English

Информационно-образовательный портал

ЕСЛИ ПРОЕКТУ НУЖНЫ ДЕНЬГИ, ТО ОН НИКУДА НЕ ГОДИТСЯ

Евгения ЧЕРВОНАЯ, 20 июня 2014

В преддверии открытия Молодежного Образовательного Форума «Ладога-2014» корреспондент «Первой линии» пообщался с куратором одного из его направлений - «Технология добра» Прасковья Васильева – автор и координатор десятков волонтерских проектов и начальник тренингового отдела АНО "Здоровый Петербург - выбор молодежи» рассказала о том, отчего добровольчество непопулярно в России, почему эгоизм для добровольца – это хорошо и что представляет из себя социальный театр.

Untitled

- Прасковья, Вы работаете в сфере добровольчества уже семь лет. Как изменилось к этой теме отношение людей за это время?

- На мой взгляд, добровольчество в современном его понимании в нашей стране стало развиваться с начала двухтысячных. Я пришла в эту сферу в 2007-ом, тогда нас было в группе около 20-30 волонтеров. Сейчас это число приближается к 600, и мне очень радостно от того, как растет количество неравнодушных. Активные и разносторонние ребята. Многие из тех, с кем мы начинали, например, за это время стали успешными предпринимателями, но по-прежнему каждую неделю выделяют время на добровольчество.

Конечно это последовательная и нелегкая работа, которая сможет принести плоды спустя долгое время. Но я верю в то, что через 10-15 лет мы сможем увидеть ошеломительные результаты, когда ребята, с которыми мы сейчас работаем, составят прослойку взрослого населения России.

Этот год уже стал очень благоприятным для России. Прорыв на Олимпиаде, чемпионате мира по Хоккею, возвращение родного Крыма, - я думаю, все это - благодатная почва для воскрешения патриотизма, а с ним и веры в собственные силы.

- Когда видишь статистику, по которой, например, в США 58% населения участвует в добровольческих и волонтерских программах, а у нас 2%, возникает вопрос – в чем дело - в менталитете или жестокосердечности?

- Мне кажется, причина в исторически сложившейся ситуации. В целом для России добровольчество - явление не новое. Еще в царское время люди помогали сиротам, беднякам, работая на безвозмездной основе в приютах, больницах и школах.

Но в годы советской власти добровольчество перешло в разряд абсурда, так как перестало быть добровольным, к участию в общественных работах принуждали. Конечно, это привело к психологическому отторжению внутри людей. Сейчас ситуация постепенно сглаживается. Но по-прежнему правовая и

экономическая сторона этой сферы – «белое пятно».

- В добровольчество люди приходят с разной мотивацией. Кто-то из соображений альтруизма, а кто-то с целью личной выгоды, хоть и нематериальной. Как Вы к этому относитесь и на что делаете акцент в подготовке ребят?

- Действительно, нематериальная мотивация в нашей сфере играет большую роль – возможность получить профессиональный опыт, творчески реализоваться, для кого-то – обрести социальный вес. Я не считаю, что это плохо, главное – гармонично сочетать в себе и любовь к людям, и понимание того, зачем это нужно лично тебе в плане развития. Когда участвуешь в особо тяжелых с моральной точки зрения проектах – например, для детей с ограниченными возможностями, то важно напоминать себе о личном росте, чтобы выдержать, – на романтических мотивах долго не продержишься в реалиях нашего мира.

- Наконец-то государство обратило свое внимание на этот вопрос и включило добровольчество в приоритетное направление социально-экономического развития России до 2020 года. На своем уровне ощущаете эту поддержку?

- Наши близкие и верные друзья - Комитет по Молодежной политике Ленинградской области. Все-таки есть такие люди, которые подходят к делу с душой чуткого человека, а не формальностью чиновника.

Каждый из них старается помочь нам и тратит зачастую даже внерабочее время, ищет варианты не только материальной помощи, но и поиска важной информации, полезных контактов.

- Прасковья, вы курируете проект социального театра «Открытая сцена». Расскажите о нем подробнее, пожалуйста.

- Наш социальный театр действует с 2012 года. Это такая игровая форма социального воспитания, при которой волонтеры самостоятельно устраивают театральную постановку на одну из важных тем: борьба с курением и употреблением наркотических веществ, профилактика ранней беременности, отношения с родителями и море других. Мы приезжаем с ней в один из городов области и показываем спектакль в одной из школ. Важная особенность социального театра – в интерактивности. После завершения основной части спектакля на сцену может выйти любой из зрителей и «переиграть» эпизод так, как считает нужным. Это интересный по эффективности проект: во-первых, максимально вовлечены в ситуацию сами волонтеры, во-вторых, возможность вмешаться в ход событий, а в третьих – то, что зрители видят как минимум 3-4 варианта выхода из разных тяжелых ситуаций. То есть в будущем, если они возникнут, - дети вспомнят об этом.

В рамках этого проекта мы, как правило, договариваемся со школами о проведении цикла социальных спектаклей уже самими школьниками после нашего отъезда.

- Какие примеры из добровольчества воодушевляют Вас и дают душевные силы?

- Радость и вдохновение можно найти в любом, на первый взгляд, повседневном эпизоде и спроецировать его на любимое дело. Из жизнеутверждающих примеров добровольчества – волонтерские проекты, самостоятельно организованные подростками. В их числе - волонтерский клуб Сланцевского района «MDV» («My dear volunteer»), клуб Кировского района «Живи смелее». Их основателями были 15-16-летние ребята, и до сих пор они успешно функционируют без вмешательства «взрослых» в управление. Это ли не предмет для гордости?

Один из прекрасных моментов воодушевления - ежегодная международная программа «Дискавери» под руководством Джина Берубе, профессора Галлодетского университета, США. Это бесплатный тренинг, объединяющий специалистов из разных сфер, которых волнуют вопросы психологии, психиатрии, социальной педагогики. И когда мы наблюдаем на тренинге, как дети, на которых висит ярлык «ограниченных возможностей», поражают нас их безграничностью и способностью чувствовать мир намного глубже, чем мы, - это настоящий праздник.

- Как часто случается так, что готовые к запуску проекты оказываются под угрозой из-за дефицита финансов?

- У нас есть такое правило – шутливое, но очень мотивирующее: «Если проект или мероприятие нельзя осуществить без денег, то этот проект никуда не годится – нужна доработка».

А вообще я верю в первую очередь в людей и в то, что если внутри живет созидательная энергия и человек ее культивирует, а не ленится, то все обязательно получится.

Rating 5 Просмотров: 6584

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.