English

Информационно-образовательный портал

ЗВЁЗДЫ НАД «МИРОМ»

Егор КОРОЛЕВ, 13 августа 2014

«Мир» будет в 9:00. Кавычки можно снимать, потому что мир действительно приходит, и приходит вовремя. Российский парусник недавно завершил своё очередное большое путешествие: за загоревшими плечами моряков олимпийский Сочи, российский Севастополь, Греция, Нидерланды, Норвегия и Финляндия. Корреспондента «Первой линии» Егора Королёва пустили на борт на самом последнем этапе по Балтийскому морю. Два дня с настоящими морскими волками и волчатами. «Вдарили» пару раз канатом по голове (нечего болтаться под ногами), прочитали лекцию о якорях и показали закат на палубе. На палубе закаты другие, чем на суше.

День первый

9:00

Untitled

Финский порт Котка. «Мир» издалека поражает размерами и величавостью. В длину почти 110 метров, высота мачт – 49, 5 метров. Голова кружится, шея затекает.

Местные жители шастают по палубе, фотографируются на фоне российского триколора. Дружба народов, не меньше. Встречают гостей на борту главные «хозяева» «Мира» – курсанты университета морского и речного флота имени Макарова. Парусник – судно учебное, и именно на нём будущие моряки и механики проходят первую практику.

11:15

Канаты лежат на палубе аккуратно – все свёрнуты в кольца, словно змеи отдыхают после охоты. Но через 15 минут после выхода из порта на судне начинается «паника». «Паникой» это выглядит только для обывателей, на самом деле всё действо чётко спланировано и отрепетировано. «Мир» поднимает паруса – начинается «парусный аврал». Курсанты делятся на несколько групп в соответствии с тремя мачтами. Все канаты разматываются и приходят в движение.

Художники пишут картины, поэты сочиняют стихи, моряки поднимают паруса – и всё, честное слово, произведение искусства. Сотни канатов начинают тянуться снизу вверх, слева направо, 20 человек бегут змейкой налево, тянут канат, еще 20 разматывают другой.

- И р-раз, взяли!

Я всем мешаю, потому что канаты повсюду. Самые ловкие и смелые взбираются на мачты. По лесенкам из канатов они поднимаются легко и быстро – их тени лезут по распущенным парусам. На одной мачте уже 15 человек – на каждом страховочные снаряжения. Весь корабль во время 10-минутного аврала – единый организм, муравейник, в котором каждый знает свою роль, никто не допускает лишнего движения. За несколько секунд распускаются огромные полотнища парусов, они отражают солнце, и «Мир» предстаёт во всей своей красе.

12:00

Рядом с нами плывут лодки и яхты, с которых то и дело мелькают фотовспышки. Так, наверное, рыбы-прилипалы сопровождают грозного и огромного кашалота и не могут оторваться от него.

13:00

- Чё травить?

- Нижний справа. Берём грот!..

Это свой язык, в котором нужны переводчики и учителя. Учителя тут как тут – зовутся наставниками. Следят за ребятами, рассказывают им о победах русского флота. На корабле преподаётся английский, «управление судном», «рангоут», «такелаж». Есть и свой любимый учитель – дядя Коля, парусный мастер, он же старший боцман (на суше – Николай Абрамов). Занятие прямо на баке (нос корабля, хоть это я выучил). Никаких парт и досок – курсанты сидят и лежат прямо на палубе.

– Какие у нас якоря сбоку висят? – спрашивает «лектор».

– Становые…

– Правильно… Когда вы будете работать на больших танкерах…

Дядя Коля рассказывает, как «кошки» выпрямились в «мочалку» и все на палубе понимают, о чём речь. Кроме меня. Подходит курсант. Сначала официально и как положено: «Разрешите обратиться?». Старший боцман кивает, мол, разрешаю.

- Дядь Коль, на мостик двоих нужно…

15:00

Дядя Коля учит народ завязывать морские узлы. Я прислушиваюсь внимательно, так как дело-то полезное. Надо будет «макаровцам» на балконе верёвку натянуть или палатку поставить – вот и пригодятся боцманские уроки.

– Почему петля называется «бурлацкая»? Картину «Бурлаки на Волге» все видели? Ну, не видели, так знаете. Бурлаки эти завязывали так верёвки на своих плечах и тащили – вот потому и петля «бурлацкая». А теперь покажу «узелок-чебурашку»…

Узелок этот похож на чебурашку, но объяснить я не смогу – дядя Коля фокусник, крутит-вертит в руках, за ним не поспеть.

18:00

Рядом с капитанским мостиком мальчишки пытаются подтягиваться. На корабле есть гости – подростки из московского детского морского центра имени Петра Великого. Их руководитель Дмитрий Александрович Мокрушин строит из себя строгого наставника («Я ваши айпады за борт выброшу»), а на самом деле добрый. Он просто и ясно объясняет, зачем берёт парней на «Мир»:

- Народ сейчас больше стремиться в официанты или парикмахеры, а нам нужны настоящие люди, способные защищать Родину. Пацанам моим по 15 лет – они должны увидеть звёздное ночное небо над головой, нести ночную вахту, научиться заправлять койку, бельё стирать, гладить его.

Untitled Он с гордостью рассказывает, как Никита Залимханов и Данил Якушев во время шторма работали на фок-мачте (это которая самая высокая, 49,5 метров). На «Мире» нет слова «юнга», всем находится работа.

- За что ругали ребят сегодня утром? – спрашиваю Дмитрия Александровича.

- За излишнюю сонливость.

- Грозились в Ханко не пустить…

- На берег сойдут, только если выполнят норматив по подтягиванию.

А потом сам улыбается: «Ну, строгость-то моя напускная, в Ханко выйти надо – цветы возложить нашим воинам». Но пацаны подтягиваются.

Кроме «макаровцев» и пяти москвичей на борту также прошли практику будущие моряки из Новороссийска, Нижнего Новгорода, из Литвы… На ужин по громкой связи приглашают с таким протяжным эстонским акцентом, что сначала кажется: кто-то шутит – Эстонию ведь проходим. Но потом выясняется, что никакого акцента – на борту ребята из Эстонии.

Untitled

22:00

Наступает тишина и можно смотреть на те самые звёзды. Над морем они ярче и понятнее. На носу корабля слышно гитару. Некоторые сидят по парочкам – на борту ведь 12 девушек.

Тех, кто с кафедры гидрографии, здесь называют «гидрографинями».

День второй

10:00

На корабле не принято сидеть на месте. Как здесь говорят, «только у плохого боцмана не будет работы». Дядя Коля – боцман хороший, работу придумает всем. Untitled Курсанты наводят лоск с краской в руках. Кто подкрашивает перила на палубе, кто спускается в лодке подновлять борта. Но Тому Сойеру скучно, и когда рядом с парусником появляется птенец чайки, на лодке забывают о краске и спешат «спасти» птенца. Тот в шоке ныряет под воду, курсанты на борту подсказывают сверху, где птенец вынырнет.

- На Чёрном море с нами голуби плыли, мы их подкармливали, – вспоминает один из курсантов. – В Турции потом их высадили.

12:00

За штурвалом всегда дежурят «макаровцы». За время похода стоят все. В смене два человека – рулевой крутит штурвал, вперёдсмотрящий смотрит вперёд да вокруг, потом меняются. Перед ними несколько мониторов, по которым они и определяют, в какую сторону крутить штурвал. Всё можно увидеть и на электронной системе, но, как говорят курсанты, «мы же на парусном судне, надо всё посмотреть, пощупать».

Над нами палит солнце, на одном из мониторов светится значок с кругом и солнечными лучами.

- А когда шторм, что высвечивается на экране?

- А ничего, он у нас не работает, там всегда солнце.

В шторм у норвежских берегов у них порвались паруса. Но они справились. Потому что у них всегда солнце.

Парни рассказывают, чуть хвастаясь, как они стоят за штурвалом в дождь и шторм. И романтики никто не отменял – они чуть с улыбкой признаются, как на мачтах «играли на шпагах». С мачт их не согнать. Вроде и скрутили паруса, а не торопятся – вид ведь шикарный, когда ещё удастся побывать на «Мире».

15:00

В рубке перед капитаном Андреем Орловым карта Балтийского моря и остро заточенные карандаши. На мониторе видно, какие суда идут рядом – баржа «Волго-Балт» и паром «Finnstar».

- У вас есть какая-то традиция приветствовать проходящие суда? – спрашиваю капитана.

- Да, мы всегда здороваемся со своими. Часто танкеры встречаем с нашими воспитанниками, которые начинали на «Мире». Спрашивают, как дела, кто из команды остался…

Завидую выпускнику «макаровки», который с гордостью может показывать своим коллегам на борту иностранного судна: «Глядите, наш «Мир» идёт, я после второго курса по его мачтам ползал, палубу эту надраивал». Видно, что все, причастные «Миру» горды этой своей причастностью.

17:00

Пора вновь наводить марафет. Из пожарного гидранта намывается палуба. Капитан краем глаза следит за процессом.

– Воду в другую сторону пускайте, грязь же остаётся…

Пацаны слушаются. По палубе вниз льётся тёмная вода. Они стоят босиком, вода течёт им по ногам, но они привычные. Один сматывает шланг, другой тащит распылитель. Мальчишек приучают к порядку, чистоте и не только.

– Здесь нас учат соображать, учитывать интересы других, не только про себя думать, – рассказывает курсант Владимир Фёдоров. Он – из тех, кто соображает. И после занятий дяди Коли Фёдоров идёт задавать дополнительные вопросы.

23:00

Untitled

В порту Ханко «Мир» причаливает к грузовому порту, но жители города специально приезжают на машинах и велосипедах – поглазеть на парусник. Наши курсанты на чистом английском приглашают их на борт. К 23:00 на велосипедах приезжают ещё два финна. В руках баночки пива, один вообще в пижаме. Они расспрашивают курсантов о корабле. Ночная смена ночной сменой, но не погонишь же иностранцев. Наши отвечают. Удовлетворившие любопытство финны в пижаме уезжают. А наши – в белой форме и в бескозырках дежурят. Вахта продлится до четырёх часов, и они пойдут спать.

Untitled

P.S. Я уезжал с парусника и жалел, что провёл на его борту лишь два дня. Это из тех пространств, которые хочется записать себе в разряд семьи и дома. Даже через два дня. Что уж говорить о тех, кто на его борту по несколько месяцев. Они торопятся домой, на берег, но сами ещё не понимают, как будут скучать и стремиться на «Мир». Потому что у них была возможность сидеть высоко на мачте и видеть мир другими глазами. Я на мачту не полезу (я не трус, но я журналист), но на палубу «Мира» обязательно буду приходить, когда он будет возвращаться из далёких плаваний. Потому что я там тоже чуть-чуть сидел на корме, наблюдал за тем, как самолёт в небе повторяет контуры парусов и, между прочим, мне два раза заехали по голове канатом. Это космическая станция «Мир» спит в Тихом океане, а парусник «Мир» ещё поплавает.

Фото автора

Rating 5 Просмотров: 8624

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.