English

Информационно-образовательный портал

Суд на Жанной Д’Арк в Молодежном театре

Алина Хафизова, 26 января 2024

Спектаклю «Жаворонок» в Молодежном театре на Фонтанке уже больше двадцати лет. А между тем он всё так же привлекает зрителей, занимающих все места в зале, чтобы увидеть вечную историю о шестнадцатилетней деревенской девушке, которой было предначертано спасти Францию.

Спектакль по пьесе французского драматурга Жана Ануя был задуман в Молодежном художественным руководителем Семёном Спиваком и артистом Андреем Дежоновым в самом начале 2000-х годов. От многочисленных постановок о фигуре Жанны Д’Арк эту отличает, пожалуй, тот градус искренности, с которым герои разговаривают «по душам» со зрителем о таких сложных темах, как вера в Бога, призвание человека, отношение к историческим событиям и многим другим. Несмотря на серьёзность этого разговора, спектакль не теряет озорства и задора. Мастерство актеров, многие из которых являются Заслуженными и Народными артистами России, проявляется в том, насколько живые и яркие образы им удалось создать совместно с режиссёром Семёном Спиваком, и как органично и тонко диалоги, которые существовали ещё два десятилетия назад, встраиваются в контекст наших дней, приобретая новые смыслы и оттенки.

Жан Ануй – создатель интеллектуальной драмы, в которой основная интрига переходит с сюжетного уровня на уровень идей. История о Деве Орлеанской, которая командовала французскими войсками в Столетней войне против Англии, а позже была осуждена и сожжена на костре, известна многим, но автор предлагает читателю посмотреть на знакомый сюжет с другой стороны и задуматься. Чтобы пригласить его к размышлению, Ануй в своей пьесе использует прием «театр в театре», где знакомые герои не «живут», а играют отведённые им роли.

Так, «Жаворонок» по пьесе начинается в здании суда, где подсудимой – Жанне Д’Арк – перед тем, как её отправят на костер, предлагается сказать свое последнее слово, вернее – мы же в театре, – «сыграть всю свою коротенькую жизнь». А другие персонажи на протяжении всей пьесы сидят на скамьях в здании суда и вступают в действие в отведённое им время. В постановке Семёна Спивака, приём «театра в театре» усилен за счет того, что на сцене, то есть в зале суда, есть только Жанна, Кошон, фискал граф Варвик и – зритель.

Сам Ануй относил «Жаворонка» к своим «костюмированным пьесам». Благодаря решению Елены Зайцевой, художника по костюмам в Молодежном театре на Фонтанке, с первых минут воссоздаётся атмосфера Средневековья: шоссы и камзол графа Варвика (Роман Нечаев) и ряса председателя процесса Пьера Кошона (Андрей Шимко). Имитация обстановки судебного заседания создаётся и за счёт камерного Малого зала, где ставят спектакль. Каждый невольно ощущает себя участником судебного процесса и внутри себя выбирает: занять ему позицию обвинителей, защитников или просто посетителей на заседании «по делу Жанны Д’Арк».

Короткая жизнь Жанны – тернистый путь, на котором, прежде чем встать во главе войска на защиту Франции, ей пришлось преодолеть сомнение и насмешки сотен людей, убедить их словом и делом в том, что она не «чумная» и не «сумасшедшая», что именно ей начертано свыше освободить Орлеан и добиться перелома в войне с англичанами.

В спектакле встреча с капитаном Бодрикуром и дофином Карлом становятся ключевыми, но, на удивление, не столько для Жанны, сколько для них самих. Казалось бы, один вид капитана Бодрикура наводит страх на солдат, особенно когда он колотит себя в грудь «как горилла». А дофин Карл, некоронованный король, который бегает по сцене, играя в бильбоке, никем из свиты не воспринимается всерьёз, и даже сам себя он называет «просто-напросто ничтожным отпрыском Валуа». Но Жанна ничуть не пугается Бодрикура и не презирает за ребячество Карла, ведь она смотрит в самую суть человека. Открытый, полный искреннего сочувствия взгляд Жанны, роль которой исполняет Регина Щукина, различает за грозным солдафоном-Бодрикуром глубоко несчастного человека, который оставил последнюю надежду прославиться на военном поприще и забывается в пьянстве и разврате. А Карл только прячется от жизни из-за неуверенности в себе, хотя внутренне стремится к тому, чтобы занять трон так же, как когда-то его отец.

Разговор по душам с Жанной для них, по сути, исповедь. Но ни Жан Ануй, ни Семён Спивак не стремятся поучать зрителя длинными монологами – моменты искренности героев возникают в спектакле невзначай наряду с фарсом, как и в жизни. Восхищает игра актеров Евгения Клубова (Бодрикур), Сергея Барковского (Карл) и, конечно, Регины Щукиной, которые смеются сквозь слезы и плачут, смеясь. Так, ещё несколько мгновений назад дофин Карл с задором тасовал игральные карты, усевшись на королевскую мантию как на покрывало, но вот он уже стоит в свете софита перед зрителем и в задумчивости рассуждает о том, что смелость – опасная «вещь, в том мире скотов, где мы живем». И декорации, благодаря решению Эмиля Капелюша, художника-постановщика «Жаворонка», в эти моменты искренности героев, хотя остаются прежними, осмысляются зрителем иначе. Так, например, подвешенные железные столбы: то герои, играя, раскачивают их или прячутся за ними друг от друга; то хватаются за них как за соломинку, чтобы найти опору в минуты сильных переживаний.

Благодаря музыкальному оформлению, созданному Иваном Благодёром, зритель сопереживает, буквально чувствует движения души героев даже тогда, когда актеры не произносят ни слова, да и слова в такие моменты излишни. Речь, конечно, о финале.

«Покинутая людьми и богом», «великая и одинокая», Жанна не отреклась от всего содеянного и была приговорена к костру. Сцена казни знаменательна. На переднем плане на коленях, опустив голову, все те, кто смеялись над ней, считали её колдуньей и не верили, что деревенская девчонка, которая слышит голоса святых, сможет поднять боевой дух французов и освободить Орлеан. В глубине сцены – Она. В постановке Семёна Спивака нет костра, но есть огромное деревянное колесо. Окутанное дымом и красным светом, оно и символические жернова истории, в которые попадает Жанна Д'Арк, и, конечно, знак великой жертвы, которая совершается. Кульминация достигается за счет музыки – композиции La Nuit, которую Горан Брегович, югославский композитор, написал для фильма «Королева Марго». Святость, жертвенность, обречённость – эти библейские мотивы, возникают в конце спектакля не впервые – с самого начала на одном из столбов висела кукла, искусно сделанная бутафорами Молодежного. Кто это в латах со смиренно сложенными на груди руками: Иисус-Искупитель, Михаил-архангел или сама Жанна Д’Арк, какой мы привыкли её видеть со страниц школьного учебника по истории?

Занавес. И кажется, что всё уже сказано, но только играет музыка, та, что была ещё в самом начале спектакля – Mesečina Горана Бреговича, и герои исполняют свой залихватский танец. Звучат мотивы традиционной цыганской музыки с духовыми инструментами в сочетании с бодрыми битами и басами. К чему бы это?

Жанна совершила свой подвиг во имя, возможно, неразделённой, но неиссякаемой любви к человеку и веры в него. В такого, какой он есть, даже если от него смердит горячим потом, луком и вином, как от её боевого товарища Лаира. Она верила в человека: верила в короля, играющего в бильбоке, и в капитана, который хочет принять наконец важное – «хотя бы в масштабе края» – решение. Она верила в них, даже когда они сами в себя не верили, и учила их «зажигать маленькую искорку» веры внутри, чтобы обрести силы и подняться над собой.

Жанна взвалила на себя ношу, которая под силу только ей одной – исключительной личности. Вспомнить только то, огромное красное колесо, которое с рёвом она катит через всю сцену. Но в финале на сцене остается ещё одно колесо. Не для нас ли? Внутри каждого так или иначе таится страх, сомнение или неуверенность, но если последовать совету Жанны и «отбояться своё заранее», то можно и колесо выкатить, и горы свернуть.

«Жаворонок» в Молодежном театре на Фонтанке – жизнеутверждающий спектакль, он о людях, самых обычных, которые и творят с помощью мужества и ума подлинные чудеса.

Иллюстрации: Молодежный театр на Фонтанке

Rating 5 Просмотров: 74

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.