English

Информационно-образовательный портал

Артем Соколов. Человек с треугольником

Беседовала Камилла МИРЗАКАРИМОВА, 4 апреля 2012

UntitledЕму двадцать один. Но его работы уже выставляются в Милане. Он – студент 3-го курса нашего факультета. Но он уже профессионал. Он – фотограф.

Я родился в Ленинградской области, поселке Иссад, Волховского района. На берегу реки Волхов очень красивые места. В 13 лет мне подарили первый аппарат, это была 1-пиксельная мыльница. И я начал фотографировать пейзажи.

Лет с 16-ти пошел в фотостудию «Ладога» в городе Новая Ладога. Руководительница студии Татьяна Чурова сказала, что в техническом плане меня учить нечему. К этому моменту во всех аспектах съемки я уже разобрался сам. И тогда она посоветовала мне набирать зрительский опыт. Так с ее подачи я открыл Тарковского, Бергмана, Феллини.

Простое увлечение случайно переросло в нечто большее. На факультет поступил сразу после школы, отучился один курс, ушел в армию, потом восстановился. Пока был в армии, со мной всегда находился фотоаппарат, он лежал прямо в тумбочке. Полковники, жены полковников, курсанты, солдаты снимались.

Первая персональная выставка «Время. Движение. Пространство» в рамках проекта петербургского фонда-бюро «Фотодепартамент» – «Имя собственное» состоялась в 2008 году. Это была серия работ с кубом.    

Затем в 2008 был перерыв на армию. Серия с треугольником «Пустота», которая выставлялась в Милане осенью 2011 года в рамках конкурса «TIAN QI ART CONTEST 2011» была отснята еще до ухода в армию. Когда вернулся – собрал в кучу все фотографии и вышло что-то определенное, хотя изначально это пустотой не называлось. Это после прихода из армии сформировалось понимание «Пустоты». Наверное, я созрел для осмысления. Треугольник – этот символ заключает в себе много смыслов, и я не ставил задачи выделить какой-то определенный. Когда фотографировал, не знал, что в итоге получится. Даже с точки зрения графического решения вписать в кадр такой большой объект – треугольник – было интересной задачей. Хотелось внести нотки супрематизма. А получилось – нотища. Две работы хотели даже купить, но как-то не дошло до этого. Из этой серии одна из любимых работ – девочка на фоне треугольника. А сделано все было очень просто. Девочка была снята отдельно, треугольник был снят отдельно. Процессом наложения одного изображения на другое вышла итоговая фотография.

Untitled

Я не ожидал, что работы воспримут в сообществе фотографов. Думал, что не поймут идею. Сейчас все призы и все конкурсы больше нацелены на репортаж. Приоритет всегда этому отдается. Вроде настоящий фотограф должен ловить момент. А так называемая арт- отсебятина – не котируется.

Откуда?

Многие говорят, что от моих работ уж сильно Дали отдает. Да, он оказал на меня очень большое внимание. Но теперь я стараюсь отходить от этого. Не хочется, чтобы работы рассматривали только как сюрреалистические. Когда человек не пытается разобраться и понять, что же это такое изображено, он сразу ставит штамп – сюрреализм. Хотя сейчас в том, над чем я работаю – этого намного меньше.

В армии в свободное время думал над новой серией – «Грани». А этим летом начал делать ее. Сейчас эти работы на конкурсе молодых фотографов России вошли в десятку лучших. В серии «Грани» больше психологии, чем философии. Взаимоотношения людей. Например, есть фотографии, где люди стреляют друг другу в затылок. По моему мнению, это отражение действительности, когда человек делает зло человеку, чтобы ему не сделали зла.

Untitled

Ребенку, которого держит на руках мать, в конце концов придется решить, пойдет ли он против системы, или встанет на свое место.

UntitledС шахматами – тут проще. Я хотел показать рассеянность человека перед жизнью. Когда он растет, ему кажется, что в жизни все просто, ты будешь делать определенные шаги: хорошо учиться, работать – и жизнь будет действовать как система. Но вдруг жизнь представляется как полный хаос, происходит бардак в голове. Все ориентиры смещаются. Кто такой противник в этой игре? Борьба людей с этим хаосом.

Ходит с бомбами

Герои фотографий – мои друзья. Если мы ехали куда-нибудь на природу, я брал треугольник с собой – у него удобная складная конструкция, и между делом делал фотографии. Случайные люди в кадр тоже попадали, кстати, они совершенно нормально относились к тому, что приехал человек с каким-то треугольником и начал фотографировать. Не подходили и не спрашивали, чем я занимаюсь.

Мне больше интересна арт-фотография, чем репортажная. Зачем бегать по городу в поисках сюжетов, в которых ты сможешь выразить свои мысли, когда можно устроить эти сюжеты самому. Жизнь все равно вмешается в кадр, внесет свои коррективы. Например, сейчас я работаю над следующим проектом: сделал макет атомной бомбы из бочки: огромная бочка, хожу с ней и фотографирую. Так вот на одном из кадров набежала свора собак, непонятно откуда, похожих на волков – и они попали в кадр и очень вписались, хотя ничего подобного я не планировал.

Untitled

Если я делаю фотографию и понимаю, что она полная ерунда, и мои представления совершенно не совпадают с получаемым результатом, я беру и переснимаю, чего бы это ни стоило. Собираю друзей, вновь тащу их куда-нибудь, делаю по-новой снимки.

Как, например, это было с шахматами. Или с цепочкой людей.

Фото vs графика

Фотография – это способ самовыражения. Если бы не она – то же самое можно было сказать в живописи, музыке, архитектуре. Пока для меня степень влияния программ для работы с фотографией достаточно высокая. Это всего лишь инструмент для выражения мысли. И я не имею никаких предрассудков, которое испытывает предыдущее поколение фотографов. Может, причина в том, что они не умеют этими программами пользоваться? (улыбаясь). Я не считаю нужным усложнять себе жизнь, когда можно сделать это просто и быстро. Если это оправдано, то совершенно спокойно прибегаю к этому. Это все условные рамки. Я не отношусь к тем людям, которые говорят, что фотография – это только пленка, напечатанная на бумаге. А компьютерные придумки якобы даже смотреть не стоит. А такие слова часто говорят, вроде, зачем ты лепишь все это? И советуют убрать ключевой фрагмент фотографии впечатанный, который раскрывает смысл все снимка. Я, конечно, этого не делаю (улыбаясь).

Кво вадис?

В серии «Грани» было уже больше профессионального подхода, но я все равно не знаю, вырастет ли это во что-то определенное, будет ли сформировано в серии или в отдельные кадры. Мне уже хочется уходить от серийности, от литературщины в фотографии, которая навязывается, прежде всего, сообществом фотографов. Если ты хочешь участвовать в выставке, то ты должен прислать серию фотографий, то есть какую-то историю. Мне же хочется не показывать истории, а выстраивать ее в одной взятой фотографии. То есть еще больше концентрировать смысловые планы в одном снимке, а не разбрасывать их по десяткам. Это сложно и интересно – сгущать смысловые планы. По-моему, что-то получается.

Снимаю после долгой предварительной подготовки. Сначала представляю идею будущей фотографии, затем делаю схематичные наброски на бумаге и только после этого снимаю. Иначе очень легко забыть идею. Потому что в городе я совершенно не могу фотографировать. Мне нужно открыто пространство, природа.

И периоды вдохновения как раз приходятся на март-апрель, сентябрь-октябрь. Но любимое время года зима. Потому большинство снимков делается в это время года. «Время. Движение. Пространство» в марте снимал. «Пустоту» – осенью. Сейчас «Бомбу» я снимал в марте.

А в свободное время от фотографии: учусь, читаю, гуляю с друзьями, живу нормальной жизнью, в общем. Других увлечений нет. Странно прозвучит, но я слушаю классическую музыку и жесткую электронику, так называемый dubstep. Из классической в основном слушаю Баха.

О хлебе насущном

У нас не сформирован рынок фотографии и в особенности арт-фотографии. Снимки наших фотографов не продаются так, как, например, они продаются как Гурского за миллион долларов. Но время идет, может и у нас укрепится осознание фотографии как искусства, а не как коммерческого продукта.

У меня были периоды усиленного поиска работы, по вакансии фотографа. Приходил на собеседование, указывал победы в таких-то конкурсах. «Угу, мы вам перезвоним». И так за один месяц собеседований десять было, но так никто не перезвонил.

Но деваться некуда и приходится подрабатывать. Сейчас фотографирую в детских садах, делаю портреты детей для родителей. Делаю снимки так, чтобы главное они понравились заказчику. Но тратить свои душевные силы и энергию на это не хочу. Снял, деньги получил и все.

Не могу сказать, что молодых фотографов рубят, наоборот стараются найти свежий взгляд. И выходы для того, чтобы устроить выставку, есть. Надо попасть в какой-то проект, как я, например, в «Фотодепартамент» в 2008 году.

В ближайшее время планирую сделать большую выставку в Санкт-Петербурге. Надеюсь, к маю этого года. В этот проект думаю включить серию с треугольником «Пустота», потому что в России она не выставлялась. В Италии – два раза, а здесь ни разу. А также серию «Грани» и «Бездна». «Бездна» тоже еще нигде не выставлялась, это совершенно авангардная серия, где нарушены все мыслимые и не мыслимые правила. Она была снята сразу после армии в 2009 году.

Выставка будет проходить на деньги, которые мне дали за серию «Пустота». Грант, который нельзя потратить на аппаратуру или что-то другое, только на выпуск книги, альбома или проведение выставки. Мне уже самому хочется подвести какой-то итог, чтобы двигаться дальше.

Rating 5 Просмотров: 6912 | Комментариев: 4

Комментарии

редактор 16 апреля 2012

Лена, приходите к нам работать корректором , правда, как и все три сотрудника портала пока на общественных началах.

Лена 11 апреля 2012

поиск работы по вакансии фотографа... Почему-то на этом сайте попадаются нелепые опечатки, ошибки всех разновидностей. Это грустно и не хорошо

Камила 10 апреля 2012

Лена, вы правы, оказал "ВЛИЯНИЕ"! Простите опечатку, коллеги-журналисты =)

Лена 8 апреля 2012

"Да, он оказал на меня очень большое внимание" ?!

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.