English

Информационно-образовательный портал

ПОМОГИТЕ СТАТЬ ЗВЕЗДОЙ!

Юлия СТАСИШИНА, 26 февраля 2017

Наша корреспондент, снявшаяся в нескольких российских сериалах, рассказывает о движении актеров массовых сцен.

Об актерах массовки существуют два стереотипа: либо это неудачники, которые не смогли себя реализовать в главных ролях, либо это наивные мечтатели, которые всеми силами пытаются пробиться в киноиндустрию. Так ли это на самом деле? Как стать частью движения актеров массовых сцен? Что побуждает людей сниматься в кино далеко не в главных ролях? И может ли человек из массовки стать кинозвездой? Ответы на эти вопросы искала студентка 1-го курса магистратуры отделения международной журналистики Юлия Стасишина, став на время актером массовых сцен.

Untitled

– Актеры массовых сцен, прошу на площадку! – устало кричит девушка с потрепанными рыжими волосами толпе в пятьдесят человек.

Фешенебельный ресторан на берегу Невы на Крестовском острове, обилие женщин в коктейльных платьях с кавалерами в строгих костюмах – все это напоминает атмосферу некой закрытой вечеринки богачей. Выдает в этих людях их социальный статус только пластиковые стаканчики с быстрорастворимым кофе и сушки в руках.

– Сколько раз можно повторять: на съемочную площадку вход со стаканчиками запрещен! Сейчас мигом все домой поедете! – возмущается парень, похожий на Джуда Лоу.

Массовка послушно выбрасывает стаканчики.

– Да уж, условия для нас в этот раз отвратительные, – сетуют, видимо, уже повидавшие виды актеры массовых сцен. – Мало того, что обед – одно лишь название, так и отношение к нам как к скоту какому-то: сидеть под дождем (съемки проходят на открытой веранде – прим. автора), погреться внутри нельзя, еще и кофе пить только на улице.

– Обычно не так? – спрашиваю я.

– Обычно вообще не съемки, а наслаждение, а тут…

«Камера, мотор! Тишина на площадке!»

В массовочное движение я попала совершенно случайно. Находясь в другом городе, я перед своим переездом в северную столицу подписалась на группу «Вконтакте» «Вся творческая работа (вакансии) Петербург». Довольно часто там попадаются объявления о съемках в качестве актеров массовых сцен. Переехав, предлагаю своему молодому человеку: «Пошли, посмотрим, что это такое?». Нашим дебютом стали роли прохожих в сериале «Проспект обороны».

Утро. Воскресенье. Долго ищем назначенное место. Находим по грузовикам с аппаратурой для съемок.

– А где здесь собирают массовку? – спрашиваем у съемочной группы.

– Вон, человек в красной куртке – вам к нему, – отвечают нам брутального вида деятели кинематографа. Все, как один, с бородами, спортивного телосложения. Для еще большей брутальности рядом с грузовичком с аппаратурой припаркованы два мотоцикла.

– Здравствуйте! Вы, наверно, Коля и Юля? – улыбается нам человек в красном. – Меня Костя зовут, я ваш бригадир.

Бригадир – это главный человек по массовке. Как правило, все бригадиры – выходцы из актеров массовых сцен. Обычно они работаю в группах по несколько человек. Один набирает людей, другой руководит группой непосредственно в процессе съемок. Ему дает поручения второй режиссер. От бригадира зависит как материальная сторона (зарплата, расходы), так и вся атмосфера съемок. Этот человек может помочь, а может и выгнать со съемок.

Костя внимательно оглядывает нас.

– Вот, когда нам нужны рыжие девушки, их нет. А когда вот так, прохожими, пожалуйста.

– Я не виновата, – оправдываюсь я. – Мы вообще только недавно переехали.

С первыми в нашей актерской карьере съемками нам не очень-то везет. Ждать своей одной единственной сцены приходится до самого вечера. Спасаться от безделья приходится с помощью кофе (причем даже не быстрорастворимым, а зерновым, что считается роскошью для актеров массовых сцен) и плюшками. Плюшки – это, в основном, сушки и пряники. Один раз на других съемках мне повезло, и я попала даже на вафельный торт.

– Костя, а расскажи про то, как актеров ищете, не считая «Контакта»?

– Бывает, с улицы берем. Недавно вот было: снимали исторический проект, и нужна была такая «тургеневская девушка», причем режиссер нам об этом сказал лишь на съемочной площадке. Что делать, пошли с Виталей (напарник Кости) искать. Подходим к метро и видим девушку. Прям то, что надо: длинные волосы красивые, юбка до пола, книжка в руках. Мы к ней: «Девушка, а не хотите в кино снятся?» Она нам: «Знаете, я давно мечтала об этом».

Такие случаи, когда берут народ с улицы, достаточно редкие. В основном подбором актеров занимаются «Вконтакте». По запросу в поиске «Съемки в кино Питер» можно найти десятки групп с количеством подписчиков от трех тысяч человек. У каждого агентства есть своя закрытая группа, где публикуется информация о кинопроектах и о том, кто и когда требуется для массовки. Проще всего попасть в кино через «прохожих». Как правило, требований четких нет: «Возраст от 18 до 60, одежда по сезону». Сложнее всего (и одновременно интереснее), попасть на исторический проект, когда ищут определенный типаж. Оставляешь заявку со своим именем, возрастом, размерами одежды, номером телефона, прикрепляешь фотографии и ждешь звонка.

– В России очень легко попасть в массовку, – рассказывает второй режиссер сериала «Инспектор Купер». – В Америке, например, даже к массовке предъявляется требование иметь актерское образование.

Untitled

Однако и в киношном бизнесе не обходится без мошенничества. Встречаются объявления «Для съемок в клипе у Тимати/L’one/Доминика Джокера требуются молодые люди…». Когда откликаешься на подобное, тебя просят перечислить некоторую сумму денег (200-300 руб.), которая обязательно потом возвращается, якобы на входной чип или зимой на теплую одежду. Когда приезжаешь в назначенное место, то обнаруживаешь лишь таких же обманутых людей. Забавно, что молодым актерам такого рода «съемки» находят их же агенты.

Эпизод с нашим участием снимается всего минут 15. Нас расставляют по точкам, и по команде мы должны идти в заданных направлениях. В конце дня нас фотографируют: может, пригодимся для других проектов.

«Сцена два, дубль три»

Через дней пять в 11 вечера вижу на телефоне неизвестный номер.

– Привет, Юля! Это Виталий, я вас фотографировал для проекта. Сможете подъехать сейчас? Такси оплатим. Снимаем школьный выпускной.

«Вот мой звездный час – уже сами на съемки зовут», – думаю я и соглашаюсь.

На проектах, где требуется молодежь, всегда очень много студентов театральных вузов. Например, на этих съемках непрофессиональным актером была только я.

– Вам нужно как можно больше сниматься, постоянно мелькать перед режиссерами, мозолить им глаза, – учит молодых актеров Костя. – Когда режиссер будет знать вас по имени, это уже первый шаг к успеху.

Девушкам всем по очереди делают праздничный макияж, прически. Гример, долго восхищаясь моими волосами, собирает мне пучок.

– Ой, у нашей Леси ведь такая же прическа (Леся – одна из исполнительниц главных ролей), – говорит, глядя на меня, второй гример.

– Ничего страшного, мы ей здесь заколочку красивую прикрепим, и никто и не заметит.

Снимаем выпускной 10-го класса, 2007 год.

– Тебе сколько лет? – спрашивает меня один из бригадиров.

– 22.

На нужный возраст еще и с моими татуировками я уж точно не выгляжу. Ставят меня подальше от камеры в пару с еще более взрослым актером.

-А вас как занесло в компанию к молодым? – спрашиваю я.

– Позвонили, сказали: «Выручай».

На школьном выпускном нам разрешают пить шампанское. Только не сразу: для кадра нужны полные бокалы.

В массовку идут по разным причинам: кто-то, чтобы отдохнуть от основной работы, кто-то ради денег. За одну смену в 12 часов актер массовых сцен получает 600 рублей. Групповка (меньше человек и, иногда, дают текст) получает по 800 рублей за смену. За эпизод можно заработать до 1300 рублей. За ночные съемки плата выше: от 1000 рублей для массовки. Любая переработка также оплачивается из расчета 1 час=100 рублей. Если сниматься хотя бы 4 раза в неделю, за месяц уже можно заработать около 10 тысяч рублей.

Мне везет на торжественные съемки: выпускные, свадьбы, вечеринки алмазных баронов. Да я и не против: лишний повод выгулять мое любимое красное платье.

На одних из таких съемок знакомлюсь с Николаем. Ему 35, в одной руке у него айфон последней модели, в другой – планшет. В деньгах этот человек явно не нуждается.

– Вообще у меня бизнес свой. А съемки – это так, хобби. Однажды мне сказали, что я очень похож на одного актера, и вот я уже как полтора года его дублер. Мне нравится здесь, что я становлюсь здесь тем, кем в обычной жизни не могу. Это новые эмоции, знакомства.

Раскрасить привычную жизнь – одна из главных причин, почему люди хотят сниматься в кино. Побыть на гламурной вечеринке или исторической битве, в костюме солдата советской армии или рокера из 1980-ых – впечатлений точно хватит.

Попав в массовочное движение, понимаешь, что – это целая субкультура. Здесь все друг друга знают и обсуждают между собой, кто, где в последний раз снимался, с кем из известных актеров удалось сфотографироваться. К исполнителям же главных ролей отношение особое.

– Ой, смотри, – это ведь девочка из «Моей прекрасной няни»! А это же сам … (это известное имя вылетело из моей головы, как только я его услышала), – по возвышенно трепетной интонации понимаю, что это кто-то уровня Безрукова. Даже как-то неудобно признаваться, что не знаешь его.

Ночная съемка. Дискотека. Веселье, пьяный угар, драка, стрельба с кровью – все по сценарию традиционного русского сериала.

– Вы должны организовать круг на танцполе вокруг нашей Катюши, – объясняет задачу режиссер. – Создаем впечатление веселья, шума. Танцуем под Верку Сердючку. Но без музыки, не издавая ни звука.

Untitled

Теперь понимаю, почему танцы в кино выглядят так нелепо. Попробуйте протанцевать всю ночь на каблуках, в дождь, без музыки.

-Как круто! Это моя первая съемка, и попал на такое! – восхищается мой спутник по сериалу Дима. Инженер по образованию, он с детства мечтал стать актером. – Летом окончил актерские курсы. Камера для меня – это будто новый мир. Какое-то таинство. Хочу стать как Хабенский. На курсы когда ходил, мне предлагали эпизод в «Мажоре», но я испугался, что не смогу. Теперь вот жалею.

После сцены диких танцев Диме предлагают сыграть труп. Он с радостью соглашается.

– Хочу, чтобы меня заметили, – говорит инженер с актерскими амбициями.

«Актеры массовых сцен приглашаются на обед»

Антон Городецкий (творческий псевдоним) слово «массовка» не любит. Предпочитает, чтобы его называли статистом – не так обидно. Он – один из самых известных лиц актеров второго плана. Я встречаюсь с ним на съемках сериала «Про Веру». Я играю посетителя ресторана, у него эпизод – полицейский.

– Вообще я по образованию юрист. Как попал на съемки? Стало интересно, на что способен, узнать таланты свои. Заработком это не назовешь. Я пробыл статистом примерно два месяца и стал пробиваться в эпизодники.

Untitled

– И тебя сразу взяли? Обычно же пишут, что для эпизодов образование актерское нужно.

– Я парень настойчивый, – делает глоток кофе Антон. – Добивался упорством, рассылая везде пробы, вот и взяли. Многие думают, мол, из массовки можно пробиться к настоящим ролям, – ерунда все это. Вот если эпизодник, то да. Некоторые считают, нет образования – ничего не выйдет, но это далеко не так. Не зря гласит русская пословица – терпение и труд все перетрут. Не надо сидеть и ждать пока тебя позовут, надо добиваться желаемого, и тогда все получится.

Антон часто ездит в Москву на съемки. Недавно у него была групповка в «Реальных пацанах» и эпизод в «СашаТаня».

– Поначалу я прям фанател от этого. Теперь все на поток встало. Все эти сериалы «ТНТ»-шные и «СТС»-шные, – кусает пряник. – Что-то еда здесь ни к черту.

– Съемки в каком проекте тебе больше всего запомнились?

– У Краснопольского в «Юности барона». Он родоначальник советских и российских сериалов: у него у стены постоять в кадре – уже большое достижение.

– А чего в будущем хочешь? Главную роль получить?

– Нет, я продюсером хочу стать, – мечтательно улыбается. – Хочу всем процессом съемочным руководить.

Во время обеда чувствуется иерархия между массовкой и основной съемочной группой. Нам дают плов и салат с морковкой и чесноком. Актерам массовых сцен положено есть после того, как пообедают остальные. Когда массовка небольшая, и съемочная группа настроена доброжелательно, может повезти, и тогда достанется та же еда, что и режиссеру и главным актерам: первое, второе и салат. И то, можно услышать недовольные возгласы: «Почему массовка ест с нами?». Здесь уже все зависит от бригадира: сможет ли он отстоять права своих подопечных. Обычно же на массовку готовят отдельно и меньше. Добавка – только самым шустрым.

– Обед закончен, съемки продолжаются! – объявляет бригадир.

– Дайте уже мне мои деньги, и я поеду домой, а? – вздыхает женщина лет тридцати и устало идет в сторону, где проходит весь съемочный процесс.

«Всем спасибо, все свободны»

«Инспектор Купер – 3». Снимаем студенческий выпускной в Гатчине. Групповка. 10:00 утра, понедельник. Сцена на входе в ресторан. Изображаем группу выпускников, вышедших подышать воздухом. По сценарию выходят два актера и имитируют драку из-за девушки. Получается натурально: одна бабушка – жительница Гатчина – возмущается: «Все стоят, смотрят и никто не разнимает!»

После сцены выпускного переодеваемся в повседневную одежду и едем снимать жизнь общажную. Мне дают сковородку с яичницей.

– Тебя как зовут? – спрашивает меня режиссер.

– Юля.

– Юлечка, смотри: твоя задача – идти по коридору до того поворота, – показывает, где мне нужно свернуть и выйти из кадра. – Виталя (главный герой) будет идти мимо тебя, поздоровается, мол, «Привет, Юль», а ты ему так небрежно в ответ «Привет, привет». Представь, будто он вчера вечером позвал тебя к себе в комнату матч хоккейный смотреть, а матча никого и не было. Понимаешь?

С третьего дубля снимаем эту сцену с моей блестящей проходкой. Яичницу приходится периодически подогревать. «Я хочу, чтобы шкварчало», – желание режиссера – закон.

– Стоп! Снято! Все свободны. Всем огромное спасибо! Главные герои, съемочная группа, актеры массовых сцен – без вас ничего бы не получилось. – Эта была последняя или, как говорят сами киношники, – крайняя сцена проекта.

На автобусе нас отвозят до Петербурга. Съемочная группа спит. Актеры массовых сцен пьют одну на семерых бутылку вина, купленного в Гатчине на заработанные только что деньги, и играют в города.

ФОТО автора

Rating 5 Просмотров: 6999

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.