Информационно-образовательный портал
Всегда на Первой
10 декабря 2018 г. г.
ЗАЧЕМ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ОПЯТЬ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ?

Почему выпускники не работают по специальности, выяснял корреспондент «Первой линии».

Недавно моя знакомая, отучившись на менеджера и проработав по специальности несколько лет, вдруг решила уволиться и пойти учиться на ветеринара. На вопросы друзей о том, почему она решила променять престижную профессию на несколько лет изучения латыни и штудирование учебников, она ответила просто: «Поняла, что не мое. Хочу лечить животных».

А другой мой знакомый, закончив экономический факультет, вдруг решил стать актером и устроился работать в театр. На вопрос о том, почему не пошел по специальности, отвечает коротко: «Мне это неинтересно».

Эти случаи не исключение. Согласно данным Росстата, более половины – 60% россиян – работают не по специальности. А морально удовлетворены своей работой менее 55% опрошенных. Только 9% россиян, согласно опросу Superjob, занимаются работой, о которой мечтали в детстве.

Так почему же, потратив кучу времени, сил и средств на учебу в вузе, выпускники вдруг решают идти работать не по специальности?

Не хочу в юристы, хочу в артисты

Выбор специальности во многом зависит от мнения родителей. Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии политических и социальных процессов СПбГУ Ольга Безрукова поясняет, что многие абитуриенты хотят пойти по стопам родителей:

– Человек, родившийся в определенной семье, не мыслит себя в отличной от профессии родителей, поскольку с детства существовал в рамках определенной профессиональной культуры, – в большинстве случаев это касается людей творческих специальностей. – Ведь мотиваторами и заказчиками услуг зачастую являются именно родители, – отмечает социолог.

Именно творческие люди, повторяя опыт родителей, в большинстве случаев становятся знаменитостями и получают удовольствие от работы. Наследственность, талант и желание быть похожим на маму или папу помогают сделать карьеру и стать поистине счастливым человеком.

Но в некоторых случаях, выбирая за ребенка специальность, родители,наоборот, создают большую проблему. Она кроется в том, что мамы и папы, советуя своему чаду профессию, чаще всего не знают, какие из них будут востребованы через 6–8 лет на рынке труда.

Еще одна сложность состоит в том, что большинство родителей пытаются определить ребенку ту специальность, которая, по их мнению,обеспечит ему стабильность и всегда принесет доход.Однако при всем желании помочь абитуриенту родители могут совершить ошибку, заставив будущего талантливого дизайнера или гениального режиссера стать бухгалтером или адвокатом.

Неопределенный выбор

Выбрать профессию, которая в будущем принесет удовольствие, задача непростая. По данным опроса, который проводила Ольга Безрукова, в 2012 году 55% людей шли работать не по специальности. Дело в том, что у абитуриентов нет необходимых знаний о профессиях – они знают около 15 самых распространенных. И в результате могут выбрать не ту профессию, которая им интересна, в силу того, что просто не знают о ее существовании.

Образовательные учреждения не предоставляют достаточно информации о профессиях – одна из ключевых проблем. Лишь в некоторых школах России выделяется несколько академических часов в год для учеников 8-9 классов, где социальный педагог рассказывает о всевозможных профессиях и проводит тесты, которые помогут примерно понять, в какой сфере ребенок сможет себя достойно проявить. В рамках этого предмета – «Основы выбора профессии» – также приглашают специалистов с биржи труда, которые рассказывают о реальной ситуации на рынке труда и прогнозируют, какие профессии будут востребованы спустя 5-7 лет, когда нынешние школьники закончат высшее учебное заведение. Это позволит заранее выбрать специальность, которая будет нужна, а также добавит уверенности, что по окончании вуза выпускник найдет себе работу и не будет вынужден работать не по специальности.

Мотивы выбора будущей профессии различны. Так, по данным исследования, проведенного социологическим факультетом СПбГУ, 44% абитуриентов – это люди, которые идут на факультет социологии потому, что им посоветовали родители или знакомые; 21,7% – потому, что было проще поступать по сравнению с другими факультетами; 20,6% – потому, что им нужен диплом о высшем образовании; 9,4% – потому, что не смогли поступить на другой факультет; 6,6% – потому, что им было все равно, куда поступать, и 2% – потому, что их родители профессиональные социологи. У 26% выбор профессии социолога является осознанным выбором.

Велика доля студентов с неопределенной мотивацией. «Это может быть связано с неопределенностью жизненных планов», – поясняет автор исследования Ольга Безрукова.

Недостаток знаний

Сегодня далеко не всегда интересная специальность совпадает с высокооплачиваемой профессией.

– Есть большая разница между амбициями и желанием кушать. Оклад молодого специалиста может не соответствовать его потребностям. Особенно это касается тех, кто получает гуманитарное образование, – говорит президент Ассоциации психологов Петербурга Екатерина Брянцева.

Пытаясь устроиться на работу, выпускники вузов, как правило, являются не единственными кандидатами – на одно место претендует около десятка человек. А в условиях перенасыщенности менеджеров и юристов работодатель имеет возможность выбрать сильнейших – тех, у кого больше практических навыков, есть опыт и престижный диплом.

Сложность состоит в том, что после окончания вуза у студента нет достаточного опыта и практики. Для работы в компании необходимы практические навыки, а разные вузы дают разные компетенции. Поэтому важна производственная практика, которую не все вузы проводят. Во-первых, месяц работы в определенной сфере дает возможность студенту понять, а этим ли он хочет заниматься всю свою жизнь, совпадают ли его представления о профессии с реальностью. Если нет – то студент может поменять специализацию и не тратить время на то, что ему не пригодится. И чем раньше студент это поймет, тем же для него лучше. Поэтому желательно проводить первую производственную практику сразу же после первого курса. Иначе потом в игру вступает фактор «но я ведь уже закончил второй курс, грех бросать дело на полпути». Во-вторых, для тех, кто уверен в своем выборе, производственная практика дает опыт, запись в трудовой книжке и навыки, наличие которых сыграет им на руку при приеме на работу.

Прогнозы

Согласно прогнозам экспертов, через несколько лет ситуация может измениться, и выпускники будут точно знать, что им нужно.

– Мы придем к поколениям, которые будут отсекать то, что им не нужно. Сейчас тринадцатилетние подростки уже четко знают, чего хотят, а чего – нет. Они оценивают свои способности адекватно. Я думаю, что, когда сменится следующее поколение, все будут работать по специальности, – оптимистично описывает будущее рынка труда Екатерина Брянцева. – Но сейчас, пока мы в кризисе, люди будут там, где деньги.

Однако некоторым заново выбрать профессию, которая будет в радость, не помешал и кризис. Так сделалии мои знакомые. Один читает стихи со сцены, другая – учится перевязывать лапы животным.Оба ходят счастливые, глаза блестят, улыбаются. Наверное, они осознали, что сделали для себя правильный выбор.

Алена РАНГАЕВА | 20 ноября 2015
 просмотров: 406 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Cобытия
CобытияМагистрантка Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ Анжела Новосельцева стала ...
Люди
ЛюдиКорреспондент «Первой линии» встретилась с одним из лидеров бардовского движения 1960-х ...
Город
ГородПрошло три месяца с момента пожара в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в ...
Хай-тек
Хай-текСемь простых способов помочь природе избавиться от мусора
Пока в Европе отказываются ...