English

Информационно-образовательный портал

Болельщик – тоже человек

Альберт ХАБИБРАХИМОВ, Самат ЯДГАРОВ, 18 марта 2012

Untitled

Фанаты – это «разруха и хаос»... В СМИ часто можно встретить стереотипный образ болельщика, которому нужны лишь алкоголь и хороший мордобой. Наш корреспондент решил выяснить, кто же на самом деле футбольные фанаты: пьяное быдло или вполне адекватные люди с определенными ценностями и планами на жизнь?..

Ты любишь, а за что – не знаешь

Бар на Сенной площади. Здесь нет свободных мест. Кто-то пришел повеселиться, кто-то поговорить "за жизнь". Атмосфера насыщена ароматами хмеля и крепкого табака. Здесь проходит моя встреча с ярым фанатом «Зенита» Алексеем или, как он сам представился, Лехой. Футболом он увлекается с 2002 года. В родном Димитровграде не было команды высокого уровня, поэтому не было и особых предпочтений.

Полгода назад он приехал учиться в Санкт-Петербург. Здесь, наконец, определился с любимой командой. Так он и стал сине-бело-голубым. Атмосфера спортивного драйва сразу же поглотила его: жаркие спорт-бары, леденящие душу стадионы, веселые выезды на игры своей команды. В уютной и родной для себя обстановке Алексей открывает неизведанные ранее грани фанатской души, истинные и искренние чувства болельщиков.

Правда, как фанат, Алексей относится к журналистам с неприязнью. Объясняет это тем, что акулы пера часто выставляют болельщиков не в лучшем свете:

– Эти журналюги пишут, будто болельщик – это быдлорадикал, которому нужно подраться или побухать, или вообще он – националист! Будто у нас никакой цели в жизни нет. Среди фанатов есть и приличные люди: женатые, и работающие на престижных работах люди, и студенты, – объясняет Алексей свое отношение к журналистам.

– А какая же у вас идея?

– Футбол – больше, чем цель или идея, это – жизнь! Она зарождается в сердце, и ее не описать словами… Как любовь! Ты любишь, а за что – не знаешь. Люди ходят на стадионы не для того, чтобы посидеть, семечки пощелкать, а поддержать всем сердцем любимый клуб. Поддержать стоя, совершая некий перфоманс: ну, знаете, разные флаги, розы, заряды, баннеры, фаеры.

На сленге фанатов, роза – это шарф, «боевое знамя», которое болельщик с радостными возгласами поднимает над собой, как символ того, что он и команда неразделимы. «Роза» позаимствована у британцев, чьи фанатские шарфы носят название rosette (розетка).

После объяснений того, что такое футбол и зачем люди ходят на стадионы, Алексей делает глоток холодного пива и добавляет:

– Главное: для фанатов ни одна игра не проходит без исполнения гимна команды. Когда болельщик стоит на стадионе, держа руку на сердце, и во весь голос поет гимн, выпуская с криком наружу свою душу, он дает силы игрокам держаться весь матч и побеждать. В момент исполнения гимна команды игрок и фанат сливаются в единое целое и это единство невозможно разорвать.

Семечки для «кузьмичей»

– Мало иметь горячее сердце и крепкий дух, надо же как-то организовать фан-клуб, содержать его? Как обстоят дела с такими клубами?

– Болельщик тоже человек, – отвечает Леха, – есть фанаты от «Зенита», а есть фирмы – это, как раз, футбольные хулиганы, расставляющие свои приоритеты на драках с полицией и болельщиками других клубов. Например, у «Зенита» такие фирмы тоже есть, наиболее известны среди них «Питерские волки», «Music Hall», «Mobile Group».

На лице фаната появляется довольная улыбка, ведь он начинает рассказывать о третьем виде болельщиков – ультрасах. Они не относятся ни к фанатам от клубов, ни к фирмам. Ультрасы, как говорит Леха, как раз те самые люди, которые активно поддерживают свою команду. Они и занимаются перфомансами.

– Что касается средств на существование, то в официальных фан-клубах, насколько мне известно, все строится на собственных взносах. В фирмах же весь смысл заключается в силовых акциях, то есть, драках вне стадиона и прочих методах показать себя. Чтобы стать хулиганом, нужно быть знакомым с авторитетами такой фирмы.

Ультрасы же могут как состоять в фан-клубах, так и существовать абсолютно самостоятельно. Они так и появились – из желания поддержать команду всем сердцем. У них нет определенной иерархии или строгих правил. Они собираются сами и находят человека, который сумеет все проконтролировать. Его называют старшим по басу. Он обязан собрать людей, средства, выбрать маршрут и найти транспорт, позаботиться о местах на стадионе. Ультрасы – люди искренние, их захватывает то, чем они занимаются. Поэтому, для того, чтобы вступить в их ряды, нужно всего-навсего непринужденно любить свою команду. Есть еще четвертые, но их всерьез никто не воспринимает. Это, как раз, люди, которые ни черта не делают, а сидят и жуют семечки на матчах. Их называют «кузьмичами».

Выражение «Старший по басу» российскими фанатами тоже заимствовано из английского: bus – автобус, получается "старший по автобусу", своего рода заводила.

– Алексей, люди болеют по разному: одним ближе бары, другим – стадионы. Что толкает болельщиков на такой выбор, помимо финансовых возможностей?

– В барах тепло, уютно, выпивка разрешена, а вот на стадионе алкоголь строго запрещен законом. Футбол - в первую очередь спорт, не будем об этом забывать. Но фанаты, конечно же, употребляют и перед игрой, и после. Но есть одно существенное различие: на стадионе ты вживую слышишь, видишь, чувствуешь все, что происходит. А глядя на экран в спортивном баре, такого эффекта нет.

В завершение нашей беседы Алексей советует всем посмотреть такие фильмы, как «Хулиганы зеленой улицы», «Фирма», «Фабрика футбола». Он считает их наиболее реалистичными.

– Болейте за «Зенит!» Гоняйте за него на выезды! А главное, будьте всей душой за Питер! За «Зенит»! – с таким мощным позитивным зарядом Алексей прощается со мной и выражает свои надежды увидеть меня в рядах зенитовских болельщиков. Когда-нибудь я обязательно побываю на футбольном матче.

Прозвища «Зенита»: «зенитчики», «бомжи», «мешки»

Хотя в 1980-х фанаты «Зенита» не осуществляли столь массовых выездов, как сейчас, без поддержки на футбольных трибунах СССР сине-бело-голубые никогда не оставались. Порою ограниченные в деньгах, а зачастую таковых и не имевшие, ленинградцы добирались до городов всеми доступными способами. Вписывались в поезда, прятались от проводников в багажных отсеках, ночевали на вокзалах и в скверах. Отсюда и пошло прозвище «бомжи», на что бывалые зенитовцы реагируют с иронией. Что до «мешков», то это прозвище родилось после того, как команда Павла Садырина впервые взошла на верхнюю ступень национального пьедестала. В честь звонкого события в городе на Неве выпустили полиэтиленовые пакеты с эмблемой клуба и надписью «Зенит», чемпион СССР 1984».

Rating 5 Просмотров: 5498

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.