English

Информационно-образовательный портал

Так просто о "Простых вещах"

Анастасия Курочкина, 1 августа 2023

UntitledМы много раз слышали, что помогать просто, но требуются большие усилия для того, чтобы из небольших добрых дел складывались целые подвиги. «Простые вещи» - история о том, как желание помочь людям и готовность трудиться переросли в большой благотворительный проект. Это - инклюзивное сообщество, которое стремиться построить устойчивую систему для того, чтобы люди с ментальной инвалидностью в России могли работать на оплачиваемой работе и жить в обществе, не оставаясь в изоляции.

В Петербурге проживают тысячи людей с ментальными расстройствами - особенностями психики, нарушениями сознания, восприятия реальности, мышления и эмоциональной сферы. К этим расстройствам относят шизофрению, эпилепсию, аутизм, дефекты речи, умственную отсталость, деменцию и другие нарушения. Людям с ментальными особенностями очень нужна помощь – осмысленное трудоустройство, общение с широким кругом людей, социализация. В Европе, например, рабочие места для таких людей субсидируются государством — этого формата в России не было. Поэтому Мария Грекова, основательница проекта, решила взять инициативу в свои руки, а 23 февраля 2018 года при поддержке анимационной студии «Да» и Фонда президентских грантов открылись первые мастерские - керамическая, швейная, графическая, кулинарная и цветочная. Уже в 2019 году появились столярная мастерская, арт-студия и кафе «Огурцы», ставшее первым в центральной России кафе для работников с ментальными особенностями. Кстати! Сейчас «Простые вещи» переехали в «Нормальное место» в Севкабель-Порт, где любой желающий может приобрести продукцию, изготавливаемую в мастерских, поучаствовать в мастер-классах и просто поддержать организацию.

С «Простыми вещами» помогать стало легче, ведь в результате совместной работы ведущих мастерских и мастеров получаются красивые и качественные вещи, которые любой желающий может приобрести: керамическая посуда, текстиль, деревянные изделия, мебель, аксессуары, даже джемы и карамель.

«Мы работаем для того, чтобы больше людей с ментальными особенностями могли трудиться в мастерских и чувствовать себя частью общества, в котором дело есть каждому» - считают работники мастерских, - «за каждой вещью стоит полноценная жизнь человека, спокойствие его близких, принимающее сообщество сотрудников и волонтёров». У каждого работника «Простых вещей» своя история, связывающая их с проектом, но всех объединяет одно – желание использовать свои таланты и способности ради помощи другим людям. «Мы же все просто разные люди»

«Первая линия» поговорила с Еленой Романовой, ведущей швейной мастерской о том, что такое «Простые вещи» для работников организации и как деятельность сообщества влияет на мир. История Елены действительно трогательная и удивительная: она пришла в инклюзивные мастерские с желанием и возможностью помочь людям, но случилось так, что сами «Простые вещи» помогли ей.

– Расскажите немного о мастерской, в которой работаете: на что направлена деятельность мастерской, над какими проектами сейчас работаете?

– На данный момент я являюсь ведущим мастером в швейной мастерской. Каких-то крупных, в моем понимании, проектов у нас нет – мы шьем продукцию, которая реализуется у нас в мастерских, по мере необходимости. Когда заказывает склад, мы пополняем запасы, иногда придумываем что-то новое и стремимся включать в работу мастеров. Бывают крупные корпоративны заказы, но мы не всегда можем реализовать такой масштаб в мастерской, тогда обращаемся к производствам и изготавливаем наши коллекции там. Мастерская направлена на индивидуальную работу, она больше похожа на экспериментальное пространство, в котором мы разрабатываем новые модели, отшиваем их образцы и только потом запускаем их в тираж уже на производстве. Футболки, которые есть в нашей постоянной коллекции, были придуманы здесь (выкройка была выполнена в мастерской). Кстати, 4 года назад самые первые футболки были сшиты здесь. И только потом, когда стало понятно, что их нужно много, мы нашли производство, которое будет отшивать продукцию по нашим лекалам.

По поводу новых проектов: сейчас мы хотим запустить новый вид толстовок, уже сделали выкройку, выбрали цвета, поэтому скоро в наших магазинах должны появиться модели с капюшоном.

– Как Вы пришли в «Простые вещи»? Что стало причиной?

– У меня, наверное, очень нетипичная история. Я познакомилась с Марией Грековой в библиотеке: был цикл встреч, на которых разные люди рассказывали о себе и своей деятельности. На одной из встреч Маша Грекова должна была рассказывать о ее проекте - инклюзивных мастерских. Мне понравилось название, понравилась тема, у меня был свободный субботний вечер - пошла послушать Марию. Там мы и познакомились. На тот момент у меня была частичная занятость, а еще возможность и умение помогать именно швейной мастерской. Сказала Марии, что смогу помочь по необходимости – я умею именно шить. Через какое-то время, когда один из мастеров был в учебном отпуске, она мне позвонила и спросила, хочу ли я прийти познакомиться с мастерской и попробовать пошить. Я пришла попробовать и… осталась. Сначала волонтерила, потом стала ведущим мастером, кем являюсь и сейчас.

– Получается, что проект Вас «затянул»?

– Да, очень затянул! На тот момент я только переехала в Петербург, и «Простые вещи» очень многое мне дали – сообщество дало мне работу, увлечение, друзей, понимающую среду, помогло справиться с чувством одиночества. Тогда у меня не было знакомых в новом городе, на работе складывались очень сухие отношения - мы редко пересекались с коллегами, мало общались и не имели времени поближе познакомиться. Мне не хватало возможности просто поговорить, а здесь это случилось, и очень даже неплохо случилось!

– Можно сказать, что не только вы помогли «Простым вещам», но и они вам. Работая в мастерской, вы отчасти занимаетесь благотворительностью – как вам кажется, в чем «внутренняя» цель вашей деятельности?

– Мне кажется, социализация, которую мне дали «Простые вещи» – это то, что мы даем нашим мастерам, людям с метальными нарушениями. Мы вытаскиваем многих из изоляции: до проекта они жили, отгораживаясь от мира, редко выходили из дома (некоторые даже никогда не были в магазине!). «Простые вещи» дали им общение и общество принимающих людей, большой опыт социализации и коммуникации. Например, многие не понимают, что не все люди – родственники, что есть люди, которые по-другому выглядят. Все по-разному на это реагируют. Наши мастера общаются, ругаются, дружат, влюбляются – это и есть простые вещи, которым они могут научиться здесь. До проекта у них не было работы, коллег, обязанностей, ответственности, хотя эти очевидные вещи есть у многих людей. Для наших мастеров работа, на которой им платят зарплату и ставят задачи – нечто невероятное, недоступное.

– Изменились ли Вы и ваши взгляды, когда вы начали работать в мастерской, когда увидели, что люди могут по-другому воспринимать простые вещи?

– Я еще не до конца осознаю, произошло ли со мной какое-то открытие, хотя, конечно, я многое узнала об инклюзивном сообществе. Меня больше всего впечатляет и вдохновляет история перспектив: я наблюдаю за людьми, которые были в сильной изоляции – с множественными нарушениями психики – положительное влияние на них очень заметно. Когда я только пришла, я не сразу понимала, кто – ведущий мастер, а кто – нет, потому что порой трудно определить людей с нарушениями. Для меня стало открытием, что можно не знать, что у человека есть особенности, а потом оказывается, что это так.

Иногда мне проще работать с людьми здесь, потому что они точно знают, что некоторые вещи им нужно объяснять несколько раз – они ждут этих объяснений, поэтому взаимодействовать проще. В другой среде людям бывает сложно объяснить что-то просто потому, что они чувствуют себя глупыми, когда не понимают определенные вещи, начинают из-за этого мучиться и страдать. В этом сложность – люди не принимают себя такими, какие они есть. В мастерских мне проще взаимодействовать, проще подбирать слова – люди знают, что им требуется помощь и готовы ее принимать. Я, в свою очередь, стала прямо выражаться, научилась проще выражать свои мысли.

– Можете ли вы сказать, что «Простые вещи» смогут изменить восприятие инклюзивного сообщества другими людьми? (покупателями, волонтерами и просто теми, кто узнал о вашем проекте)?

– Я думаю, что в первую очередь меняется восприятие окружающих людей. Например, наши мастера едут на работу в час пик – в автобусе их бывает сразу много. Я вижу реакции людей и понимаю, что им – ОК, они спокойно воспринимают группу из 4-5 человек с особенностями. Когда посетители приходят в мастерские, мы начинаем им объяснять принципы работы – они удивляются тому, насколько все просто, начинают знакомиться с мастерами. Это снимает барьеры и делает коммуникацию естественной и легкой. Мне нравится, что многие люди приходят в кафе за вкусной вегетарианской едой и даже не подозревают, что там работают люди с особенностями, и это становится частью нормы. Мы же все просто разные люди. Ко всем можно найти подход, просто к кому-то это находится очевиднее и быстрее, к кому-то - дольше, но не сложнее.

Rating 5 Просмотров: 481

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.