English

Информационно-образовательный портал

«Библиотекарь – не женская профессия» - О механизме работы, «внутренней кухне» и мифах

Валерия Михайлова, 16 апреля 2023

Типичный поход в библиотеку выглядит как-то так: мы выбираем книгу, меняем на читательский билет за библиографической стойкой, убираем книгу в сумку и забываем о месте. Но что если за книжными полками и сотрудниками кроется нечто большее, чем эти «банальные» действия? Чтобы узнать это, Первая линия поговорила с представительницей Библиотеки им. Маяковского Мариной Леонардовной, которая работает здесь более 45 лет.

Марина Леонардовна пришла в Маяковку сразу после библиотечного института, когда ей было 20 с небольшим лет. Она застала эволюцию читателя и множество изменений, которые претерпела одна из самых больших библиотек Санкт-Петербурга. На памяти Марины Леонардовны случаи, когда книг, которые были в Маяковке, больше нигде не было, поэтому на лестнице и на улице выстраивались целые очереди, и каждый читатель по полтора часа ждал ответа на заявку в надежде «урвать» последнюю книжку. Марина Леонардовна застала множество изменений в этой библиотеке, поэтому не спросить её об обратной стороне работы было бы ошибкой.

Миф о том, что библиотека – самое пустое и тихое место в городе

Слышите звенящую тишину в ушах, которую прерывают только редкие покашливания и хруст страниц? Атмосфера так давит, что боишься дышать – настолько не хочется тревожить эту безмолвную и спокойную обстановку. Однако пора развеять миф и заявить о том, что не все библиотеки такие. То есть, «читальни» с таким описанием, конечно, существуют, но в настоящее время это скорее частное явление. Библиотеки в том виде, в котором они сейчас – это зачастую большие пространства для работы, учёбы и отдыха. В них проходят различные образовательные и творческие мероприятия, нетворкинг события, – которые не обходятся без разговоров и шума. Подобные методы объединения и окультуривания людей изначально заложены в концепцию современных библиотек, что повышает их посещаемость и знакомит поближе с механизмом работы.

Вот что говорит о меняющихся тенденциях работы библиотек и вместе с тем их возрастающей популярности Марина Леонардовна:

«Такого количества людей, которые приходят сюда поработать – раньше никогда не было. Но у нас и пространства такого не было, в устройстве библиотеки не подразумевалось места для работы и учебы. Раньше библиотеки использовали исключительно как читальные залы. А сегодня люди буквально с утра прибегают сюда, чтобы занять наиболее «вкусное» место у окна с видом на Фонтанку».

Нехватка места – беда для библиотек

Фонд библиотек зачастую огромен и не помещается в одно здание. Так случилось и с Библиотекой им. Маяковского, что не удивительно, так как Маяковка – одна из самых значимых центральных библиотек федерального значения. Но, как признается Марина Леонардовна, разделение фонда библиотеки – это горе:

«Раньше все книги находились в одном помещении, а теперь старый год издания – до 2010 года – находятся на Литейном, но этот корпус открыт не весь. Наш директор Зоя Васильевна говорит, что это мечта, когда весь фонд библиотеки находится в одном месте. Я тоже не могу себе это представить, это фантастика. Для этого нужен огромный комплекс зданий, который территориально находился бы рядом…Мне кажется, это произойдёт не скоро, если произойдет».

Бумажные книги не пользуются популярностью – это правда?

Сейчас библиотеки оснащены электронными версиями своих изданий и сотрудничают с популярными интернет-сервисами для чтения и скачивания электронных книг. То есть любой посетитель библиотеки, получивший читательский билет, может воспользоваться этой услугой. Это увеличивает количество людей, читающих книги в цифровом формате, ведь это дешевле (большинство таких сервисов предлагают свои услуги бесплатно) и удобнее – все книги находятся на одном маленьком устройстве. Кажется, что бумажные носители стремительно утрачивают свою популярность. Частично с этим согласна и Марина Леонардовна – переход на электронные версии неизбежен и естественен. И хотя ценителей бумажных носителей стало меньше – ни не исчезли, ведь «пошуршать страницами» всегда приятно, так как это придаёт особенный шарм процессу и добавляет ценности источнику – книге.

Библиотекарь – тяжелая работа

Работа в библиотеке – сложный физический труд. Например, частая проблема библиотек – нехватка специальной мебели и техники (стеллажи, витрины, держатели книг), которые бы облегчили ситуацию работников библиотек. Примечательно, что Марина Леонардовна во время разговора сидела в специальных нарукавных повязках, похожих на бинты или гипс. Они нужны для того, чтобы было легче переносить книги. Марина Леонардовна смеётся и сравнивает свою работу с флористикой:

«Вот есть флористы – мы сразу представляем прекрасных женщин, цветочки…А на самом деле это же тяжелейший труд: изуродованные колючками руки, кожа, земля под ногтями, больная спина из-за постоянных перетаскиваний грунта и горшков. Гурченко тоже говорила про свою деятельность: «Артист – это не женская профессия». Вот и я вам могу сказать, что библиотекарь – это не женская профессия».

До революции всеми библиотекарями были мужчины. Сейчас в этой сфере мы видим только женщин и зачастую думаем, что вся их работа – чаепитие и милые разговоры с коллегами. Действительность же такова, что, несмотря на внедрение современных систем и технологий, большая часть работы происходит «по-старинке»: любой библиотекарь обязан разбираться во всем фонде и уметь моментально сориентировать читателя в поиске книги. Это задача не из простых, так как фонды у больших библиотек, как Маяковка, составляют около миллиона книг, и в этой части своей работы сотрудник должен быть знатоком. Как показывает читательская практика, этот пункт является самым важным, ведь найти свою книгу действительно очень сложно.

«Мы не специалисты в области права или медицины, но должны, если мы считаем себя настоящими библиотекарями, уметь разбираться в своем фонде. Главное – подать книгу читателю так, чтобы он понял, что с тобой работает специалист, который сможет выполнить запрос на 100% и ещё сверх того что-то посоветовать и предложить».

Откуда на полках появляются новые книги?

Библиотечная система – это огромный механизм, состоящий из множества процессов. Каждый этап заранее продуман и не терпит форс-мажоров. Удивительно, но не все новые книги попадают на полки библиотек, а самым стойким приходится биться, чтобы попасть на одну из них. Как рассказала Марина Леонардовна, современная литература приходит в библиотеки не сразу. Сначала она продаётся на прилавках магазинов, а бестселлеры заказываются для библиотек специально, после чего они проходят обработку. Из-за большой «текучки» и поступления новых книг каждую неделю, издания попадают в большие библиотеки с опозданием. Парадоксально, но раньше всех бестселлеры попадают на полки в маленькие библиотеки, ведь их фонд невелик и процессы обработки проходят быстрее. Так что если случится так, что вы пришли в самую большую библиотеку Санкт-Петербурга с надеждой почитать свеженький бестселлер, а его там не оказалось – не расстраивайтесь и попробуйте поискать в библиотеках поменьше.

Миф о том, что в библиотеки ходят в основном пожилые люди

Наверняка у многих есть представление о библиотеках как о месте, куда ходят только наши бабушки и дедушки, потому что с советских времен у них сформировалась такая привычка – ходить за книгами в библиотеку, ведь других вариантов почитать то или иное произведение было не так много. Однако, как подмечает Марина Леонардовна, «молодой человек всегда читает много, хотя у него мало времени на это. Мы всё равно приучены к чтению». Те же бабушки и дедушки, которые приходят в читальные залы, раньше сами были такой же активной работающей молодежью.

Rating 5 Просмотров: 479

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.