English

Информационно-образовательный портал

«НЕБО ПАДШИХ»: ДРАМА О НЕБЕ, ЛЮБВИ И 90-Х НА ФЕСТИВАЛЕ «ОКНО В ЕВРОПУ»

Александра ПОДОЛЬНИКОВА, 12 августа 2014

10 августа на выборгском фестивале «Окно в Европу» состоялся специальный внеконкурсный показ игрового фильма «Небо падших» (режиссер Валентин Донсков). Экранизацию повести Юрия Полякова публике представил сам писатель, а также продюсер картины. В своем приветственном слове Поляков заметил, что считает себя автором скорее не сценария, а первоисточника, потому что сюжет фильма некоторым образом отличается от оригинального, и снимали его, скорее, «по мотивам» повести.

Корреспондент «Первой линии» внимательно посмотрела экранизацию.

Меньше всего хочется оставить восторженный отзыв, присовокупив пару-тройку цитат из фильма вроде «Человек в небе лучше, чем человек на земле», которые настраивают на сентиментальный лад. А между тем сентиментальности здесь нет ни на йоту. В первую очередь, «Небо падших» – это фильм-драма.

Но кто сказал, что в ней не может быть иронии? Она здесь присутствует. Фирменная, без которой поклонники творчества писателя не признают фильм фильмом, поляковская (для непосвященных возьмем как пример, скажем, это: «Именно ему я дал свою первую взятку. А первая взятка, как первая женщина – вещь судьбоносная»). У обаятельного Плетнева в роли Павла Шарманова получилось передать и грустно-веселую, «со вкусом времени», иронию, и драму героя.

Ключевой момент заключается именно в драме. Точнее, в драмах — она здесь не одна. Внутреннюю переживает Павел, влюбленный в Катю «насмерть» – из-за того, что осознает, в какой гибельный переплет попал. Есть еще и внешний круг драмы, обернувшийся трагедией – история отношений героев на фоне страшной, абсолютной вседозволенности 90-х. Здесь надо отдать должное постановке – атмосферу времени с его размытой моральной шкалой и психологическим напряжением, идущим с экрана, создать получилось. В этом смысле показательно попадание в образ актеров, играющих второстепенных героев, которые потом сыграют поворотную роль в судьбе главных. Охранник Толик (Александр Печенин), который, как и было предсказано Павлом, «продает» своего хозяина за большие деньги и Гоша (Александр Наумов), который его за эти самые большие деньги покупает, причем так, что даже «крыша» в лице влиятельного военного чиновника не может помочь, потому что ценность жизни упала до нуля. Этот мотив усиливается сценой убийства еще одной бывшей «крыши» Шарманова – в него выстреливают прямо в собственном бассейне, и того, кто это сделал, даже нет в кадре. «Сгорел на работе», – мрачно шутит наш герой. Столь же типична и, впрочем, необходима для полного представления о времени еще одна примета 90-х – дом бизнесмена на Майорке, где живут жена (не путать с любовью) Павла и маленькая дочь. Живут, чтобы быть в безопасности.

Тема вседозволенности получает прямое свое продолжение в теме неба – та же бескрайняя стихия, которой герой привержен с детства, которая сведет его с Катей и погубит (сценаристы изменили концовку, и героя не расстреливают в мерседесе, а взрывают дистанционно управляемой бомбой в самолете). Неба в картине много – герои летают над Кипром, Москвой, Майоркой, Парижем – и это дает ей воздух, а зрителю – возможность отвлечься от мысли о неизбежной развязке. Кстати, сцены, снятые на парижских улицах, могли казаться почти безоблачно сентиментальными. Если бы не все то, что за ними последует – и завязан такой контраст на характере героини, страдающей эмоциональной ущербностью и неспособной на любовь.

Екатерине Вилковой в роли Кати нужно было показать именно эту борьбу между относительно теплым чувством к главному герою («С тобой мне лучше, чем с другими») и непреходящим азартом к игре в опасные игры, ставшим чем-то вроде наркотика. Это актрисе полностью удалось, и несколько отстраненная манера игры ей только помогла.

Внимательный зритель (а также тот, кто читал саму повесть) заметит неодноплановость названия картины. Действительно, она там есть. Метафоричность создатели задают с самого начала и развивают в неважных на первый взгляд деталях. Весьма удачный прием, поскольку эти детали впоследствии оказываются весьма значительными – скажем, когда на конкурсе отбора секретарш Екатерина говорит, что родилась в Венеции во время карнавала и это отразилось на ее характере. Казалось бы, зачем? И по прошествии времени становится понятно. Тема разных личин одного человека и страсти к постоянной игре с чужими жизнями выплывает наружу. И замыкается красивой сценой сна героя Плетнева, в котором тот видит Катю на берегу моря в маске, понимая, что она и есть смерть.

Итак, как сказала героиня, есть два неба, совершенно одинаковых: на одном живут праведники, поэтому оно называется раем, а другое, ад – это «небо падших». И они вдвоем, конечно, отправятся на второе, потому что оба отнюдь не праведники: Павел строил бизнес, мягко говоря, не всегда честными методами, а Катя работала на бандитов. «Сука», – говорил ей Павел. Пожалуй, самое верное определение.

И оба дошли до предела: она буквально продала его Гоше, а Шарманов — в ответ на это – своими руками сделал так, чтобы ее парашют не раскрылся. Так что, кроме очевидно метафоричного названия, явно здесь просматривается тема греха, конечно, связанная с небом. Но если посмотреть на это чуть по-другому и вспомнить одну из последних сцен фильма, когда герой Плетнева говорит о ненависти к Кате: «Из-за нее я убил любимую женщину», то становится ясно, что далеко не все однозначно и очевидно. Да и может ли быть фильм, в котором все делится на черное и белое, считаться хорошим? Режиссер и сценаристы предлагают зрителю поразмыслить и сделать свои выводы из этой истории.

Фото автора и кадр из фильма

Rating 0 Просмотров: 6276

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.