English

Информационно-образовательный портал

ДЕВЯТЬ ШАГОВ К ВЕРНИСАЖУ

Виктория БУТАКОВА, 21 июля 2015

Если вы – начинающий художник и хотите видеть свои работы на стенах галереи, но не знаете, с чего начинать. Если вы, наоборот, хотите попасть в галерейный бизнес и выставлять чужие работы, стать куратором. Если вы – просто любитель искусства и интересуетесь тем, что происходит «за кадром» той выставки, которую вы видите. Это для вас: об этапах подготовки экспозиции и совместной работе куратора и художника корреспонденту «Первой линии» рассказала искусствовед Art Gallery Adventures Алёна Щепанская.

Untitled

Первый этап. Знакомство куратора и художника.

Все начинается с того, что художник находит галерею. Или куратор находит художника. В первом случае все гораздо проще. Художник пишет на галерейную почту либо приходит в галерею, заявляет о себе и предлагает выставить свои работы. Они оцениваются по некоторым критериям: актуально это или нет, как это воспринимается визуально – и принимается решение: будет ли эта выставка интересна аудитории, имеет ли право на существование. Второй путь сложнее, когда куратор находит художника, чье творчество ему понравилось, знакомится с ним и предлагает художнику сделать выставку. Тогда и решение зависит от художника. Но чаще всего обе стороны настроены дружественно и хотят сотрудничать, потому что художникам интересно выставляться. Первый этап для куратора – это знакомство с художником и понимание того, с кем ты будешь работать.

Второй этап. Разработка концепции выставки.

Дальше куратор общается с художником. Понимает, какие у него творческие принципы, и, если это современный и актуальный художник, то искусствовед разрабатывает концепцию. Идею, которая заложена в основу выставки – и часто современное искусство строится именно вокруг концепта, то есть часто художники отталкиваются от идеи. Но есть и обратный путь, когда у куратора есть материал, наработки художника, и под это они создают концепцию в сотрудничестве. Если есть готовый материал, куратор пишет так называемую «телегу» - это концепция, которую искусствовед подгоняет под какую-то базу, серию готовых работ. Бывает наоборот: он встречаются с художником, говорит: «Давай сделаем выставку. Давай придумаем идею – как это будет» – и художник пишет работы в рамках этой идеи.

– Так у нас происходит со следующей выставкой Саватюгина – он предложил идею когнитивного диссонанса, и дальше мы с ним будет разрабатывать эту концепцию, под которую он сделает серию фотографий, – рассказывает Алёна.

Untitled

Третий и четыертый этапы. Написание кураторской статьи и установление прав и обязанностей галереи и художника.

Искусствовед собирает данные о художнике, пишет кураторскую статью. Она состоит из описания принципиальных моментов творчества художника, концепции выставки и собственного мнения куратора. Затем он оповещает художника об условиях галереи – грубо говоря, обговаривает права и обязанности: что может предложить галерея и что она хочет получить от художника. Это обсуждение как технических, так и идеологических моментов: например, галерея осуществляет монтаж выставки, но не выставляет работы, которые несут негатив, деструкцию и прочее.

Пятый этап. Работа над выставочным материалом.

Идет работа над тем, что будет выставляться. Искусствовед посещает мастерскую художника, выбирает работы для выставки по собственным представлениям об актуальности или состоятельности того или иного произведения искусства, договаривается о сроках их предоставления. Если же работы пишутся специально к выставке, идет процесс создания или завершения произведений. Алёна рассказывет об одном случае, связанном с этим этапом:

- Однажды художник нас подвел. Он предоставил в последний день недописанные работы. Это было очень плохо, и на открытии выставки многие это видели, но была парочка ребят, которые встали, задумались и объявили это шедевром. То есть они всерьез рассуждали о том, насколько гениальны эти работы! В этом что-то есть – всегда интересно смотреть, как люди интерпретируют искусство. Ведь суть всей деятельности и художника, и куратора сводится к тому, чтобы зрители пришли и оценили их работу, потому что, когда произведение искусства выходит из мастерской и его переносят в галерею или в музей, оно приобретает новое качество. Во-первых, оно меняет среду, в которой находится, а во-вторых, оно претерпевает изменения в плане того, что его пытаются каким-то особенным образом показать. И это уже задача куратора. Бытует мнение, что можно простить любое неудачное наполнение выставки ради гениальной концепции. Этот вопрос о кураторах и художниках и значимости деятельности того и другого, вопрос о том, чья деятельность превалирует – этот вопрос открытый. Куратор может любое произведение возвести в ранг искусства. Но не каждый художник обладает этой функцией.

Untitled

Шестой этап. Обсуждение деталей выставки.

Куратор и художник обсуждают, утверждают афишу. Обычно это делает дизайнер, но галерея предоставляет возможность делать ее и художнику, если у него есть такая жгучая инициатива. Журналист пишет пресс-релиз. Идет обсуждение биографии, которая будет висеть в выставочном зале, альбома для пожеланий. То есть это уже начало такой выставочной кухни, «бытовухи», которая остается за пределами видимости зрителя.

Седьмой этап. Оформление работ в багетной мастерской.

Художник готовит свои работы в багетной мастерской, оформляет их в рамы, под стекло. То, каким образом он это делает – зависит от основной идеи. Вся начинка выставки пляшет от концепции, от идеи, заканчивая кнопочками, бумажками и листочками, которые будут на выставке. Если это выставка живописи – нужно в багетную мастерскую, если это фотография – нужно найти, где все напечатать, если это молодой фотограф, то все упирается в деньги.

Восьмой этап. Развеска.

Следующий этап после багетной мастерской – художник привозит работы в галерю на развеску. Часто развеской занимается искусствовед, бывает и такое, что вместе с художником, бывают и исключения.

- У нас была выставка Стаса Светоченкова, который принципиально развешивает работы только сам, но в основном это задача куратора, и хорошо, когда это происходит в сотрудничестве с художником, потому что он – творец, и это его детище, и он по-своему это видит, его пожелания стоит учитывать.

Девятый, последний этап. Вернисаж.

А дальше самое интересное – открытие выставки, вернисаж, когда собираются гости, приходит художник, приходит куратор, куратор открывает выставку, произносит речь.

- Иногда пламенную, иногда не очень, все зависит от личности искусствоведа, желания, интереса. Все очень такое индивидуально-личностное.

Куратор дает слово художнику, он приветствует зрителей, говорит свою речь. Или не говорит – бывают художники, которые категорически против собственных речей, оставляют их на совесть искусствоведа. Приходят гости – бывает, просто с улицы, не имеющие отношения к искусству, которым просто интересно посмотреть, бывает, приходят именитые гости, известные люди Петербурга и не только, произносят дружественные речи.

Дальше – фуршет. Гости пьют шампанское, начинают болтать «о высоком».

- И здесь тоже много всего интересного, ведь часто на выставки приходят люди, которые любят делать вид, что они понимают искусство. Таких полно, и мне не кажется, что это очень плохо, – считает Алёна. - Лучше так, чем никак, очень хорошо, что пришли, посмотрели, полюбопытствовали, сказали свое мнение. Ведь все делается для того, чтобы пообщаться. Искусство – это способ общения. Если художник говорит вам, что ему не важен зритель – это все вранье. Если нет зрителя, нет искусства. Художники – очень тонкие личности, и им всегда нужно, чтобы их оценивали. Некоторые никогда в этом не признаются, но на самом деле они очень трепетно переживают каждое слово, сказанное в их сторону.

Untitled

ФОТО автора

Rating 5 Просмотров: 8195

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.