ОТДОХНУТЬ ПО «ФОРМУЛЕ»
Станислав КУРОЧКИН, 6 ноября 2013
Первый тур международной школьной олимпиады по математике «Формула Единства», организованной благотворительным Фондом Эйлера совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом, завершился 21 октября. Более 5 тысяч школьников 5-11 классов, живущих в разных точках земного шара, отправили решения олимпиадных задач на проверку и отбор. Приз – не грамота и даже не медаль: лучшие из лучших получат приглашение в международный многопрофильный летний лагерь в Санкт-Петербурге и математический лагерь в Севилье, где можно будет не только отдохнуть, но и узнать много нового. Пока проверка работ конкурсантов продолжается, корреспондент портала «Первая линия» побеседовал с Игорем Жуковым, вице-президентом Фонда Эйлера, профессором СПбГУ, о том, как рождаются лучшие идеи и что такое «педагогика коллективного творческого воспитания».
Дано:
«Формула Единства» - один из многих проектов, который реализует обучение школьников за рубежом, однако, главная цель Формулы – не сугубо образовательная. Как рассказал Игорь Жуков - один из основателей проекта - речь идёт о практике коллективного воспитания.
- Отправной точкой создания проекта можно считать математическую конференцию, которая проходила в России 2007 году, - рассказывает Игорь Жуков, вспоминая о том, как впервые пришла идея создать летний лагерь для одарённых детей. - В ней принял участие Антонио Кампильо, математик из Вальядолида, президент испанского Королевского математического общества. У нас с ним были общие научные интересы, а в ходе беседы выяснилось, что есть и научно-организационные точки соприкосновения: он президент испанского математического общества, а я вице-президент Фонда Эйлера – организации, которая осуществляет разные проекты в области поддержки учёных, педагогов-математиков, студентов, а также одарённых школьников. Учитывая, что после упомянутой конференции планировалось празднование 100-летия математического общества, у испанских коллег возник большой интерес к новым идеям: что можно было бы сделать, в частности, в работе со школьниками.
Я поделился нашим опытом организации профильных лагерей, который для испанцев был совершенно незнаком. Мы стали обдумывать варианты сотрудничества – так и родилась идея совместного российско-испанского летнего лагеря. Новый проект заинтересовал также математиков из Севильи, и у нас возникли два вектора развития партнёрских отношений – с одной стороны, с Вальядолидом, с другой стороны, с Севильей.
Мы наметили концепцию поочерёдных лагерей в России и в Испании. Впервые такой лагерь, на базе Академической Гимназии СПбГУ, был проведён летом 2012 года. Проект нашёл поддержку, и теперь главная наша цель – организация лагеря для талантливых школьников в Испании на базе университета Севильи.
Найти:
Пользу и положительные эффекты подобной формы обучения трудно переоценить. Развитие навыков общения, социализация, умение жить и творить в коллективе, наконец, просто отдых и тренировка мозгов на занятиях в математических кружках – вот, что могут найти одарённые школьники в лагере «Формула Единства». Это блестящая возможность для ребят, которые живут в отдалённых регионах – программа делается с упором на них.
- Кроме идеи сблизить педагогов из разных стран, устроить обмен опытом (что было наиболее актуально для наших испанских партнёров), для нас было очень важно попытаться соединить традицию профильных математических кружков и лагерей с методикой коллективного творческого воспитания, разработанной более 60 лет назад выдающимся ленинградским педагогом Игорем Петровичем Ивановым. Тут много всего: знакомство, возможность интенсивно развивать свои способности, понять и почувствовать, что такое отношения людей, основанные на коллективном творчестве, искренности, доверии, заботе друг о друге и о мире вокруг. К тому же, кроме традиционной кружковой работы, где основной акцент делается на решении задач, проводились и будут проводиться популярные лекции о математике и вообще о современной науке. Для этого мы специально приглашаем интересных учёных, способных интересно рассказать о том или ином актуальном направлении в науке. Причём не только питерских - в лагере 2013 года с интереснейшими лекциями выступили наши гости, математики из Испании и Бразилии.
Уверен, что подобный формат – это возможности личностного роста, шанс посмотреть на свой потенциал с новой стороны узнать, что такое работа в коллективе, и насколько она расширяет человеческие возможности. Наш лагерь – это шаг к преодолению индивидуализма, атомарности, которые очень характерны для современного общества.
Учеников каких школ мы приглашали участвовать? Дело в том, что мы исходили из следующей сложившейся в стране печальной картины. С одной стороны, у нас есть города, где работа со школьниками поставлена очень хорошо. Первое место занимает Санкт-Петербург, с которого всё и началось в тридцатые годы. Сейчас в городе существует несколько систем математических кружков. Каждая из этих систем вывозит школьников в летние лагеря. Есть ещё несколько центров по стране, где работа также основательно поставлена, например, в Кирове, Кургане и ряде других городов России. Но есть и целые регионы, где возможностей этих очень мало. Поэтому мы объявили математическую олимпиаду, открытую для всего мира, и старались распространять информацию о ней в отдалённых уголках нашей страны.
Решение:
Отборочный тур, в котором приняло участие более 5 тысяч школьников, позади. Второй тур состоится в январе 2014 года. Несколько десятков наиболее способных и мотивированных школьников будут приглашены в дистанционный математический кружок, где ребята узнают, что математика – это не только то, что рассказывают в рамках школьной программы.
- По результатам олимпиады мы пригласим лучших участников в бесплатный дистанционный математический кружок. Затем ребята, которые стабильно будут заниматься, получат приглашение в лагерь. Нам важно, чтобы участники продемонстрировали свою мотивированность. Даже если они не показывают блестящих результатов, но действительно любят математику, мы приглашаем их в лагерь.
Основным рабочим языком, на котором происходит общение в лагере, мы объявляем английский, но на занятиях, в виду большого количества русскоговорящих ребят, часть групп делаем русскоязычными. Если у кого-то из участников возникают проблемы с иностранным языком, срабатывает коллективное взаимодействие. Командная работа имеет большое значение, и школьники просто друг другу помогают и переводят, если возникают трудности.
Проверка олимпиады у нас двухуровневая: на первом этапе работы частично проверяются в регионах, а другая часть приходит по почте к нам; после этого мы передаём их на проверку. В процессе активно задействованы студенты Санкт-Петербургского университета, которые сами были когда-то участниками кружков. Они помогают отобрать наиболее достойные работы. И только после этого идёт проверка здесь в Петербурге преподавателями, имеющими большой опыт ведения математических кружков.
Ответ:
В прошлом году второй международный многопрофильный лагерь «Формула Единства» проходил с 15 по 31 июля на базе оздоровительного комплекса «Парус» в Приозерском районе Ленинградской области. Лагерь тогда посетило всего 83 школьника, которые были отобраны из числа участников дистанционного математического кружка при СПбГУ. Из этого числа 48 ребят были из России, 25 приехали из Испании, 6 — из Казахстана. По одному представителю было из Хорватии, Израиля, Бразилии и США. Кружки в том году формировались исходя из языковых возможностей ребят и уровня их подготовленности, а всего было проведено 78 академических часов занятий: по 6 часов в каждый из 13 учебных дней.
В июле 2014 года организаторами планируется собрать ребят в лагере на две смены. Также всё готово к тому, чтобы учебных профилей стало больше: в этом году к уже существующим профилям по математике и журналистике планируется добавить новые – по информатике и химии.
ФОТО и иллюстрация автора
Пока без комментариев