English

Информационно-образовательный портал

Зачем школам религия и этика?

Ирина МАЛЫГИНА, 19 апреля 2012

авторская колонка

Ехать с учебы в автобусе, когда у школьников кончаются уроки, сущее наказание. Толкотня здесь ни при чем: взрослые в час-пик толкаются и посильнее. Дело в душераздирающем оре на весь автобус или вагон метро, а ещё мат. Много мата. Никакие наушники здесь не спасают. Не спасают и замечания взрослых, способные остановить этот гвалт минуты на две, не больше. Виноват в этом не только возраст, когда способность выругаться, особенно среди парней, считается героическим вызовом обществу. Сказывается отсутствие культуры.

Часто слушая, как надрывается рядом со мной этот «греческий хор», я вспоминаю своих одноклассников. Когда мы, девчонки, выходили из автобуса, наши мальчики подавали нам руку. А весь автобус завидовал. Когда проходили в кабинет, парни всегда распахивали нам двери и заходили последними. Уже вижу недоверчиво поднятые брови читателя. Нет, наши парни были не с Марса. Просто у нас была потрясающая классная руководительница, которая нас так воспитала и приучила по-человечески относится друг к другу.

Каждую неделю она проводила нам классные часы. По сути это была этика и основы православной культуры. Мы ставили стулья кругом и разговаривали о том, что такое дружба, любовь, семья, в чем каждый видит смысл жизни. Говорили и о заповедях. Мы передавали из рук в руки по кругу теннисный мячик – так что слово было у каждого. Мы не зубрили молитвы и догматы. Нас учили мыслить, высказывать свое мнение и рассуждать. На обычных уроках - редкость. Несколько раз мы ходили в храм и беседовали со священниками. Помню, что тащиться куда-то, как обычно, было лень. А потом помню, как устала стоять, потому что вопросы, которые мы задавали священнику, всё не заканчивались. Он оказался настолько живым, умным и интересным человеком, что мне было стыдно за свое прежнее представление о священниках – закостеневших в своих правилах и рамках, далеких от жизни.

Ещё одним открытием, стали православные тексты. Например, мне всегда казалось, что житие – это сухой специфический текст, на второй странице которого уже хочется спать. Но когда на одном из занятий нам читали житие Ксении Петербуржской, все внезапно притихли, побросали Аську и начали слушать. К концу половина класса едва сдерживала слезы. А когда преподаватель замолчал, мы с трудом могли говорить – в горле стоял комок. Было ощущение, что нам читали Достоевского или Толстого, не меньше.

А однажды, классе в 10, мой одноклассник Паша заявил мне, что прочитал Коран. Ему просто стало интересно. Оказывается, там все в стихах. Я страшно завидовала ему: теперь он мог смотреть на мир куда шире меня. Он понимал мировоззрение людей, о жизни которых я не имела никакого понятия. Причем становиться мусульманином Паша вовсе не собирался. Ему хотелось знать о мире больше, чем давала нам школьная программа.

Поэтому на фоне шумихи вокруг введения в школы нового предмета "Основы религиозных культур и светской этики" мне становится как-то обидно за скандалящих родителей. Большинство из них просто не имеет понятия о том, с чем борется.

Многие настаивают, что изучение религии в школе – это пропаганда и обрабатывание мозгов. Несостоятельные обвинения. Скажем, на уроках мировой художественной культуры мы проходили религию древних греков: подробно изучали всех богов, как им поклонялись, какие у греков были религиозные празднества, затем читали мифы и даже наряжались в обитателей Олимпа. Но что-то я не припомню, чтобы под воздействием этого, кто-то из нас подался в язычество и начал устраивать вакханалии.

Разумеется, проект новой дисциплины не идеален. Но это естественно. Самое главное, понять, что изучение религии и этики - это не колонны школьников, распевающих молитвы или марширующих в храм на службу. Это вообще не вопрос веры. Это вопрос культуры.

Rating 5 Просмотров: 5321 | Комментариев: 3

Комментарии

Камилла 25 апреля 2012

очепятки

Лена 24 апреля 2012

Простите, может я чего-то не знаю, но почему Каран через а?

Чердаков 20 апреля 2012

Всё верно. Вспоминаю себя и своих друзей в школе, глядя на эти отрыжки эволюции - боже мой, мы такими не были! Быдлогопота - а разница со мной всего года в два. Что стало со школьниками - неизвестно. Вроде и учителя те же, и родители не хуже моих. Мой вердикт - у ребят острый дефицит люлей в крови.

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.