English

Информационно-образовательный портал

ДРУГ В БЕДЕ НЕ БРОСИТ

Алёна ПЕТРОВА, Александра ДИВИНСКАЯ, 13 апреля 2018

В петербургской школе №25 учатся дети с ограниченными возможностями. Помогает им международная команда волонтёров из благотворительной организации «Перспективы». Корреспонденты «Первой линии» побывали в необычном учебном заведении и узнали, с какими радостями и печалями сталкиваются дети с инвалидностью и их добровольные помощники.

«Они вдруг начинают обниматься, целоваться»

На первый взгляд, школа №25 ничем не отличается от любой другой: те же светлые жалюзи на окнах, белая плитка на полу, а стены выкрашены в однотонный нейтральный цвет. Лишь инвалидные коляски у входа напоминают нам о том, что мы находимся в специализированном учебном заведении.

14:00. В это время у детей начинается продлёнка. Из столовой выходит девочка лет пятнадцати, которая едва держится на ногах. Передвигаться ей помогает девушка из волонтёрской группы, состоящей из молодых людей из разных стран мира. Двое из них становятся нашими гидами.

22-летняя Сильвия родилась и выросла в Испании. Русоволосая девушка с лёгким макияжем, она привлекает внимание аккуратной татуировкой в виде скрипичного ключа на правой руке. Лилии 29 лет, она наша соотечественница. У неё чёрные волосы, спортивное телосложение, а под губой находится родинка. Обе девушки проходят волонтёрский год в этой школе.

Нас ведут в помещение, в котором у детей бывает продлёнка. Наш взгляд сразу же приковывает семилетняя Ксюша, страдающая синдром Дауна. Дружелюбная и улыбчивая, девочка вместе с учительницей старательно занимается лепкой. Ксюша то и дело оглядывается на присутствующих и как бы задает вопрос: «Вам нравится?» Услышав похвалу, она улыбается и возвращается к работе.

Пока мы наблюдаем за Ксюшей, Лилия рассказывает нам о специфике 25-й школы.

— Здесь есть два вида классов: «особый ребёнок» и коррекционный класс. Особых детей мы учим элементарным понятиям: что такое квадрат, что такое круг, а также цифрам, буквам – всё как в детском саду. В коррекционном классе учатся дети с легкой умственной отсталостью. Там изучают школьную программу, но в медленном темпе.

Лилия решила поучаствовать в благотворительном проекте, так как ей было интересно попробовать себя в роли волонтёра. И, как говорит девушка, она не пожалела о своём выборе:

— Я люблю проводить время с детьми. Они всегда делают что-то интересное и заставляют нас смеяться.

В это время Ксюша выжимает воду из своей поделки, словно из тряпки, а затем показывает нам плод своих трудов. Теперь мы видим, что её поделка похожа на яичницу. Ксюша оборачивается на присутствующих. Её снова хвалят, и лицо девочки озаряет счастливая улыбка.

— Обычно им нужна помощь, чтобы чему-то научиться, – объясняет Лилия. – Но иногда они совершают такие вещи, которых мы от них не ожидали. Например, они вдруг начинают обниматься, целоваться. Они очень интересные дети. Вот только новое действие – это не просто так, это всегда результат работы.

Вскоре Ксюша словно перестаёт контролировать себя. Она откидывает голову назад и начинает заливаться смехом. Уговоры учительницы и волонтеров бессильны – девочка никак не может вернуться в своё прежнее состояние.

Untitled

«Я не нашла в Испании интересных волонтёрских проектов»

Волонтеры приглашают нас на второй этаж, где царит весёлый детский смех. Внешне дети здесь ничем не отличаются от детей в обычной школе. Кто-то бегает и смеется в компании, а кто-то предпочитает проводить время в одиночестве – слушает музыку в наушниках или смотрит телевизор.

Мы заходим в кабинет. Здесь за партой сидит мальчик. На вопрос «Как тебя зовут?» он не отвечает: не умеет разговаривать. Девушки объясняют, что его зовут Вася и ему 8 лет. Игрушка выпадает из его рук, но он словно и не замечает этого. Взгляд Васи периодически останавливается на чистом безоблачном небе – кажется, что только оно занимает все его мысли.

Сильвия ставит перед Васей несколько пирамидок разных форм. Его задача – надеть на каждую пирамидку правильную фигурку: квадратную, треугольную или круглую. Для ребенка с тяжёлыми нарушениями развития это непростая задача, но справиться с ней ему помогает Лилия.

Наблюдая за обучением Васи, мы расспрашиваем Сильвию о том, почему она решила помогать именно российским детям с ограниченными возможностями.

— Я не нашла в Испании тех волонтерских проектов, которыми бы хотела заниматься. Проект «Перспективы» – единственный, который привлек меня, – объясняет девушка.

Сильвия достаточно быстро приспособилась к волонтерской деятельности – по её словам, всё это благодаря любви к детям. На первых этапах испанке было трудно жить в стране, где разговаривают на неродном для неё языке. Но постепенно Сильвия психологически адаптировалась – не зря же она изучала в университете психологию.

В это время Вася постоянно отвлекается и смотрит куда-то в сторону. Лилия пытается привлечь его внимание, но это не всегда помогает.

— Дети любят меня, – говорит Сильвия, улыбаясь. – Но друг с другом они почти не играют. А если и играют, то игра проходит в виде драки, так что за ними надо постоянно наблюдать.

Untitled

Васе явно не нравится присутствие незнакомых людей. Мальчика перестают интересовать пирамидки, он отворачивается к окну. Его движения теряют контроль, губы синеют, дыхание учащается и становится судорожным. Лилия зовет его по имени, постукивает фигуркой по столу, но он не реагирует. Тогда девушки принимаются успокаивать Васю. Нам приходится выйти из кабинета, чтобы не волновать мальчика. Это помогает – прежде чем закрыть дверь, мы видим, что Васе стало легче. Теперь он снова смотрит в окно и созерцает безукоризненно синее небо.

Наша экскурсия подходит к концу. Мы покидаем школу. На стене видим весёлое граффити – доказательство того, что работники этой школы стараются вызвать улыбку даже у детей с самыми тяжелыми нарушениями в развитии.

Фото авторов

Rating 5 Просмотров: 4273

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.