English

Информационно-образовательный портал

Понятная демография. Часть 1: Эпоха вариативности

Анастасия Переверзева, 30 июня 2021

UntitledДемографическая ситуация в мире устойчиво полярная: одни страны ограничивают разрешенное количество детей, другие изо всех сил стараются сдержать «демографическую зиму» и простимулировать молодёжь всё-таки заводить семью. Насколько успешны и те и другие меры – сказать сложно. На половине земного шара воспроизводство населения теперь идёт по другим законам. Каким? Они получили название «демографического перехода». Как теперь поддерживать численность населения и почему всё меньше молодых людей в развитых странах выбирают семью, а не себя – в материале ниже.

Самоинвестиции. Как семья потеряла своё лидерство в системе ценностей

Демографический переход изменил главный механизм любого вида: воспроизводство. Теперь вместо высокой смертности и высокой рождаемости всё наоборот – оба показателя пониженные. Понижение смертности вполне закономерно: у нас появились новые технологии, лекарства, операции, продлевающие нам жизнь. Но почему в мире возможностей и почти идеальных условий функция продолжения рода перестала нас интересовать?

Дело в смене приоритетов. Американский социолог и политолог Рональд Инглхарт предполагает, что демографический переход является результатом глобальной модернизации, когда традиционные ценности сменяются секулярно-рациональными. Проще говоря, когда важность религии, семьи, почтения к власти и социального конформизма снижается, а на первое место выходят другие ценности. В секулярно-рациональном мире люди живут в светском государстве и предпочитают посвящать свою жизнь достижению успеха, а вот религия остаётся на задворках. К слову, в научном сообществе есть отдельная концепция «Фактора Х», в которой рассматривается взаимосвязь религии и демографии.

Статистика не обнадёживает – такими темпами население развитых стран будет неумолимо сокращаться. Так почему же чем больше возможностей мы имеем, тем реже мы решаем посвятить себя семье? А что было раньше – почему молодёжь знала, зачем заводить детей? Система стимулов была такова, что ответ на вопрос о продолжении рода был предельно понятен: от потомков напрямую зависела твоя собственная жизнь.

Раньше обретение семьи и большого количества детей было вопросом выживания и безбедной старости. Эта система экономических стимулов работала до изобретения не типичного для человеческого общества феномена: пенсий. С появлением пенсионного фонда жизненные приоритеты населения изменились: теперь куда выгоднее стало вкладываться в карьеру, нежели в воспитание детей. Ведь, по крайней мере, в развитых странах, опыт работы гарантирует безбедную старость, а вот дети в этой модели мира становятся уже более рисковым капиталовложением. И капитал в данном случае – не столько деньги, сколько время и потраченные усилия. Итак, если раньше выгодной инвестицией было воспитание полноценного члена общества, способного в будущем приносить доход, то теперь куда более привлекательной кажется карьерная перспектива.

Ученые отмечают, что наибольший выигрыш от пенсионной системы получили бездетные пенсионеры, поскольку они стали получать денежные выплаты за счёт детей, которых воспитывали другие. То есть теперь не обязательно посвящать себя семье и терять возможность построить карьеру, ведь пенсию получает каждый. Более того, и пенсии не берутся из ниоткуда: пенсионный вычет уменьшает реальную заработную плату, а значит, уменьшает количество денег семьи. То есть уменьшает ту сумму, которую можно потратить на ребёнка. Так может быть, в этом и ответ? Может ли пенсия, как гарант безбедной старости, стать той причиной, почему современная молодёжь откладывает рождение детей на потом? О финансовой стороне вопроса рождаемости нам рассказала Ольга Никифорова, доцент кафедры экономической социологии СПбГУ.

Как связана экономическая ситуация в обществе и демография?

Демография – это люди. Люди – это человеческий ресурс на рынке труда. Соответственно, для того чтобы понимать, сколько у нас будет рабочих рук, нам нужно владеть демографической ситуацией. Более того, нам нужно понимать и количество тех, кто будет на иждивении у этих рабочих: тех, кто ещё не вступил в возраст трудоспособного населения, и тех, кто уже получает пенсию. Поэтому экономическая ситуация связана с тем, что нам нужно а) считать затраты на иждивенцев, б) понимать, сколько рабочих рук, которые и будут обеспечивать все сферы народного хозяйства, у нас будет.

Пенсионная система во многом изменила структуру воспроизводства населения, и теперь вкладываться в детей вроде как невыгодно. Как вы считаете, с точки зрения экономики есть у современного поколения стимулы всё-таки заводить детей и семью?

Я приведу пример другого подхода в экономической социологии: Гэри Беккер , наоборот, пришёл к выводу о выгодности заведения семьи. Если люди будут вести домашнее хозяйство по одному, то каждому по отдельности придётся содержать дом, готовить еду, убираться, а если они съезжаются вместе, то делят очень многие вещи пополам, поэтому с экономической точки зрения выгоднее всё-таки жить в семье.

Но ведь с детьми это так не работает?

Конечно, никто не вкладывается в детей, думая о том, что они что-то вам дадут. Одно дело, если бы взрослые могли сказать: «Вот мы сейчас на вас потратим сто тысяч рублей, а вы нам потом, пожалуйста, отдайте двести с учётом инфляции и процентов». Никто так семьи не заводит. Однако мы видим на сегодняшний момент господдержку, особенно для семей с детьми, и с помощью этой поддержки государство демонстрирует нам свою демографическую политику. Государство говорит: «Нам нужно повышать рождаемость», «нам нужно улучшать демографическую ситуацию, у нас сейчас на первом месте эта проблема». Почему? Потому что мы видим, что современное поколение на рынке труда находится в меньшинстве, молодёжи намного меньше, чем предыдущего поколения, и, соответственно, нагрузка на них будет выше. Поэтому я думаю, что и в дальнейшем различного рода стимулирующие вещи будут.

А экономическая господдержка является действенным методом стимуляции людей заводить семью?

Ну, конечно же, мотивы, связанные с тем, создавать семью или нет, сугубо личные у каждого человека. Есть общепризнанные ценности, и семья всегда была ценностью для любого поколения – это в принципе свойственно для человека. Но сейчас мы говорим об изменениях в этой структуре: из первого-второго места семья сдвинулась ниже из-за экономических факторов. Но, опять же, если мы говорим о регионах, то там меры поддержки для семей с детьми будут существенными: тот же материнский капитал в мегаполисе и материнский капитал в регионах, где и цены на жильё, и на все социально-экономические блага гораздо ниже, будет существеннее. Для того чтобы понять эффективность тех или иных мер поддержки, мы должны сравнить, какой уровень рождаемости в мегаполисах, а какой в сёлах, деревнях и небольших городах.

Но ведь логично, что в городах рождаемость будет выше уже из-за большей плотности населения.

Конечно, мы будем видеть диспропорцию населения – и потому на ситуацию смотрят в процентном отношении. Возвращаясь к эффективности мер государственной поддержки, государство через свою политику показывает, что является наиболее значимым на сегодня. Господдержка является лишь показателем, что в какой-то трудной ситуации что-то оно вам даст.

Понятное дело, что государство не будет за вас ни работать, ни воспитывать детей, и здесь в общем-то ответственность лежит на людях, которые решают родить других людей. Это важный момент, и надо помнить, что эта огромная ответственность не связана в первую очередь с экономическими показателями: мы можем посмотреть с вами – а кто те семьи, у которых много детей? Вы увидите, что это далеко не семьи с наивысшим доходом. То есть экономический принцип не является определяющим в том, рожать детей или не рожать.

Вы упомянули об изменениях в структуре ценностей и о том, что семья сейчас с первого места ушла пониже, что связано с экономическими факторами. Вы не могли бы пояснить эту мысль?

Тут много социально-экономических факторов. Для начала, мы видим, что возраст вступления в брак за последние тридцать-сорок лет повышается. Почему? Потому что люди понимают, что нужно в общем-то сначала устроить карьеру, работу, собственное экономическое состояние, а потом уж они будут готовы на что-то другое. Поэтому здесь ответственное экономическое поведение выступает на первую роль. Кроме этого, люди стали дольше учиться, и это тоже весомый фактор. Если мы посмотрим статистику двадцатилетней давности, то увидим, что в 20 лет люди женятся, а сейчас в 20 лет люди только в университет поступают – а кто-то и не в высшее учебное заведение. Поэтому есть объективные вещи: нужно сначала определиться с социализацией образовательной, профессиональной, а потом уже создавать семью. Это раз. Вторая ситуация связана с тем, что люди гораздо позже становятся экономически самостоятельными: мы видим, что современное поколение предпочитает дольше жить с родителями. Предыдущее стремилось быстрее от родителей куда-то деться, и общество этому способствовало: после 90-ых годов люди оказались в ситуации стресса – родителям нужно было выживать, и дети-подростки понимали, что им придётся надеяться на себя и больше не на кого. Современная молодёжь, конечно, тоже готова инвестировать в себя, но они понимают, что в ситуации таких высоких цен на жильё они не купят себе это жильё.

То есть позиция «сначала совью себе гнездо, а уж потом – дети», здесь не работает?

Если вы ставите себе целью сначала купить жильё, а потом что-то ещё — это бесполезно, потому что это «что-то ещё» никогда не случится в таком случае. На сегодняшний момент семья – горизонт, требующий огромного внимания, экономического участия, ответственности и других ресурсов. Поэтому, конечно, она отходит на другой план, потому что сейчас важна самореализация во всех смыслах этого слова: для кого-то профессиональная самореализация, кто-то в творчестве самореализуется, кто-то долго ищет себя – мы видим, что уровень возраста выхода на рынок труда сейчас намного выше, чем ранее. Плюс сегодня у молодёжи довольно завышенные ожидания от рынка труда: они хотят очень много получать сразу – опять же, не потому, что они какие-то выдумщики, – а потому что они живут в ситуации, когда ту зарплату, которую гарантирует им рынок оплаты труда на начальном этапе, им не нужно зарабатывать – они имеют её дома от родителей и так. Поэтому вместо того, чтобы работать, можно вложить в себя что-то ещё, чтобы потом претендовать на более высокую заработную плату. А как дети, которые живут с родителями, могут создавать семью?

Итак, сегодня всё более привлекательном вариантом инвестиции являются вложения в самого себя. На бирже – трудовой или гипотетической бирже «успешной жизни» – акции «Я» растут, акции «Семья» падают. Ведь, правда, последние слишком уж рисковые – стоят дорого, требуют больших вложений, а вот окупятся ли – большой вопрос. Но игра в жизнь, в отличии от биржи, не всегда подчинена законам рациональности, а уж вопрос котировки тех или иных ценностей – выбор каждого. О том, каких ценностей придерживается молодёжь сегодня, читайте в следующей части нашего лонгрида.

Rating 4 Просмотров: 3196

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.