English

Информационно-образовательный портал

Крепкий орешек

Марина Потапова, 13 декабря 2023

Расскажем, как история о бытовом приборе стала главным рождественским сюжетом в мире

Приближение Нового года для каждого из нас ощущается по-разному. Некоторые всё чаще видят знакомые сезонные рекламы или замечают украшение городских улиц к предстоящему празднику. Другие с головой погружаются в дела уходящего года, желая оставить все ранее запланированные задачи позади. Не секрет, что во многих семьях есть и особые новогодние традиции, без которых праздник будто бы и не может прийти. Одной из таких традиций для большого числа россиян остаётся ежегодный поход в театр на балет «Щелкунчик».

История Щелкунчика – давно известный рождественский сюжет. Его многочисленные вариации можно увидеть на детских праздничных ёлках, на сценах театров в качестве спектаклей, на экранах телевизоров в формате мультфильмов.

Однако одноимённый балет давно обозначил свою эксклюзивную нишу.

В этом году на Театральной площади у Большого театра в Москве выстроилась очередь. Ноябрьским вечером люди собрались на улице перед началом продаж билетов на представления о Щелкунчике. По оценкам корреспондентов, очередь насчитывала около пятисот человек.

В новогодние каникулы труппа Большого театра играет 22 спектакля знаменитого балета. Несмотря на огромный спрос и регулярные просьбы зрителей, театр не может увеличить количество показов. Режиссёр и генеральный директор Большого театра Владимир Урин отмечает, что число желающих увидеть балет на сцене вживую превышает физические возможности артистов, а «Щелкунчик» и так является самым популярным по количеству спектаклей балетом в сезоне.

Многогранным и узнаваемым во всём мире сказочный сюжет сделали несколько заметных деятелей искусства и пара любопытных обстоятельств. Давайте подробнее заглянем в историю самого новогоднего балета планеты.

Сказка

История о Щелкунчике приобрела известность уже в первой своей версии: как литературное произведение для детей. Повесть-сказка «Щелкунчик и Мышиный король» впервые была опубликована в Германии в 1816 году в составе сборника «Детские сказки». Автор произведения, Эрнст Теодор Амадей Гофман, в качестве прототипов главных героев использовал образы детей своего приятеля Юлиуса Гитцига.

Действие развивается в доме чиновника Штальбаума. В канун Рождества его дети, Мари и Фриц, получают множество игрушек. Среди подарков оказывается и орехокол в виде человечка. Щелкунчик не очень красив собой, что вызывает недоумение гостей. Однако ночью Мари застаёт его в разгаре битвы с армией Мышиного короля, атакующей игрушки. Героический поступок деревянного человечка заставляет девочку по-новому взглянуть на окружающий её мир.

Фантазия и реальность на страницах истории почти неразличимы: иногда Мари сама подвергает сомнению то, что видит. Окружающие девочку взрослые уверены в том, что все рассказанные чудеса на самом деле являются детскими выдумками. Поддержку Мари находит в словах крёстного, Дроссельмейера. Он рассказывает девочке историю о прошлом Щелкунчика, в которой ранее благородный юноша был превращён в уродливый орехокол злой королевой Мышильдой.

Узнав историю нового друга, Мари глубже погружается в мир фантазии. Героиня хочет помочь Щелкунчику сразиться с предводителем мышей и снять действие колдовства. Последующая победа над Мышиным королём увлекает девочку и её спутника в яркое путешествие по волшебной стране.

Художественное пространство повести дополняет «внутренняя сказка» – история, рассказанная крёстным. Можно сказать, что интонация лёгкого наказа укрепляет сюжет в рождественских реалиях. Диалоги о морали, чести и искренности сопровождают героев даже в утопическом мире фантазии.

В том числе Эрнст Т. А. Гофман много рассуждает о типичном для своего творчества мотиве механизации жизни. Руками Дроссельмейера, имеющего с самим автором много схожих черт, он дарит детям механический замок. Все его жители подвержены рутине, их действия однообразны и вечны – по крайней мере до поломки механизма. Мари и Фриц отмечают – этим фигуркам нужно больше свободы. Однако крёстный возражает: на его взгляд, уклад вещей не изменить. Эта деталь раскрывает философский подтекст сказки: баланс между волей и несвободой.

Повествование повести показалось современникам необычным, но из-за этого произведение и обрело популярность. Сплетение реальных событий и сказочных чудес создали особую атмосферу, незнакомую современникам автора ранее.

Балет

Некоторые искусствоведы полагают, что популярность в России балету обеспечило в том числе его происхождение.

На момент премьеры балета Пётр Чайковский уже был известным современникам композитором. Успешные показы «Спящей красавицы» и «Пиковой дамы» гарантировали творцу новый приток заказов. Так, в 1890 году дирекция Императорских театров изъявила желание в новом сезоне поставить на сцене одноактную оперу и двухактный балет.

Заказчики описывали концепцию сборного спектакля – оба произведения планировали показывать вместе, за один вечер. Идею об использовании сказочной повести Гофмана предложил Иван Всеволжский – директор Императорского театра. Его поддержал французский балетмейстер Мариус Петипа. Хореограф заранее составил примерный сценарий возможной постановки. Увидеть работы на сцене рассчитывали уже в декабре следующего года.

В создании сценического спектакля участвовал не только композитор. Изначально знаменитая новогодняя сказка имела довольно мало общего с поучительным произведением для детей. Вдохновлённый событиями Великой французской революции, Мариус Петипа включал в действие характерные романтической литературе типажи героев, противопоставленных обществу. В первую версию либретто также вошли и конкретные музыкальные композиции, известные мятежными мотивами, к примеру «Карманьола».

Цензоры царской России не могли оставить произведение с лейтмотивом революции без внимания. Многие идеи балетмейстера остались черновиками.

Балет «Щелкунчик» представляет собой комбинацию двух действий – в первом разворачивается основной сюжет сказки, во втором отражено путешествие героев по волшебной стране.

Воплотить такой проект было непросто: Петру Чайковскому казалось, что сочетание симфонической музыки и ряда танцев без сквозного сюжета во втором акте уничтожает баланс произведения. По этой причине дату премьеры перенесли: работу над партитурой творец закончил только в 1892 году.

В своих дневниках Чайковский писал: «Главное – отделаться от балета». Постановка отнимала у композитора много времени и сил.

Значительная часть второго действия балета происходит в своеобразном путешествии – не покидая зала, зрители вместе с героями посещают разные страны. Создать достоверную атмосферу разных частей света Петру Чайковскому помогли тщательные исследования и заимствования.

«Щелкунчик» богат на аллюзии. Например, при создании второго акта композитор особо бережно отнёсся к сохранению традиционных мотивов музыки разных стран. Так, танец «Кофе» вдохновлён реальным мелодией грузинской колыбельной. Музыку композитор привёз из Тбилиси, где служил вице-губернатором его брат Анатолий.

Также Пётр Чайковский преуспел в поисках свежего звучания и использовал ранее неизвестные российскому слушателю инструменты. Например, подобная капели мелодия в «Танце феи Драже» воплощена игрой на челесте – клавишном металлофоне.

Версии

Реакция общественности в вечер премьеры была однозначной… Но отнюдь не положительной. И критики, и обычные зрители отозвались о спектакле довольно резко. Недовольство вызвала как профессиональная подготовка артистов, так и талант композитора. Ожидания самого Чайковского постановка тоже не оправдала: ему показалось, что представление вышло аляповатым.

Несмотря на негативные рецензии и грубую реакцию общественности, в репертуаре Мариинского театра «Щелкунчик» оставался на протяжении следующих тридцати лет.

После революции спектакль постепенно возвращался в родные театры с 1923 года. Своеобразным монополистом современной российской сцены является Большой театр. С 1966 года на его сцене состоялась премьера версии Юрия Григоровича. Также основанная на записях Петипа, постановка воплощает сквозной сюжет. Второй акт представляет не столько попурри номеров, сколько продолжение истории, путешествие героев по наряженной новогодней ёлке. В наши дни версия Григоровича всё ещё идёт на сцене Большого театра и, несомненно, пользуется популярностью. Билеты на спектакли распродают за считанные часы несмотря на то, что показы идут на протяжении всех новогодних выходных.

Своё путешествие по миру за пределами России балет начал с Лондона. Там собственную версию поставил Николай Сергеев, эмигрировавший во время Октябрьской революции.

В Нью-Йорке «Щелкунчика» впервые поставил воспитанник Мариинского театра Джордж Баланчин в 1954 году. Его версия создавалась на основе черновиков Мариуса Петипа. Также постановщик добавил дополнительные танцы и сцены. Эта версия балета с успехом идёт на американской сцене до сих пор.

С течением времени балет подвергался и этическим корректировкам. Иногда его версии отличаются количеством танцев во втором акте. Это происходит, потому что некоторые театры убирают номера, в которых второстепенные герои изображены слишком стереотипировано.

Авторское видение воплощается не только в постановках балета, но и в экранизациях. Существует более десятка фильмов о Щелкунчике.

История получила в том числе несколько анимационных версий. Советский рисованный мультфильм режиссёра Бориса Степанцева создан в 1973 с применением уникальных техник. В одном из фильмов роль Клары (Мари) досталась знаменитой кукле Барби. Последний широко известный фильм по сюжету сказки Гофмана вышел в 2018 году.

Современное значение

Сегодня ажиотаж «Щелкунчика» затрагивает не только единицы самых именитых театров. Так, в ноябре москвичи раскупили билеты на первые ряды новогодних спектаклей в Новосибирском театре оперы и балета. Экономисты утверждают, что иногда перелёт, проживание и билеты на региональную постановку обходятся ценителям искусства дешевле, чем поход на представление в Большом театре.

Однако существует и альтернативная точка зрения. Специалисты считают, что большие очереди являются результатом неверной стратегии театра по продвижению постановок.

Такое мнение разделяет и Николай Цискаридзе, нынешний ректор Академии Русского балета имени Вагановой. Артист отмечает: такое большое количество спектаклей в сжатые сроки вредит и танцорам, и зрителям, подпитывая нереалистичные ожидания последних.

В наши дни балет стал новогодним символом не только России, но и мира. В соцсетях даже существует особый сезон Щелкунчика, «Nutcracker season». Так пользователи называют время, в которое ожидаются и ведутся показы балета. Для танцоров сезон начинается чуть раньше – с первого кастинга распределения партий для выступлений.

На странице исполнителя Петра Ильича Чайковского в музыкальном сервисе Spotify количество прослушиваний музыки к балету «Щелкунчик» превышает 43 миллиона.

Каким бы способом люди не привлекали внимание к истории «Щелкунчика», можно сказать одно – новогодняя сказка ещё долго будет любима как слушателями, так и зрителями.

Rating 5 Просмотров: 122

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.