English

Информационно-образовательный портал

DIZASTER РОССИЙСКОГО БАТТЛ-РЭПА

ЯНА ЗАВЬЯЛОВА, 16 октября 2017

Одним из критериев успеха любого проекта считается массовость аудитории. На сегодняшний день в России о баттл-рэпе не говорят разве что новорожденные дети. Хотя будь у них навыки осознанного восприятия и говорения, едва ли стремительно разлетающийся по стране тренд обошел бы их стороной. Тогда, казалось бы, что здесь плохого? Ведь, согласно основному принципу рыночной экономики, спрос порождает предложение, а значит, культура МС-рэперов (представителей баттл-рэпа) должна активно развиваться, совершенствоваться, обогащаться новыми тенденциями, чтобы и дальше оставаться популярной. Вот только Стэнли Эдгар Хайман говорил: «Культура как джем: чем шире размажешь, тем тоньше слой». И, к сожалению, российский баттл-рэп ярко иллюстрирует то, что имел в виду американский критик.

Если попросить россиянина назвать любого русского поэта, то в ответ очень часто можно услышать – Пушкин. Но, к сожалению, фамилия – это едва ли не единственное, что люди знают о «солнце русской поэзии». В этом отношении Пушкин становится элементом массовой культуры, навязанным обществу школьными учебниками по литературе. Знакомство с личностью и творчеством великого русского поэта приобретает максимально поверхностную форму. Множество людей не могут вспомнить хотя бы век, в котором родился Александр Сергеевич, или как минимум три его произведения. Очевидно, что масскульт по определению не ставит в приоритет познавательную функцию. Поэтому если каждый школьник будет знать Пушкина, это ещё не значит, что он будет понимать его как автора. В конце концов, плавали – знаем. Но тогда это уже не массовая культура, а скорее массовое бескультурье.

Таким же образом опошляется баттл-рэп. И непосредственное участие в этом принимает телевидение. Начнем с того, что в России первые словесные поединки прошли в интернете. И если учесть тот факт, что история российского рэпа насчитывает около 25 лет, то действительно заинтересованная публика на данный момент находится в том возрасте, когда она скорее воспользуется Ютубом, чем включит телевизор. Всему свое место, и если проект создается на более совершенной платформе, то какой смысл распространять его на более примитивной?

Ответ, конечно, есть. Гонка за молодежными тенденциями, может, и является для телевидения эффективным методом привлечения аудитории, но, по сути дела, представляет собой одноразовую акцию. Баттл Максима Галкина и Басты на Первом канале вызывает смех, потому что один из оппонентов не имеет к рэпу ровным счетом никакого отношения, а пародия на баттлы на канале ТНТ, напротив, не провоцирует даже на улыбку. Попытки вкратце рассказать о смысле баттл-рэпа в программе «Время» или комментаторские вставки в спортивные репортажи «Матч ТВ» о нашумевшем баттле Оксимирона и Гнойного выглядят столь же нелепо, как поведение маленького ребенка, который услышал новое слово и бездумно его повторил. В любом случае на низкое качество продукта влияет упрощенное понимание целой культуры.

Во многом это касается старшего поколения – основного сегмента телевизионной аудитории. И если я считаю баттл-рэп искусством, где необходимо иметь богатый словарный запас, острый ум, мыслить ассоциативно и уметь находить логические связи, чтобы создавать великолепные панчлайны, пусть и с использованием обсценной лексики, то моя бабушка охотнее назовет баттл-рэп забавой сверхагрессивных маргиналов. И я даже не стану с ней спорить, потому что изначально баттл-рэп не был предназначен для ее понимания. Он вообще никогда не был предназначен для массовой аудитории.

Untitled

Но ведь и телевидение не стало бы подхватывать феномен баттл-рэпа, если бы он не получил широкое распространение в интернете. А всемирная паутина есть не что иное, как средство достижения внимания, увеличения популярности за счет выхода на большую аудиторию. Другими словами, того, что сейчас называют словом «хайп». На современных российских баттл-площадках, таких как Versus Battle, SLOVOSPB или Russian Battle League, участники практически в каждом баттле обвиняют друг друга в неискренности текстов, нежелании творить культуру и просто в стремлении стать известнее. Но стоит быть честными – коммерциализация и медийность рэп-баттлов работает против самих же МС, а подобные панчи выглядят как самое настоящее лукавство и пустословие. Конечно, было бы неправильно обобщать, но улучшению качества баттл-рэпа совсем не способствует несерьезный подход, как то: забытые во время баттла тексты, упрощенные рифмы и гострайтинг (написание текста исполнителю другим автором).

Против подобных движений в субкультуре в целом и баттл-рэпе в частности выступают ребята из общества «Антихайп», главными представителями которого являются рэперы Замай (Андрей Замай) и упомянутый выше Гнойный (Вячеслав Карелин), также известный под псевдонимом Слава КПСС. «Мы не хотим делать для людей что-то специальное и удобоваримое. Мы хотим показать, что мы такие, какие мы есть на самом деле», - заявил Замай в прямом эфире канала «Культура». Но всё это звучало как глас вопиющего в пустыне на фоне пафосных отсылок к «Лягушкам» Аристофана и «баттлу» Еврипида и Эсхила, а также настойчивых убеждений в том, что свои популярность и авторитет необходимо направить на воспитание достойного поколения.

Но разве этому самому поколению нужны размышления о высоком искусстве, когда ярким огнем на горизонте загорается маяк моды? И мы тут же несемся к нему, как моряки, потерявшиеся в бурном потоке жизни. В моде современное искусство? Тогда обязательно идем в «Эрарту» ради хорошего фото в соцсетях. Ведь надо оставаться в тренде. А в это время качественный андерграунд, который когда-то был противопоставлением официальному искусству, активно превращается в масскульт.

Необходимо срочно спасать российский баттл-рэп от катастрофы. Один из сильнейших американских МС Dizaster (аналогия с англ. «disaster» - бедствие, катастрофа) считает: «Европа в лице России имеет невообразимый потенциал, который нужно использовать». И доказательством тому служит прошедшее 15 октября в Лос-Анджелесе противостояние Dizaster VS Оксимирон – едва ли не самый ожидаемый рэп-баттл в истории. Пока американцы с завидной скоростью строчат комментарии в инстаграм петербургского рэпера, сам Dizaster хвалит Мирона в своём «Твиттере». Позиции Запада пошатнулись, но всё это – результат усилий одного человека. Культура баттл-рэпа не может процветать без тех, кто не готов на нее честно работать. И чтобы в России подобных Оксимирону становилось больше, необходимо перестать скармливать эту культуру тем, кто либо мгновенно срыгивает, либо вовсе не знает особенностей кухни.

Rating 5 Просмотров: 5947

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.