English

Информационно-образовательный портал

С ЧЕГО НАЧИНАЮТСЯ МУЛЬТИКИ

Варвара ШЕСТАКОВА, 19 января 2013

UntitledПочему-то принято считать, что создавать мультфильмы гораздо проще, чем фильмы. Ну, конечно, кино – это взрослая, серьезная работа. Здесь актеры, режиссеры, умные слова «озвучка», «раскадровка», «дубляж». А мультфильмы – это так, для маленьких. Но только мало кто знает, какая кропотливая работа – создание мультфильма. И что одна-единственная секунда обычного мультика зачастую занимает целый рабочий день. И ведь так до сих пор в 21 веке!

Чтобы узнать, как создаются Лунтики, Алеши Поповичи и прочие герои современной российской мультипликации, а также посмотреть, как устроена настоящая фабрика мультфильмов, мы отправились на одну из крупнейших в России студий анимационного кино «Мельница».

Четырехэтажное старое здание со скромной табличкой «Киностудия». Неужели это и есть хранилище детских фантазий? Что же за люди работают там? Наверное, это большие дети, которые повзрослев, продолжают верить в сказку. Нас встретил Константин Бронзит, известный аниматор и режиссер, имеющий в профессиональной копилке немало международных премий и наград. Среди последних его проектов – мультфильм «Алеша Попович и Тугарин змей», а также многосерийный «Лунтик». «Все люди, которых вы здесь увидите, - уроды», - с порога бросает он. Заметив удивление в наших глазах, объясняет: «Ведь нормальный человек не вынесет такой кропотливый, нудный и совершенно неблагодарный труд». На этой волне мы начинаем постигать азы анимационного мастерства.

- Как вы думаете, с чего начинается любой мультфильм? - и Константин сам тут же дает ответ на вопрос? - Вот у вас есть идея, она воплощается в сценарий. А следующим важным этапом является раскадровка. Раскадровка – это последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании мультфильмов. Представьте, нам нужно сделать раскадровку небольшого эпизода. Мы должны схематично и последовательно изобразить все, что происходит в этом эпизоде. Что делает герой, что он говорит – то есть дать схему, как меняется картинка на экране в течение данного эпизода. Даже самый маленький эпизод требует кипы бумаг. И, вероятно, кипы терпения.

Тонателье

Что же происходит дальше? А дальше, как это ни удивительно, запись речи героев, музыки и побочных шумов. В отличие от кино, при создании мультфильма сначала идет озвучка. И только потом аниматоры рисуют и подстраивают картинку под звук.

- Все это делается для того, чтобы буква, озвученная артистом, совпала с формой рта героя, - улыбается Константин. - Такой порядок работы позволяет достичь максимальной точности.

Untitled

Звук записывают в особом помещении – тонателье. Площадь тонателье – примерно как у любого школьного актового зала. «Чтобы мог поместиться оркестр», - поясняет Константин. Стены здесь обиты специальным звукоизолирующим материалом. Когда дверь закрыта в тонателье абсолютная тишина. Сбоку стоит звукозаписывающее оборудование, наушники. По углам разбросаны различные предметы: смятая пленка, пластиковые стаканчики и даже веник.

- Мы собираем по студии всякий мусор и сбрасываем сюда. А когда нужно записать какой-либо звук, например, шуршанье кустов, начинаем искать подходящий предмет. Вот, смотрите, - Константин берет в руки веник, подносит его к микрофону и начинает шелестеть им. – Или, например, вот эта скомканная пленка, - он раздирает ее в разные стороны, - на что похоже? Раздается шум летнего дождя. К каждой сцене записывается огромное количество звуков: герой повернулся, сел, пошел, взял, например, со стола стакан. Всему этому должны соответствовать правильно подобранные звуки.

Но записывать речь персонажей, как выясняется, еще сложнее.

- Бывает, приглашаешь известного актера. Он весь из себя. Платишь ему гонорар, он довольный уезжает, думая, что все прекрасно сделал. А звукорежиссер сидит потом и речь буквально из кусочков соединяет. Вот есть пять дублей. В первом – хорошо произнесенное первое слово, во втором – пятое и так далее. Склеиваешь фразы буквально по буквам. Вот вам и сказка, - делится Константин.

Мастерская аниматоров

Untitled

Когда звук записан, начинается следующий этап – создание анимации. Мы отправляемся в следующее помещение – мастерскую аниматоров. В небольшой комнатке трудятся за компьютерами несколько девушек. Лица сосредоточенные, но без лишних эмоций. Если не знать, что именно они рисуют, можно подумать, что они инженеры, проектирующие новый дом.

С появлением компьютеров труд аниматора, конечно, облегчился, но все же остался ручным. Чтобы изобразить движение персонажа необходимо вручную нарисовать каждое мельчайшее изменение его положения. И чем больше бумаги на это уйдет, тем плавнее выйдет это движение.

- К сожалению, автоматизировать процесс движения героя невозможно. Многие считают, что ты нажал на кнопку мышки, и появилась движущееся изображение. До появления компьютеров аниматоры во всем мире использовали просветный стол - Константин указывает на это чудо-устройство.

Просветный стол – это небольшой столик со стеклянной столешницей, известный со времен Уолта Диснея. К внутренней стороне столешницы прикреплены две лампочки. На просветный стол кладется и закрепляется калька определенного размера. На этой кальке аниматор рисует карандашом персонажа. Константин быстро набросал Микки Мауса. Сверху кладется еще один листок кальки. Благодаря горящей лампочке рисунок на первой кальке четко просвечивает. Константин обводит Микки Мауса по контуру, но слегка сдвигает его руку. Если нарисовать еще 10 Микки Маусов, отодвигая каждый раз его руку чуть вверх, в конце концов получится, что он поднял ее. Вот так вот поступают с каждым малейшим движением – прорисовывают детально.

Untitled

- Сейчас, конечно, большинство аниматоров работает на планшете специальным электронным карандашом. Точно так же прорисовывают десятки копий – продолжает Константин, а мы переводим свои взоры на девушку-аниматора, которая за соседним столом старательно выводит на планшете русского богатыря. Очевидно, что компьютер немного ускоряет процесс, так как нарисованные на кальке рисунки надо еще отцифровывать, а так – все сразу в “цифре”. Конечно, сразу возникает вопрос, зачем тогда сейчас нужны эти просветные столы?

- Если вы создаете масштабный проект типа «Алеши Поповича», - рассуждает Константин, - то без компьютера, не обойтись. В таких проектах обычно задействованы и без того около 80 аниматоров, а если все они еще на кальках это будут прорисовывать, а потом отцифровывать, то процесс растянется на годы. Но если же это авторская работа, какая-нибудь короткометражка, то мне, конечно, больше по душе прорисовывать все на бумаге. Здесь ведь можно любые детали, любые тонкости прочертить.

В короткометражках Константин Бронзит знает толк: его известные «Love story» и «На краю земли» собрали более 70 международных наград.

Раскраска эпизодов теперь полностью автоматизирована. Как оцифрованные, так и нарисованные сразу на компьютере картинки на следующем этапе отправляются в заливочный цех. Заливочный цех – это небольшая комнатка с несколькими компьютерами, за которыми мастерицы по цвету заливают картинки заранее заготовленными цветами. Одним щелчком мышки.

- Кстати, всего в этом четырехэтажном здании трудятся 300 человек: аниматоры, режиссеры, звукорежиссеры, одних заливщиков только человек 20. - подчеркивает Константин. – А раньше на раскраску одной картинки уходило несколько дней. Дело в том, что картинка с кальки переводилась на плотный прозрачный лист, на котором уже и раскрашивалась вручную картинка. Причем темперной краской. Особенность темперы в том – что она плохо сохнет. И если вы, например, раскрасили платье принцессы, вы уже не можете красить близлежащие детали. Иначе краска смешается. Поэтому вы просто оставляете эту картинку сохнуть до следующего дня. И вот так с каждым листком, с каждым эпизодом. На одну маленькую сценку – неделя. А вы представляете, если режиссеру потом вдруг взбредет на ум поменять цвета? Сделать принцессе платье не розовым, а зеленым… Тут остается только два пути. Либо терпеливо соскребывать старый цвет. Либо… убить режиссера! - Константин лукаво улыбается. Наверное, ему тоже встречались такие режиссеры.

И вот, наконец, раскрашенные картинки монтируются, затем накладывается звук. «Как вы думаете, что дальше» - вопрошает мастер анимации и загадочным видом факира понижает голос. Оказывается, что последний самый важный этап – это финальное сведение мультфильма и баланс шумов. Поэтому следующей комнатой на этой фабрике чудес, в которой мы оказываемся, становится зал с огромным экраном. От обычного кинозала его отличает только то, что вместо рядов кресел, здесь длинный стол с мониторами и множеством различных усилителей и переключателей.

Untitled

Рядом со столом – огромное кожаное кресло, в котором волшебник доводит звук до идеала: здесь потише, тут порезче. Сведение звуков может занять до 5 месяцев.

- Вот такая вот работа, создавать мультфильмы… - Константин вздыхает, но тут добавляет с гордостью. – Это вам не кино снимать: пригласил актеров, сняли, озвучили и готово. Тут же просто адский труд!

Когда я шла по слабоосвещенному коридору студии в поисках выхода, меня мучили две мысли. Интересно, как же так получается, что кусочки детства создаются таким недетским трудом. И еще: что бы сказали дети, если бы узнали, что какого-то маленького Лунтика делают около 60 взрослых дядь и теть. Каждый день. По секунде мультфильма.

Rating 5 Просмотров: 10876

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.