English

Информационно-образовательный портал

Как победить в World Press Photo

Юлия ВЛАСОВА, ФОТО: Александр ТАРАН, 18 марта 2012

Untitled


Победа соотечественника в каком-либо «соревновании» в России воспринимается как общая, всенародная, каждый ощущает свой небольшой, но всё-таки вклад в то, что снова «мы всех сделали». Конечно, это больше относится к событиям масштабным вроде Олимпийских игр или Нобелевской премии. Однако тот факт, что в этом году трое российских фотографов были отмечены на международном конкурсе World Press Photo (знакомом не только фотожурналистам, но и людям, к данной профессии имеющим, в лучшем случае, косвенное отношение), даёт повод для гордости – «наши победили». Не будет лишним снова назвать имена лауреатов: Александр Таран – первое место в номинации «Спорт», Юрий Козырев – также первое место в номинации «Новости» и Александр Гронский – третье место в «Повседневной жизни».

Один из победителей, Александр Таран, которого уже не в первый раз отмечает жюри WPP (2009 г.), рассказал о своем профессиональном прошлом и настоящем, особенностях спортивной журналистики, международном конкурсе, а также возможности существования «русской школы фотографии» и объединяющей традиции.

При поступлении на факультет журналистики СПбГУ имели ли вы представление о профессии и о том, чем будете заниматься в будущем?

После школы представлений о работе практически не было. Все знания были очень поверхностны, взяты большей частью из фильмов и книг.

До поступления я занимался фотографией во Дворце пионеров у Германа Павлова. Там я получил основы классической фотографии, но не фотожурналистики.

А на втором курсе нашу группу вела Наталия Кузнецова, редактор журнала «Санкт-Петербургский университет». Она предложила мне работать в журнале, и здесь я в «щадящем режиме» стал знакомиться с азами профессии. Первое, с чем пришлось столкнуться, было то, что фотографировать по заданию – это дело довольно далекое от творчества. Говоря прямо, в понимании профессии журнал дал мне больше, чем учёба на факультете. И это, наверно, камень в огород журфака, но на тот момент, то, чему учили на факультете, сильно расходилось с реальной профессией фотожурналиста. Если бы не фриланс, то я не получил бы ответов на вопросы о реальном положении дел.

Как развивалась ваша карьера после университета?

Отучившись пять лет, я поступил в аспирантуру. Тогда же стал работать в фотоинформационном агентстве «Интерпресс». На то время (да и сейчас, в общем-то) для тех, кто хотел работать в фотожурналистике, все пути вели туда. В агентстве я ещё сильнее почувствовал разрыв между теорией и реальностью, я даже пытался привнести свой профессиональный опыт в диссертацию, которую писал.

На тот момент я был самым молодым в агентстве и, работая, продолжал учиться у старших коллег. Следили за работой мировых агентств (AP, AFP, REUTERS), и за тем, как работают петербургские фотографы, которые были у них в штате.

А каким образом вы пришли именно к спортивной фотографии?

У фотографов, работающих в агентстве, нет определённой специализации. То есть снимать нужно всё: пресс-конференции, официоз, происшествия, спорт в том числе. И всё надо уметь делать одинаково качественно. Наверное, спорт, был мне ближе. Потому что в любом соревновании, неважно - дворовом или мирового уровня, есть человеческая история. А для профессионала есть возможность сделать действительно интересный кадр. Если ты увлечен каким-то спортом, знаешь правила, то можешь предвидеть развитие событий, кульминационные моменты, и работа над кадром становится осознанной и интересной.

Untitled


«Стрелка» – серия фотографий, с которой вы заняли первое место в номинации «Спорт» в WPP, повествует об уличных боях без правил. Почему вас заинтересовал именно этот вид спорта, эта история?

Когда я ушёл из агентства, то стал сотрудничать со спортивными организациями, много снимал профессиональные турниры по смешанным единоборствам. Круг людей (организаторы, промоутеры) в этом виде спорта довольно небольшой. Поэтому я знал о том, что будет проходить такой интересный турнир «Стрелка». В общем-то «Стрелка»- это тоже в своём роде соревнование по смешанным единоборствам, только в другом антураже, непривычном для официальных соревнований: поединки проходят на улице. Правила такие же, как и в смешанных единоборствах, только участвовать могут все желающие: и спортсмены, и любители. Это меня заинтриговало. Социальный подтекст и спортивное состязание. Я попытался это передать в своем репортаже.

Что вы можете сказать о самом конкурсе World Press Photo? Какие фотографии вы оценили и как профессионал, и как любитель?

В номинации «Спорт» мне понравилось всё. Я, конечно, очень рад, что оказался среди таких маститых фотографов.

Адам Претти и его серия, посвящённая чемпионату мира по водным видам спорта – это уже работа над эстетикой, когда спортсмен и пространство, которое он преобразует, становятся предметом искусства. В этой серии совершенно другой подход к журналистской фотографии. Фотограф не ставит задачу информировать зрителя о результате соревнований или о действии спортсмена. Он любуется происходящим и передает эти эмоции зрителю.

Томаш Гуджовати – признанный мастер. Много лет снимает на камеру большого формата. Его репортажи, посвященные спорту, это, скорее, социальные очерки, истории простых людей, где спорт становится декорацией, фоном их действия.

Как любителю, мне понравилась серия Роба Хонстры «Певцы Сочи» — своего рода журналистское, этнографическое исследование. Эту серию не стоит рассматривать с понятия красоты, фотографичности. Это интересный взгляд иностранца на нашу действительность, взгляд со стороны на нелепость вещей, которым мы сами иногда удивляемся, но в повседневной жизни не замечаем. По работе мне приходилось останавливаться в гостиницах, наблюдать досуг южных городов. Этот странный вкус, с которым украшены магазины, кафе, рестораны. Все это здорово подмечено в этой серии.

WPP – своеобразный конкурс. Жюри всегда находится в авангарде визуальной журналистики, поэтому выбор того или иного репортажа или фотографии часто бывает непонятен и вызывает споры. Но надо понимать, что в этом конкурсе жюри – это специалисты индустрии, и за свою карьеру они просмотрели такое огромное количество фотографий, видели или сами создали огромное число репортажей, что, в каком-то смысле, они мыслят, опережая традиционные или привычные вкусы массового зрителя. Иногда результаты получаются спорными, провокационными, но в этом залог развития фотожурналистики.

Untitled


В этом году жюри WPP отметил сразу трёх россиян, но можно ли при этом говорить о каком-то единстве, о «русской школе фотографии»?

Фотография – это очень обширное понятие. WPP – это именно фотожурналистика, небольшая область.

Школа – это преемственность, традиции, передача опыта. Сказать, что у нас есть такой традиционный фундамент, я не могу. В российской фотографии есть яркие пятна, но всё это довольно разрозненно, как мне кажется. Если брать фотографов, имена которых оказались на слуху, то и тут всё вразброс. Нет общей базы. Появление традиции нельзя искусственно катализировать. Только когда появляются единомышленники, тогда возникает и площадка для обмена. В таком случае с каждой стороны должно быть желание, а мне кажется, что пока его нет. Но, я думаю, это вопрос времени. Среда в российской фотографии очень разрозненна и разнородна. С другой стороны фотография, как и все, что имеет авторство, дело очень индивидуальное и говорить в этом случае о единстве, как об успехе в «командном зачете» можно очень условно.

Rating 5 Просмотров: 6609 | Комментариев: 1

Комментарии

Александра 21 марта 2012

отлично!

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.