя комфортнее сценическая одежда была дополнена черными комбинезонами, которые к тому же помогли визуально отделить друг от друга геометрические фигуры в костюме.

Ранее «Победу над Солнцем» восстанавливали в театрах Ленинграда, Лос-Анджелеса, Вены и Лондона, а в 2013 году опера с костюмами СПГХПА имени А. Л. Штиглица была реконструирована театром Стаса Намина в Москве. Сейчас творения команды художественно-промышленной академии путешествуют по всему миру вместе с выставкой Русского музея «Казимир Малевич: до и после квадрата». Их вполне можно принять за настоящие костюмы, созданные для премьеры оперы более 100 лет назад.

Rating 0 Просмотров: 8774

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.