English

Информационно-образовательный портал

Диплом журналиста. А что дальше?

Инара ЗЯБИРОВА, 6 марта 2012

Untitled

Заканчивая факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, студенты полагают, что они станут востребованными специалистами, у которых не будет проблем с трудоустройством. А тем временем помимо СПбГУ каждый год журналистов выпускают ещё девять вузов Петербурга. Рынок труда наводняется дипломированными специалистами, а на сегодняшний день, к примеру, сайт «Яндекс.Работа» предлагает лишь двадцать четыре вакансии по нашей профессии... Как говорится, почувствуйте разницу. Каковы перспективы у выпускников факультета журналистики СПбГУ? Об этом мы побеседовали с исполняющей обязанности декана факультета журналистики, заведующей кафедрой истории журналистики СПбГУ, профессором Л. П. Громовой.

- Людмила Петровна, скажите, данная проблема – неверная политика государства? Отсутствие регулирования потока выпускаемых журналистов?

- Если мы внимательно следим за текущими обсуждениями в СМИ, то видим, что политика правительства, министерства образования направлена на поддержание тех специальностей и профилей подготовки, которые требует рынок труда, которые реально нужны экономике, социальной и культурной сфере. Однако проблема «избыточности» одних специальностей при дефиците других всё же существует, и это связано с общим положением в образовании.

- И почему сложилось такое положение?

- В последние два десятилетия открылось слишком много новых вузов без достаточной кадровой, учебно-методической и технической оснащённости. Раньше, в Советском Союзе, было 300 вузов, теперь только в России их стало более 3000, среди которых много частных. Правда, не всегда форма собственности определяет качество образования. И всё же, как правило, частные вузы не блещут уровнем подготовки. Существует много филиалов, которые «штампуют» дипломированных специалистов, не обременённых профессиональными знаниями. О необходимости реорганизации системы образования пишет Владимир Путин в статье по социальной политике. Он предлагает, сохранив старые, классические центры профессиональной подготовки, которые представляют собой авторитетные научные и педагогические школы, укрупнить их, присоединяя к ним остальные. То есть использовать ведущие университеты как локомотивы, которые могут обеспечить прорыв в образовании.

- Несмотря на государственные преобразования, немало журналистов уходит в смежные профессии – связи с общественностью, маркетинг, различный бизнес.

- Ещё в самом начале формирования рынка в новой России появилась потребность в таких специалистах, как пиарщики и рекламисты. Мы открыли новые образовательные программы по специальностям «связи с общественностью» и «реклама». Однако первоначально дефицит этих кадров восполняли журналисты. Это стало возможным, потому что на нашем факультете дорожат филологической подготовкой, дают хорошую гуманитарную базу, а также необходимые технологические навыки. Профессия журналиста универсальна по своей природе. Многие наши выпускники говорят: «Хорошо, что мы учились писать, потому что текст нужен везде». Многие работают в журналистике. Но не все.

- Как Вы думаете, сколько примерно процентов, навскидку?

- Проценты сейчас трудно высчитывать. Раньше мы знали наверняка - когда было государственное распределение. Теперь - только по личным и кафедральным контактам с выпускниками. Но в среднем, думаю, больше половины из них работают по профессии. Это подтверждают встречи с выпускниками. Кстати, работодателей часто интересует не только наличие «корочки», но и то, какой именно вуз этот человек закончил. А некоторые, особо требовательные, смотрят и как закончил. На нашем факультете подготовка журналистов ведётся уже 65 лет, и, естественно, накоплен огромный опыт. Есть мощный потенциал, кадры, традиции... И, конечно же, наши выпускники хорошо востребованы. Если мы посмотрим на телеэкраны и полистаем газеты и журналы, то практически везде увидим знакомые лица и имена.

- А остальные? Не обидно, что тратили на них столько сил и времени, а они ушли в другую отрасль?

- По-разному складываются судьбы. Что значит обидно - необидно? Жизнь заставляет иногда менять свои первоначальные планы и намерения. Я думаю, в любом случае, то, что они здесь получили, им пригодится в жизни. Нынешняя экономическая ситуация, и ситуация, связанная с профессией, предоставляет больший выбор. С журналистским образованием, помимо традиционных СМИ, работают в пресс-центрах, в PR-службах, в различных коммуникативных агентствах, перспективным сегментом рынка труда становится и Интернет, новые медиа. Некоторые наши выпускники идут преподавать в школу, организуют там кружки и профильные классы по журналистике.

Ощущения, что мы работаем вхолостую, нет. И знаете… У нас, видимо, особенный факультет: есть в нём какой-то магнетизм, сила притяжения. Потому что наши выпускники, как правило, между собой общаются, поддерживают друг друга, у них есть потребность зайти на факультет, встретиться с преподавателями. Значит, всё не напрасно.

- Вероятно, можно и вовсе без специального образования обойтись? Сегодня в редакциях не все обладают «корочками» факультета журналистики.

- Всегда так было. И всегда шли споры о том, нужно ли иметь журналисту профессиональное образование. В жизни существуют разные варианты: бывают талантливые журналисты, как говорится, от бога, пришедшие из других отраслей. Иногда аналитик, который имеет иное базовое образование - медицинское, биологическое, или какое-то другое, становится специалистом гораздо более глубоким в этой отрасли, чем наш выпускник. Однако это всё-таки исключение из правил. Журналистика всё больше и больше становится универсальной профессией. В последнее время мы много говорим о конвергентной журналистике, которая соединяет не только каналы деятельности, но и технологии профессии. Можно доучиваться и совершенствоваться, но нужен фундамент, нужна база знаний и умений в этой области. Мы видим, как в коммуникационной среде появляются новые конкурентные явления, которые называют по-разному: народная, общественная, гражданская журналистика. То есть журналистами считают себя практически все, кто в сетях. Однако каждое дело должно делаться профессионально: можно уметь готовить, но у настоящего повара всё равно получится вкуснее …

Rating 5 Просмотров: 7183

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.