English

Информационно-образовательный портал

А все началось с носа...

Виктория ФОМЕНКО, 10 июля 2012

Кукла "Корделия, королева цветочных фей", автор: Виктория ФоменкоХудожник начинает создавать свое творение с какого-то одного элемента. Кукольники – не исключение. У каждого он свой: некоторые выбирают глаза, некоторые – губы, а некоторые вообще лицо миниатюрного человечка обозначают лишь намеком, создавая весь силуэт сразу. Я же всегда начинаю с носика. Курносый или прямой, с горбинкой или картошкой – нос для меня определяет все: выражение глаз героя, положение морщинок на лице, улыбку и даже, да-да, не смейтесь, цвет волос. Как? Жизнь была бы намного проще, если бы я знала ответ на этот вопрос. А пока я просто завишу от того, как кусок безжизненной пластики повернется в моих руках.

Наверное, мне следует представиться. Кукольник. Просто кукольник. Нет, не кукловод, который дергает за ниточки: эти «мастера» давно навели блеска на свою профессию, но они всего лишь двигают кукольные детали. А мы кукол оживляем, делаем фантазию действительностью. Мы творцы, создатели реальности, в которой возможно все, мы же ее заложники: попав в этот мир за пределами нашего воображения, человек никогда оттуда не выберется. Куклы человеческими ресурсами не разбрасываются. А еще мы сказочники: любой мастер расскажет вам историю своей маленькой копии, живую, интересную, может, даже с участием драконов. И такой яркой будет эта история, что даже коробка станет казаться огромной неприступной башней с отвесными скалами и подъемным мостом. Это потому, что кукольник не придумывает, а знает: ему ветер нашептал и птицы пропели.

Каждая большая история начинается с чего-то малого. Моя тоже началась с песчинки. Точнее, с кусочка самозатвердевающей массы. Ах да, еще самого настоящего воровства, потому что кусочек-то был мамин, один из пальчиков ее будущей куклы. Но в моих руках он стал курносым носиком, и тут я поняла, как моя кукла будет выглядеть. «Эльфа» я сделала очень быстро, но времени оказалось достаточно, чтобы влюбиться… в материал, похожий на глину, нагревающийся и плавящийся в руках и ложащийся так, как тебе нужно. Хотя, если честно, не всегда именно так. Сделав несколько кукол, я вдруг осознала, что эти создания сами решают, как хотят выглядеть: рука может развернуться во время сбора каркаса так, что вернуть ее на место не получится, пальчики часто располагаются, как им вздумается, а форму рта вообще не стоит пытаться предугадать. Но знаете, стоит попробовать, чтобы понять, что чувствует кукольник, создавая еще одного героя параллельной вселенной.

После «Эльфа» начались эксперименты с материалами. Чего только я не пробовала: и глины разные, и самозатвердевающие массы, и пластики, запекающиеся в печи. Постепенно нашла для себя подходящие фирмы, и пакетики с розоватыми кирпичиками появились в доме. Но возникла первая сложность: как найти материал. Жила я тогда в маленьком городке, где и заикнуться об авторской кукле было странно, в региональном центре был только один кукольный салон с дикими ценами, а администраторы канцелярских и художественных магазинов умели только руками разводить. Заказывать по почте тоже не было удобно: дорогая пересылка, да и посылки терялись слишком часто. Да, сейчас Fimo и Cernit, Darvi и Paperclay есть даже в таганрогском художественном салоне, но тогда, семь лет назад, приходилось переплачивать в Ростове или просить друзей привезти материалы из поездок в столицу и Петербург.

Постепенно проблема с пластиками сошла на нет, хотя и сейчас цены на них заоблачные, проблемы поиска мягких шиньонов, коротких и тонких ресничек, тканей с мелким рисунком тоже решились: шиньоны и реснички стал привозить кукольный салон, а ткани с рисунком заменила однотонными. Осталась актуальна лишь проблема затрат, так как даже кукольный костюм не сшить за два рубля: нужны хорошие, дорогие ткани, которые мягко ложатся и не топорщатся, легкие, мелкого узора кружева, притом летящие и полупрозрачные, тонкие ленты для оформления. А это только костюм. Для тела, которое у кукол чаще всего мягкое, необходим специальный трикотаж в цвет частей из пластика, который, к тому же, не пускает стрелок при ручном шитье. Ах да, все швы на куклах должны быть ювелирные, выполненные мелкими стежками вручную, иначе будут смотреться грубо. И да, тот самый каркас… Три вида проволки – минимум: для головы и каркаса туловища, для соединений и для пальчиков рук. Алюминий не подходит, так как слишком ломкий, приходится брать медь. А проволка для каркаса очень широкая, и если кукла крупная, приходится попотеть при наворачивании будущих хрящей и сухожилий. И еще одна небольшая сложность: из-за тонкой работы приходится пользоваться настоящими стоматологическими инструментами, и достать их поначалу было очень непросто. А попробуй прочертить линии жизни на ладошке, длина которой иногда меньше сантиметра, каким-то другим инструментом. В общем, проблем было немало, но, знаете, оно того стоило. Я быстро поняла, почему куклы не отпускают своих владельцев, и это трудно рассказать, ведь настоящее чувство радости и глубокого равновесия необъяснимы. Их нужно почувствовать.

Но вот первые опыты проведены, техника понемногу налаживается, материалы найдены. А что дальше? Стоят мои работы на полке, пылятся. Друзья приходят, смотрят, говорят «Круто!» и уходят. Неужели это предел?

- Ты зря их прячешь,- сказала мне одна подруга несколько лет назад,- они на полке пылятся, а должны в застекленных шкафах на выставках стоять.

Я согласилась, ведь и правда должны. Но где, как и куда обратиться, я не знала. Тогда на помощь пришли знакомые кукольницы из Ростова, решившие организовать в Таганроге выставку. Родилась идея, началась подготовка, и о чудо! В моем родном городе тут же нашлись желающие поучаствовать. Первая выставка была пробной, обо всем, вторая, через год, о Чехове, так же, как и третья, четвертая… Постепенно одна тематика, за рамки которой выходить в городе казалось невозможным, да и одни и те же лица на каждой выставке наскучили. Хотелось чего-то большего, хотелось показать миру, что и я есть в этой кукольной реальности, что и мои герои имеют право на существование! Именно тогда родилась в голове почти безумная идея: показать кукол столице.

Что ж, идея идеей, а воплощение ее оказалось непростым. Долго решала, на какую выставку везти, наконец, решила. И да будет это Салон кукол, грандиознейшее российское кукольное событие! Но как туда попасть? Звонки, электронные письма, все перепробовала, и вот у меня есть официальное приглашение. Казалось бы, все просто, да только за место на выставке нужно отдать приличную сумму денег, мне не по карману. Что ж, значит, участвовать должны все четыре кукольницы Таганрога. Итак, эта часть плана сделана. Но как отправить кукол? Почтой – могут сломаться, хрупкие очень, а дорогие все-таки, ехать самим – решение, но каким путем, вот в чем вопрос. На поезде неудобно, коробок с куклами слишком много, на самолете – тем более. Решили поехать на машине. Дорога была долгой… А когда приехали, оказалось, не все решили: за фотографию куклы в каталоге заплатить нужно, пропуск на выставку только один на пять человек дают. Кстати, сейчас это не редкость: даже пропуск для стенда международного кукольного объединения МОАК один, хотя выставляет свои произведения не один десяток авторов. А значит, человек должен заплатить, чтобы посмотреть на свое творение на выставке. Но нам повезло: свои пять пропусков мы все-таки получили. В общем, в первый день мы и своих-то кукол еле выставить успели, а о том, чтобы на других посмотреть, и говорить нечего. Приползли ночевать голодные, уставшие, тут еще и московская осень с ее погодой. Какая уж тут радость! Только одного хотелось - поскорее убраться домой.

Но следующий день показал, что отчаивались мы рано: представшее перед нашими глазами трудно описать словами. Великолепие красок и форм, тончайшая, почти ювелирная работа, летающие фигуры и спящие малыши. Признанные мастера и молодые новички собрались в трех залах, чтобы объединить все кукольные миры в один. В тот момент сказка каждого героя была переписана. Конечно, не обошлось и без странных экземпляров, да и что это за сказка, если в ней нет отрицательных персонажей?

В тот день я научилась ценить то, что делаю и люблю. Все мы создали единую историю, а мое воображение дополнило ее деталями, которые надолго врезались в память: верой, надеждой и умением летать.

Rating 5 Просмотров: 5453 | Комментариев: 2

Комментарии

Инна 10 июля 2012

Полностью поддерживаю предыдущего оратора! очень душевно и проникновенно написано! Кажется, поняла чувства журналиста.

Камилла 10 июля 2012

очень интересный текст! талантливый человек талантлив во всем)

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.