ЛИСТЬЯ "ЖЕЛТЫЕ" НАД ГОРОДОМ КРУЖАТСЯ
Варвара ШЕСТАКОВА, 7 октября 2013
авторская колонка
Я бегу по Невскому проспекту. Они тянут ко мне свои длинные избивающиеся руки. Со всех сторон. Снизу и сверху. Это напоминает сказочных огнедышащих драконов, которые вытягивают в воздух тысячи языков в неизменном желании зацепить тебя. Они словно волосы медузы Горгоны, змеевидные руки с заветной бумажкой в руках. «Возьмите», «возьмите», бесконечные «схемы метро», «компьютерная помощь», «обучение иностранным языкам». «Возьмите, девушка!» Это как страшный сон, из которого не выбраться. И пусть у тебя в каждой руке по сумке, пусть не осталось свободного пальца, которым ты бы смог выцепить рекламку. Они идут за тобой. Как в компьютерной игре: ты прошел первый раунд, за ним следует второй, третий и так далее. Сквозь них можно протискиваться только, разгребая руками, словно волны. Или убрать руки в карманы. Или притворится, что у тебя вообще нет рук.
Так бывает не всегда. Но если это проходная улица, если рядом метро и много народу, на проходе обязательно встанут несколько промоутеров и будут испытывать твое терпение. Пока ты не сорвешься, не выхватишь наконец то, что тебе так отчаянно впихивают. Повезло, если рядом найдется урна, уже наполовину заполненная такими же красочными бумажками. Если же нет, как, например, на Среднем проспекте Васильевского острова, ты будешь идти с ворохом таких листочков и наблюдать «следы» менее терпеливых жертв рекламы, растерявших ее по пути. Настоящая полиграфическая осень – ворох красочной листвы по все углам.
В нашу информационную эпоху реклама поглощает мир. Рекламу по телевизору мы можем просто переключить, выключить, убавить звук. Рекламу в газетах и журналах – перелистнуть. Но когда реклама начинает атаковать нас на улице, сыпаться буквально на голову, словно листья с деревьев, хочется сбежать. Подальше. В глубинку. Где настоящая осень. И листья настоящие.
И непонятно есть ли смысл этого круговорота бумаги в природе: сначала рекламу нужно напечатать, потом нанять раздатчика, он выдаст нам бумажку, но мы выбросим ее, не читая. И получается, что работа промоутеров лишь обеспечивает работу уборщикам. Вдруг город станет слишком чистым? А так хоть есть, что подметать.
Ну и, конечно, второй плюс – обеспечение рабочими местами горожан. Гордая профессия промоутер. Это вам, не грузчик, какой-нибудь. Если вы не хотите ничего делать, не хотите строить, придумывать, возлагать на свои плечи ответственность – добро пожаловать! Стопка бумажек, свежий воздух, никаких мыслей и проблем. Но все же эта работа хороша для подростков и пенсионеров. Когда я вижу молодых мужчин, женщин, парней и девушек, хочется подойти и спросить: неужели это все, чему вы научились? Неужели это все, что вы можете?
И вот опять передо мной, стопка мусора, собранная за целый день: пять схем метро, иностранные языки, такси, юридические услуги. Остается злорадствовать, что скоро начнутся морозы, холода… И промоутеры исчезнут вместе с листьями. До весны.
Пока без комментариев