English

Информационно-образовательный портал

О «русском» в мировой опере

Варвара Копысева, 24 февраля 2024

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, поделился своими рассуждениями о «русском» в мировой опере.

Опера изначально возникла в Италии и берёт начало с XVI века. Однако со временем, как можно заметить, популярность этого жанра возрастала. Сегодня, в России, мы имеем возможность наслаждаться этой отраслью искусства и рассуждать на тему её места в мировом сообществе. На насущные вопросы ответил Дмитрий Головнин.

Дмитрий, Вы очень часто гастролируете. Есть ли существенная разница между российской и европейской публикой?

В принципе, разница не очень большая. Люди везде одинаковые. Реагируют они также похоже. Разница, в основном, во внешних проявлениях. Поскольку опера – это, прежде всего, европейская традиция, оперная культура, соответственно, является европейской. Так что традиции уже давнишние. И самое яркое проявление этих традиций – внешний вид зрителей. В театр люди одеваются по-другому, не как принято в России. В портер, например: мужчины надевают смокинг, «бабочку», а женщины – вечерние платья, бриллианты. Галёрка во всем мире одинакова.

Интересно подметить, что реакция публики менее сдержана, чем у нас. Взять в качестве примера северную и южную публику. Представители Северной Германии и Южной Германии – это две разные публики в эмоциональном плане. А что уж говорить про ту же Италию. Она явно отличается повышенной эмоциональностью. Север, в принципе, всегда «холоднее» в реакциях. И в театре точно так же.

В целом, европейских зрителей объединяет то, что они не стесняются в проявлении эмоций – помимо оваций, могут даже освистать. У нас этого нет. Это не в наших традициях. Российская публика мыслит примерно так: «Люди стараются, что ж мы будем их ругать». На Западе в этом плане «не церемонятся». Публику, конечно, можно обмануть, но до определённого момента. Основное отличие, на мой взгляд, в том, как публика выглядит и как она реагирует.

Русская опера – продолжение русского драматического театра. Это отличительная особенность русской музыки. Русская опера скорее драматический спектакль под музыку. В конечном итоге, люди любого уровня эмоциональности покупаются на честность, ту же эмоциональность и искренность. Конечно, не будем упоминать такие очевидные вещи как профессионализм и красота исполнения.

Однако какой-то радикальной разницы в публиках нет. Это больше вопрос ментальный. Например, отличие севера от юга. В том же английском театре всегда принято «разговаривать» с публикой и со сценой, а это всегда про проявление эмоций.

Продолжая разговор про дресс-код: в России его всё-таки нет. В Европе публика более «вечерняя», в России же более «демократичная». Конечно, всё равно у нас люди тоже стремятся одеться красиво, выходя в театр, но отличия с западной публикой всё равно остаются разительными.

Опираясь на нынешнюю политическую обстановку, хочется спросить про отмену русской культуры. По Вашим наблюдениям, есть ли она в оперной среде?

Никакой отмены! Вроде сначала пошла тенденция, но потом последовало заявление Vienna State Opera (Венская государственная опера), которое представляло собой открытое письмо, опубликованное на сайте. В письме опера сообщила, что всегда сотрудничала с российскими артистами и никому не позволена дискриминация по национальному вопросу. Произошел резкий откат русофобской линии. Понятно, что есть «тренды», в том числе политические. Однако после заявления все театры будто бы забоялись их продолжать.

У меня, например, прошлый сезон: открытие сезона в Брюссельской, в королевской опере «La Monnaie» была «Пиковая дама». Открытием сезона в Teatro alla Scalo была опера «Борис Годунов». В феврале месяце в Staatsoper Hamburg (Гамбургская государственная опера) открывала сезон «Леди Макбет Мценского уезда», и, кстати, в Vienna State Opera этот же спектакль был в марте. Русская музыка существует и никуда не девается, артисты работают, всё в порядке. Опять же, внутри театра совершенно другая атмосфера. Это похоже на некую подводную лодку, внутри которой всё другое, более семейное, и внешние проблемы абсолютно не важны.

Дмитрий, если смотреть профессиональным взглядом: откуда возникает та или иная реакция зрителя? Что этому способствует?

Вот представим певца. Предположим, у него красивый голос и он хорошо поёт. Но он «пустой». Публика, безусловно, будет его благодарить за исполнение, но она уйдёт домой не «тронутая», ничто не коснулось её души и сердца. Помимо хорошего пения, в современном театре требуется нечто большее. Публика уже избалована телевидением и музыкальными клипами, так что современный певец, исполняющий классику, должен «брать» зрителей чем-то ещё. Думаю, дело в некой энергетике, харизме и обаянии. Конечно, если присутствует и профессионализм, и эти качество – безусловно, это успех и красота.

Rating 5 Просмотров: 110

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.