English

Информационно-образовательный портал

Как интернет-авторы задают новое направление в литературном бизнесе

Ольга Трухина, 7 марта 2024

Литературный бизнес никогда не был прост. Попасть туда значит то же, что и выиграть в лотерею: либо ты крайне везуч, и получится достичь успеха с первой, а может, с третьей попытки. Либо – крайне настойчив, и количество отправленных рукописей превысит десяток. Универсального пути к публикации нет – об этом говорят не только состоявшиеся писатели, но и те, кто непосредственно отвечает за сам процесс отбора черновиков.

Но что делать, если автору который год подряд приходит отказ издательства? Хорошие новости: для этого есть решение.

Как меняется рынок

Начиная с 2022 года книжный рынок претерпел колоссальные изменения. Появились трудности с параллельным импортом, усложнился не без того непростой процесс покупки авторских прав за рубежом; многие компании, продающие необходимые для производства книг материалы, ушли с отечественного рынка после ввода новых санкций. Список преград, с которыми столкнулось издательское дело, можно продолжать ещё долго. Делались крайне неоптимистичные предсказания массового кризиса в сфере книгопечатания и колоссальный взлёт цен, и панические настроения, царившие в социальных сетях, обостряли каждый комментарий со стороны издательств.

С тех дней отгремело больше года. Массовая истерия погасла, альтернативы были успешно найдены – казалось бы, ситуация решена наилучшим способом. То есть – без обещанных кризисов. Книжный рынок удержался – более того, будто открыл второе дыхание для марафона по покорению читательских сердец. Вот только и здесь не обошлось без кочек.

Опрос, проведенный ВЦИОМ в апреле 2023 года, показал значительное снижение заинтересованности покупателей в книгах. Причин выделяют несколько: инфляция, нехватка времени у респондентов, невозможность найти заинтересовавшую историю… Камнем преткновения, однако, стало распространение цифровых технологий. Издательский холдинг «Ромир» поделился статистикой, при анализе которой стало ясно, что более трети россиян не покупают книги, отдавая предпочтение электронным форматам. Ежемесячная подписка на сервисы обходится дешевле покупки одной книги – более того, существует огромное количество площадок, где читатель может погрузиться в историю совершенно бесплатно, достаточно лишь выставить интересующие жанры, пролистать пару предложенных работ и найти для себя подходящую.

Как издают сетевых авторов

Кто бы что ни говорил, но эпоха фанфиков точно не прошла. В последнее время всё чаще можно встретить новости, как автор успешной фан-работы анонсирует предложенное сотрудничество с издательством. Взять ту же Сен Лин Ю, которая написала один из наиболее известных фанфиков по Драмионе (пара Гермионы и Драко из «Гарри «Поттера») «Скованные» – теперь она официально готовится к выходу в литературный свет.

Тенденция поиска авторов на сетевых платформах прослеживается и на нашем рынке. Wattpad, Книга Фанфиков, Author.Today – это лишь краткий список платформ, используемых не только читателями, но и издателями. Евгения Фоменко, ведущий редактор молодежной литературы в «Mainstream», рассказала, где и как проходит выбор историй.

«Редакторы издательств в поисках новых авторов и книг изучают разные площадки. Например, я просматриваю Литрес, Литнет, Литгород, Автор.Тудей, Литмаркет. У каждого сайта своя специфика в плане того, что там публикуют.

Принципы, по которым автор выбирает автора для публикации, примерно одинаковы для любой площадки. Иногда мы ищем очень конкретные темы (например, недавно АСТ запускало конкурс уютного фэнтези – это довольно небольшая ниша, но хотелось её заполнить). Но вообще ищем по темам и тэгам, которые сейчас в тренде: например, спортивная романтика, книги в азиатском сеттинге, мафия».

Интересно следующее: не обязательно писать оригинальные истории, чтобы заинтересовать издателя. Порой жемчужины находятся и в фанфикшине. Оценивают работу по многим критериям: и глубина конфликта, и объём, и комментарии под историей… Главное здесь не сам сеттинг, а качество написания и умение хитро его перестроить, когда дело дойдет до издания. Этим же делится и Евгения:

«Это может быть минусом, если человек раньше себя ограничивал какими-то рамками канона и теперь не может из этих ограничений вылезти. Также ещё в фанфиках иногда больше свободы тем. Кое-что при переходе к бумажному изданию нужно будет поменять или подредактировать. Кроме того, при работе с издательством появляются и юридические моменты: авторство, плагиат, договор, копирайты, законы.

Но это может быть и плюсом. В первую очередь для автора и его читателей, потому что всё-таки своя собственная книжка – это классное ощущение. Может, у автора уже есть свой круг, который обязательно поддержит и купит книжку, посоветует в своей ленте, а при необходимости и подскажет, что нарисовать на обложке».

Что говорят опубликованные авторы?

Те, кто знаком с Книгой Фанфиков, неминуемо слышал про авторский дуэт К.О.В.Ш. Их истории собирали тысячи оценок и примерно столько же восторженных отзывов, рассуждений и добавлений в сборник. С недавних пор Ксюша и Вероника стали официальными авторами издательства АСТ. О своем пути девушки рассказывают следующее:

«На нас редактор вышла сама - нашла на просторах фикбука работы и предложила опубликоваться. Это так странно, что где-то кто-то покупает книги, которые мы написали.

Мы, когда во всю эту книжную движуху попали, поняли, что нам очень не хватает привычного взаимодействия с читателями: ведь одно дело написать главу и закинуть на фикбук, и совсем другое сдать рукопись, принять правки, согласовать обложку и ждать выхода. После ждать первых отзывов и оценок. Потом – отчет по продажам, чтобы понять, читают ли вообще книгу или нет. Нужно было время, чтобы перестроиться на новый формат».

Книжный мир не так закрыт, как мы думаем: всегда есть шанс, что рукопись дойдет до издателя иной раз самым неожиданным образом. Так вот, отвечая на вопрос, что же делать с мечтами, ответ один: продолжать писать и публиковаться без стеснения. Кто знает, может, именно ваша работа будет найдена на книжных прилавках?

Rating 5 Просмотров: 51

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

«Каждый вызов как лотерея»: фельдшер о трудностях работы в скорой

Врачи скорой помощи – это именно те люди, которых в случае непредвиденной ситуации ждут сильнее всего. На них лежит большая ответственность, ведь именно они самыми первыми приезжают ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.