English

Информационно-образовательный портал

ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

Анна АРТЕМОВА, 25 ноября 2015

В Петербурге одиночные пикеты стали привычными для жителей города и перестали быть делом исключительно гражданских активистов. Все чаще на улицу выходят и рядовые жители. Чем недовольны петербуржцы, и почему пикеты стали массовыми, выяснял корреспондент «Первой линии».

Untitled

Если твой дом не крепость

Когда представители исполнительной власти не могут или не хотят помочь гражданам решить их проблему, граждане пытаются обратить внимание общественности. Такие акции могут длиться на протяжении нескольких лет как, например, в случае с так называемыми «ильюшинцами» - жителями дома №15 по улице Ильюшина, которых насильно выселяет собственник здания.

В 1992 году в дом на улице Ильюшина заселили очередников: работников Главленинградстроя и работников генподрядчика строительства ОАО «Четвертый трест». Через десять лет сотрудники «треста» стали получать повестки в суд. Оказалось, что «Четвертый трест», еще в 1995 году оформил здание в собственность и вселил 70 семей в изначально государственные квартиры по внутриведомственным ордерам как в общежитие.

Более половины семей после попыток быть выселенными, жилье получили, но с оговоркой, что квартиры предоставлены по договорам бессрочного пользования, то есть не могут быть приватизированы. А это значит, что в наследство своим детям «ильюшинцы» недвижимость оставить не смогут, да и продать тоже. И вот на протяжении долгих лет жители дома по улице Ильюшина пикетируют – то Смольный, то Законодательное собрание, то объявляют голодовку, но результата нет. Квартиры им предлагают, но лишь на временное пользование. Между тем «Четвертый трест» своими силами выкуривает уже бывших работников из дома: то амбалов позовет «по понятиям» вопрос решить, то юристов с приставами отправляет двери с петель снять, а жильцов в прямом смысле на улицу выбросить. Вот и остаются «ильюшинцам» одни пикеты.

Когда война государств – не твоя война

После событий на Украине, многие граждане стали выражать свое отношение к войне путем одиночных пикетов. Люди были бы и рады провести массовое мероприятие, но власти неизменно отклоняют запросы на согласование митингов. Такая судьба, например, преследует «Марш мира», который после событий на Майдане пытаются организовать активисты Петербурга. Организаторы предлагают различные варианты маршрутов для шествий, выбирают не самые оживленные улицы, но Комитет по законности и правопорядку Санкт-Петербурга находит причины для отказа.

Эпатажная заявка о себе

Некоторые пикетирующие пытаются за счет акций поднять себе рейтинг узнаваемости. Яркий пример – Петр Павленский. В СМИ его давно уже окрестили «художник-акционист». В 2012 году Павленский зашил себе рот в знак поддержки участниц Pussy Riot и в таком виде участвовал в пикете у Казанского собора. В следующем году он устроил у Заксобрания Петербурга акцию "Туша": замотанный в колючую проволоку, обнаженный художник лег перед зданием в знак протеста против репрессий властей. Пикет закончился тем, что его освободили при помощи садовых ножниц.

В ноябре 2013 года последовала новая акция. Павленский в День полиции прибил свою мошонку гвоздем к каменной брусчатке московской Красной площади. А совсем недавно Павленский был задержан в Москве за поджог двери здания ФСБ на Лубянке. И это немногое из того, чем запомнился Павленский общественности. Конечно, такое эпатажное использование свободы слова не приблизит общество к серьезности в отношении к одиночным пикетам.

Легкий способ выразить мнение?

Одиночные пикеты стали популярны потому, что они не требуют согласования с властями. Однако у представителей правоохранительных органов всегда может найтись причина приостановить акцию. Например, пикетчики не должны беседовать с прохожими, таким способом агитируя их. Нельзя использовать средства усиления звука и посторонние предметы, кроме плаката, во время акции. Но демонстрант имеет право раздавать листовки, давать краткие комментарии представителям СМИ, чтобы объяснить цель пикетирования. Если пикетчик не один, а с ним пришел его напарник, например, чтобы сменить через пару часов, то второй также не должен вступать в коммуникацию ни с прохожими, ни с самим пикетчиком. Иначе все: массовый незаконный пикет.

Хотя, тут есть одна хитрость. Если пикетчики стоят на расстоянии 30-50 метров друг от друга, то они проводят отдельные одиночные пикеты. Таким механизмом воспользовались парламентские журналисты, когда весной 2015 были неожиданно введены новые правила прохода работников СМИ в ЗакС Петербурга. Из правил следовало, что журналистам, которые не имеют постоянной аккредитации в Заксобрании, перемещение по Мариинскому дворцу ограничивалось помещением пресс-службы и должно было осуществляться только в сопровождении сотрудников управления по информации. Работникам СМИ было необходимо провести акцию протеста незамедлительно. Времени на согласование не было, поэтому журналисты выстроились в длинную линеечку на расстоянии 30 метров друг от друга и провели, согласно закону, одиночные пикеты, а по сути – массовую акцию.

В ФРГ в отдельных случаях допускается проведение так называемых спонтанных (стихийных) публичных выступлений граждан (т.е. носящих срочный, заранее не запланированный характер). В России, к слову, тоже такое возможно. Проводить публичные мероприятия без подачи предварительной заявки и согласования с властями по поводу только что произошедших или ожидаемых в ближайшее время событий. Недавний пример, акция памяти погибших в авиакатастрофе над Синайским полуостровом на Дворцовой площади. Со стороны властей не высказывалось негативных оценок этого мероприятия, более того, полицейские следили за порядком во время акции.

Я не сдамся без боя

Согласно статье 31 Конституции РФ, граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Однако де-факто обо всех массовых собраниях представители власти местного уровня или выше должны быть проинформированы. И под словом «проинформированы» подразумевается «должны дать разрешение». Таким образом, речь идет уже не об эффективности собраний. Речь идет о возможности проведений акций в принципе.

Провести акцию, выразить свое мнение без последствий для личного дела, на данный момент, можно только путем одиночного пикета. Но здесь есть другая опасность: если на массовых мероприятиях демонстрация сопровождается полицией, то в одиночном пикете представителей правоохранительных органов может не оказаться. Нет, в случае, если вы будете кричать в мегафон «Полтавченко в отставку», то полисмены будут тут как тут. Но если какой-то прохожий решит выказать вам свое недовольство с помощью физической силы, то, тут придется лишь смиренно подставить щеку.

31 мая 2009 года на Триумфальной площади в Москве прошла серия гражданских акций в защиту свободы собраний. Ставшее всероссийским движение «Стратегия-31» каждое 31 число месяца собирается на центральных площадях городов России и отстаивает свои конституционные права. В Петербурге местом проведения акции стала площадь у Гостиного двора. Прошедшие митинги не получали согласования у властей, а их участники подвергались задержаниям и судебному преследованию по административным статьям. Несмотря на риск быть задержанными и побитыми представителями правоохранительных органов, люди продолжают выходить на улицы и биться за то, что без боя должно принадлежать им.

ФОТО Дария ЛЕХНИЦКАЯ

Rating 0 Просмотров: 6774

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.