English

Информационно-образовательный портал

Зачем российская молодежь воскрешает «Жигули»?

Алина Волкова, 11 ноября 2021

Старые «лады» можно назвать главным транспортом в России. Классические модели из прошлого – бестселлеры в XXI веке. Кто не даёт им уйти на пенсию, утонуть в забвении минувших лет? Молодые ребята, для которых эта машина зачастую становится первым собственным проектом, в котором воплощаются их идеи: начиная с дизайна, заканчивая сложными механическими манипуляциями.

Вокруг «Жигулей» до сих пор ходит много споров: многие считают, что эта машина изжила себя, опасна и неактуальна. Так ли это на самом деле? Сотрудник ДПС, представитель компании «LADA» и автоэксперт рассказали нам всю правду о классике отечественного машиностроения.

Это не та машина, о которой вы подумали

Что иностранец знает о российском автопроме? Скорее всего, практически ничего. Зато мы активно ездим на иномарках, ведь они надежнее, безопаснее, более стильные. Об их достоинствах нам рассказывают в рекламах и автосалонах. Никто не спорит, что функционал и удобство новенькой «BMW» действительно на высоте. Но молодым ребятам, которые на собственно заработанные 20 тысяч рублей покупают ржавую «Жигули», чихающую, казалось бы, доживающую последний закат в своей жизни, на эти преимущества всё равно. Они – настоящие фанаты и «воскрешатели» «Жигулей», которые ещё в 2012 году создали известное многим сообщество «Боевая классика». Сейчас оно насчитывает более 600 тысяч участников по всей стране.

У этой автомобильной культуры нет ни основателя, ни конкретных правил. Просто в один момент молодые водители «Жигулей» решили, что в этих машинах есть что-то особенное и с тех пор доносят эту идею всей стране. Это не то бесполезное увлечение, за которое можно обрушиться на ребят с критикой. По несколько часов они проводят время со своей любимой в гараже, изучают устройство и конструкцию авто, создают «турбо-корч» (прим. – усовершенствованный автомобиль для дрифта), пробуют различные тюнинг-версии и кастом-вариации. На этих ласточках они ещё и дрифтят. Кстати, весьма успешно.

Для того чтобы превратить «дедовскую жигу» в дрифт-кар, понадобится немало усилий: замена и настройка двигателя, подвески, облегчение веса автомобиля и много других нюансов. Можно сказать, что простые пацаны выполняют далеко не лёгкую работу автомеханика.

Глас народа

Есть люди довольно равнодушные к этому движению, а есть искренние фанаты, причём не участники, а именно поклонники тюнингованных «копеек», «пятёрок», «семёрок»… Одни восхищаются любителями российского автопрома, другие смеются, раздражаются или просто отводят глаза при виде угловатой, часто немного помятой и с ржавыми проблесками, «шестёрки».

За всех сказать нельзя, но средняя статистика показывает: большинство автолюбителей не против разделить одну полосу с «Жигулями». Но отношение у всех своё: одни, тк слову, владельцы иномарок, утверждают, что спокойно реагируют на «боевую» тройку рядом, другие даже оборачиваются и всматриваются, если машина действительно достойна внимания: может похвастаться не скучной «однотонкой», а эксцентричным дизайном, или низкой посадкой, эксклюзивными дисками и другими опознавательными знаками.

«Я всегда уважаю водителей «Жигулей», особенно, когда за рулём молодёжь. У меня сразу мысль: «заработал сам». Конечно, ребята могут приобрести машину дороже, но, когда они не стесняются отечественного автопрома, это особенно ценно, потому что сейчас достаточно много тех, кто не любит наши машины».

Полина, владелица «Mazda 3».

Дрифт: да или нет?

Водители рассказывают, что нередко замечают дрифтующих на «Жигулях» парней, чаще всего это происходит на просторных парковках ночью, либо на дороге – тоже поздно вечером, когда машин почти нет.

Многие относятся к дрифту положительно:

«Если ребята уверены в своих силах и получают удовольствие от дрифта, то я за то, чтобы люди кайфовали, но если это не угрожает другим водителям.»

Антон, 28 лет, водитель «SKODA»

«Я стараюсь держаться от таких машин подальше, мало ли, в какой момент водителю захочется войти в поворот боком. Лучше, если дрифт мы будем наблюдать только на специально подготовленных площадках.»

Юлия, 43 года, водитель «BMW»

Отдельная культура, движение со множеством поклонников однозначно хотят специализированных площадок для дрифта, где будет возможность законно заниматься любимым делом. Такие мероприятия собирали бы зрителей не меньше, чем театры. Вопрос встаёт перед администрацией городов: молодёжь, особенно инициативную, нужно поддерживать, создавать для неё пути развития, ведь часто из пацанов, дрифтующих на старых «жигах», вырастают настоящие профессиональные автогонщики.

«Таких ребят останавливаем чаще»

Любой водитель «классики» знает, что в потоке ему ездить опасно как минимум из-за внимательных сотрудников ГИБДД, которые могут выписать штраф, например, по статье 12.5 КоАП РФ (прим. – «незаконное внесение изменений в конструкцию автомобиля»).

Но предвзятого отношения к ребятам на «Жигулях» блюстители дорожного закона не испытывают, хоть и частенько проверяют их на дорогах. Об этом нам рассказал старший инспектор ДПС Александр Вольский:

«Останавливаем «Жигули» чаще, потому что у этих машин часто нет страховки, они бывают не переоформлены на нового владельца, или имеются другие проблемы с документами». Но тем не менее выделять «классику» среди остальных нарушителей не стоит: «Нарушают такие водители не больше остальных. Есть те, кто проводят тюнинг, но встречаются и другие марки автомобилей с внешними изменениями, в том числе иномарки».

Многое зависит и от водителя, необязательно ездить именно на «пятёрке», чтобы не уважать дорожный закон. Любителей погонять или пролететь на «красный» сейчас можно встретить и за рулём престижных машин. Такие гонки, особенно в состоянии опьянения, часто перерастают в истории с трагичным концом, и вот одна из них:

Трагедия на Невском

В декабре 2019 года 18-летний чемпион России по картингу Никита Сапежко погиб в результате аварии в центре Санкт-Петербурга. На Невском проспекте в его «Жигули» на полном ходу влетело каршеринговое авто, за рулём которого сидел пьяный звукорежиссёр Николай Цветков. Как показала экспертиза, Цветков ехал со скоростью больше 100 км/ч в час и, судя по всему, не видел запрещающего сигнала светофора. Позже суд приговорил его к шести годам колонии.

Пока люди садятся за руль в нетрезвом виде, разгоняются до предела или пытаются пролететь на «красный» – такие аварии не станут редкостью. Как правило, всё зависит только от нас самих. А то, на чём мы влетим в впереди стоящий автомобиль – на иномарке или на «ладе» – уже не так важно.

«LADA»: Мы знаем о «Боевой классике»

Гигант российского автомобилестроения «LADA» не бросает возродителей «Жигулей» прошлого: представитель компании Артем Манюхин рассказал корреспонденту «Первой линии», что АВТОВАЗ знает о сообществе «Боевая классика», приветствует и поощряет такое внимание к старым моделям:

«Мы бережно храним свою историю, традиции предприятия. Регулярно проводим выставки восстановленных автомобилей LADA, поддерживаем различные фестивали. Но, к сожалению, в 2020 году из-за коронавирусных ограничений у нас не было возможности широко и масштабно отпраздновать 50-летие выпуска первых «Жигулей». Артем также отметил, что «Жигули» стали первыми советскими массовыми легковыми автомобилями. Их отличали комфорт, динамичность и относительная доступность, что привлекает многих водителей и сегодня».

«ЖиФест» – фестиваль, где собираются уникальные отечественные автошедевры

Яркие и масштабные сходки – уже традиция для участников движения «Боевая классика». Всероссийский фестиваль «ЖиФест» появился относительно недавно, но уже успел завоевать сердца многих поклонников отечественного автопрома, приветствующих оригинальные эксперименты. Новаторство – то, что отличает «ЖиФест» от обычных автомобильных выставок. Здесь вы встретите ребят с горящими глазами, которые не один год создавали свои собственные проектные «жиги», работая не только с внешними, но и с внутренними данными. У кого-то нет капота или вовсе переднего каркаса – часто главное то, что под ним, многие «затюнены» под спортивную лошадку или японскую тематику. Есть и те, кто постарались сохранить именно классический вид машины – такой ретромобиль действительно способен перенести в прошлое не только его водителя, но и всех окружающих.

В программу фестиваля помимо выставки и дрифт-битвы включены различные концерты и конкурсы: выбрать лучшую машину среди такого изобилия сложно, поэтому по итогам дня компетентные судьи награждают призами целых 16 проектов. Также проводятся соревнования по автозвуку – самая мощная аудиосистема побеждает. Ещё одна фишка «ЖиФеста» – розыгрыш автомобиля. В 2016-2018 годах были разыграны «копейка», «двойка» и «тройка», а в 2019 был шанс выиграть «четвёрку». В этом году коронавирус изменил полюбившуюся традицию и «ЖиФест-2020» пришлось отменить, но поклонники уже готовятся продемонстрировать свою «классику» летом нового года.

«ЖИГАЦАРЬ»

Среди участников фестиваля можно встретить настоящих профессионалов своего дела: москвич Федор Воробьев по прозвищу «жигацарь» защищает честь всех «жигулистов» в дрифт-турнире «Жигули против всех», который проводится в рамках «ЖиФеста». Федор занимается дрифтом с момента его зарождения в нашей стране и уже успел стать многократным призером соревнований, да ещё и единственным пилотом Российской дрифт серии, не променявшим свою «пятёрку» «Жигулей» ни на какую другую марку и модель. У дрифтера есть фанаты как в России, так и за рубежом – даже там знают о наших переделанных «ладах» и их создателях.

«Мой автомобиль «ВАЗ-2105 переделан довольно серьёзно: с турбовым двигателем от «Toyota» 2JZ-GTE, мощность которого 600 л/с и 800 Н/м, коробкой от «BMW», подвеской от «NISSAN» и CLUBTURBO, на стойках EMOTION и много других доработок».

Федор Воробьев, пилот Российской дрифт серии

Даже если быть человеком, ничего не смыслящим в автомобилях, можно догадаться, что машину основательно изменили. Представьте, под привычным всем кузовом скрывается мощность 600 лошадиных сил, коробка передач от известной иномарки и японская подвеска. Можно сказать, машина собрана заново. У профессионала есть команда, но все начинают с гаража, помощников-друзей и многих часов под капотом.

«Я учусь на экономиста, но почти всё свободное время посвящаю своей «шестёрке». Мы с пацанами строим из неё что-то помощнее, будем менять движок, делать выворот, но внешний вид доведём до классического идеала», – делится планами водитель «Жигулей» Александр.

То, что всем запрещено – нам можно

В 1970 году с конвейера сошла первая в мире «копейка». Эта легендарная машина полюбилась миллионам – самая комфортабельная в своём классе, она стала синонимом слов «достаток» и «благополучие».

Но времена меняются, прогресс не стоит на месте, и сейчас престижно иметь немецкий, японский или шведский аппарат. И хотя «Жигули» не претендуют на звание лучшего автомобиля в 2020 году, вовсе стёртыми с лица Земли они станут не скоро. Интересно одно – это автохлам или новое модное явление? Разбирались с автоэкспертом Виталием Пуняковым.

– Как Вы считаете, «Жигули» – достойная машина? Почему?

–За свои деньги «Жигули» прекрасный автомобиль, единственное, у него постоянные проблемы со всякой мелочёвкой, качество изготовления деталей сильно «хромает», при этом стоимость содержания у него совсем недорогая. «Жигули» может отлично ездить без ходовой части, подходит почти для любого кошелька, поэтому во всех провинциях эти автомобили можно встретить в огромных количествах. Моторы, коробки и мосты у них надёжные. То есть даже без капремонта они могут пройти тысячи километров. В этом отношении у машины нет конкурентов, кто был бы по стоимости и простоте так же близок.

– Вообще отечественный автопром прошлого во многом уступает иномаркам того же возраста?

–Автомобили – это лицо экономики и общества. «Жигули» были нужны рынку и людям – простым, нетребовательным, в серых плащах и ушанках. О каком кондиционере может идти речь, нам нужно ехать на работу, комфорт нам не нужен. Конечно, на Западе у людей было другое отношение к жизни, удобство стояло превыше всего, автомобили развивались. А советские люди «замазывали дыры», поэтому у нас были «Жигули» и «Запорожцы», а там «Мерседесы» и «БМВ».

– Каково качество сборки старых «Жигулей»? Правда ли, что наше железо достаточно надёжное?

–Железо надежное, если соблюдать все условия эксплуатации. Не солить, не топить, вовремя мыть и ухаживать, а также хорошо промазать антикором. Но доверить свою жизнь такому железу – вряд ли. Несмотря на его толщину, в случае ДТП, металл очень сильно деформируется из-за отсутствия зон с очень твёрдым металлом, то есть кузов складывается просто как карточный домик. Можно посмотреть краштесты, которые показывают, как металл разлетается на атомы. Раньше, конечно, делали по-другому, но не факт, что лучше. Сейчас люди жалуются на мягкий металл, но на нём не остаётся вмятин и к тому же нет никакого смысла возить с собой еще 500 кг лишнего железа. Потому что меньшая толщина — это экономия бензина и дизеля, а силовая структура кузова всех авто в любом случае лучше и крепче, чем на старых «Жигулях».

– Сейчас за рулём таких автомобилей всё чаще встречаются молодые ребята, которые состоят в сообществе «Боевая классика». Что вы слышали об этом сообществе?

–Про «БК» слышал, видел и участвовал. В любой стране есть такое автомобильное движение энтузиастов, в Японии, например, – «босодзоку», в Америке – «хот родинг» и везде свои условия для их появления.

Дело в том, что «Жигули» сейчас самый доступный автомобиль на рынке, его можно купить за «шапку сухарей», чем и пользуются молодые ребята. Потому что большинство наших детей – это не дети богатых и обеспеченных родителей, а те, кто бегает на улице. Когда они становятся старше, то начинают суетиться и думать, где бы им заработать, получают первые условные 20-30 тысяч и идут покупать то, на что у них хватает денег. Разумеется, это «копейка», «пятёрка», «шестёрка», «семёрка» – классика. Но обычное авто для молодого парня, который хочет показать себя, это – ни о чём, поэтому начинаются украшательства, тюнинг – отсюда идёт «Боевая классика». Молодёжи эти готовые решения нравятся, именно поэтому всё переросло в массовое движение. Есть общие каноны, простые для понимания и исполнения. К тому же у «классики» задний привод, что позволяет ехать боком. Сейчас в зимний сезон молодёжь с удовольствием будет «бурагозить», вешаться на столбы, ломать заборы, убегать от полиции – это и есть жизнь «БК». Очень неоднозначно и непросто, но движение будет актуально, пока не появится что-то новое.

– «Жигули» в руках молодых парней – это опасно? Почему?

Конечно, этот автомобиль по пассивной безопасности совершенно несостоятельный в условиях современного мира, а в руках молодых ребят – средство повышенной опасности. Но пытаться запретить дрифтовать, а тем более ездить на «Жигулях», бесполезно, потому что на любое действие есть противодействие. Молодёжь всё равно будет делать это, ведь у нас так повелось: то, что всем запрещено – нам можно. В итоге одни получат положительный опыт и поделятся им, а другие понесут потери и извлекут уроки.

– Насколько вообще безопасно дрифтовать на «Жигулях»? Опаснее ли это, чем на других автомобилях, например, японских «Тойота Марк 2»

Сам «Жигуль» управляется откровенно так себе, но из-за того, что имеет малую мощность, он достаточно безопасен. Он хорошо идёт по снегу и льду, но на асфальте его сложно сорвать из-за слабого мотора. Конечно, если есть тюнинг – это другая история. Вообще, именно «Жигули» используют как тренажер. Через них часто проходят будущие профессионалы. В начале пути каждый хотя бы раз сидел за рулём «классики», а потом уже попал на «Тойоту Марк 2» и другие, потому что разбить этого японца значительно дороже, чем «Жигули». К тому же «Марк 2» – это всё-таки техника, к которой нужно подходить подготовленным, чем молодёжь и занимается. После того, как у них начнёт получаться и они все распробуют, из них могут выйти и настоящие спортсмены. Ведь если один раз попробуешь, остановиться не сможешь.

– То есть если мы поставим новый мотор, улучшим управляемость, облегчим автомобиль, машина будет похожа на профессионально подготовленную к дрифту?

Да, можно туда закинуть «народный рецепт»: «шеснарь» (прим. – шестнадцати клапанный двигатель) под капот, переделываем переднюю и заднюю ходовую, и авто готово к более профессиональному дрифту. Есть вариант вставить ролл кейдж (каркас безопасности) и уже выходить на трассу. В среднем такой болид может стоить 200-300 тысяч, есть и серьёзно подготовленные машины в 1-1,5 миллиона. Но дело в том, что завалить деньгами «Жигули» – это не совсем правильный подход. Если вы строите «ладу» стоимостью миллион рублей, то можно и купить подготовленный корч на базе того же «Марк 2».

«Боевая классика» – это не проблема

У движения «Боевая классика» есть всё для успешного существования – многочисленные участники и поклонники, инициативные организаторы и вечные «Жигули», но для развития не хватает специализированных дрифт-площадок. Властям давно пора обратить внимание на это сообщество, а главное выделить или построить места для дрифта. Скейтеры когда-то тоже вызывали смешанные чувства у людей, ведь они катались по бордюрам, перилам, на крыльцах и мешали прохожим. Сейчас почти в каждом городе есть подготовленная площадка – скейт-парк, куда ребята могут прийти и тренироваться. Почему бы не создать такое же место для дрифтеров? В крупных городах дела обстоят лучше, а в провинциях ребята крутятся, как могут. Для мероприятий координаторы самостоятельно ищут спонсоров и арендуют подходящее пространство для дрифта. Но ежедневно пацаны на «Жигулях» «валят боком» на парковках гипермаркетов, в тёмных углах или в центре ночного города. Просто потому, что больше негде.

Ждать, пока это явление исчезнет, нет смысла, пока есть молодые предприимчивые парни, разъезжающие на классике отечественного автопрома.

Rating 5 Просмотров: 4793

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором которой выступил Игорь Кузьмичев — историк, создатель и автор телеграм-канала ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.