English

Информационно-образовательный портал

А ТЫ ЗАПИСАЛСЯ В ПИРАТЫ?

коллектив авторов, 19 июля 2013

Untitled 2 июля Владимир Путин подписал Закон о внесении поправок в существующее законодательство об авторском праве, который в народе уже окрестили антипиратским законом. Пока что данные поправки коснулись только фильмов. Теперь писатели, музыканты и исполнители с нетерпением ждут осенней сессии заседаний Госдумы, во время которой будет обсуждаться их судьба.

Корреспондент портала «Первая линия» обратился за консультацией к юристам - специалистам группы компаний «БОНУС» - чтобы понять, что представляет собой новый закон. Вот как прокомментировал ситуацию представитель вышеназванной компании:

- Данный закон совершенствует механизмы защиты авторских прав от возможных нарушений, связанных с размещением информации, содержащей объекты авторских прав в Интернете, предусматривая, в частности, механизм досудебного блокирования интернет-сайтов, допустивших незаконное размещение фильмов и сериалов. Если правообладатель обнаружит фильм или информацию для его получения (ссылку для скачивания) в сети Интернет (или иной ИТС), которые распространяются без его разрешения, он вправе обратиться в Мосгорсуд с заявлением. Суд должен вынести определение о принятии обеспечительных мер, которое передается в Роскомнадзор. Данное ведомство направляет судебный акт провайдеру, а тот, в свою очередь, владельцу сайта, вследствие чего незаконный контент должен быть заблокирован.

После этого в течение 15 дней правообладатель должен обратиться в суд с иском о нарушении авторских прав. Если он пропустит указанный срок либо впоследствии в иске ему будет отказано, то уже тот, чьи интересы были нарушены блокированием контента, сможет потребовать возмещения понесенных им убытков.

Юридическое сообщество, поддерживая в целом инициативу государства по борьбе с интернет-пиратством, полагает, что действующее гражданское законодательство предусматривает эффективные механизмы защиты правообладателей в виде возмещения убытков и компенсации.

Вызывает вопросы дисбаланс правовых интересов правообладателя и распространителя объекта авторских и смежных прав, юридически необоснованная подведомственность дел Московскому городскому суду, отсутствие досудебных процедур, чреватая злоупотреблениями возможность предварительных обеспечительных мер, блокировка по ip-адресам и другие.

В вопросах об авторском праве существует огромное количество подводных камней и ситуаций, с которыми справиться не под силу будет даже блюстителям нового закона. Что это за проблемы, и какова история вопроса анализировали корреспонденты «Первой линии».

ПИРАТСТВО И КНИГИ

Борьба с "пиратами" длится давно и скачкообразно, так как с малой частью всё-таки когда-то удалось договориться. Тем не менее, количество «Робин Гудов» не уменьшается, и те продолжают отбирать у «богатых» авторов и раздавать контент алчущим «бедным». Так как почему-то в современном обществе очень любят дармовое, не считаясь с тем фактом, что интеллектуальный продукт, будь то книга или музыкальная композиция, это такая же услуга, такая же «вещь», пусть даже в интернете она и теряет свою традиционную физическую оболочку. К примеру, человеку нужен стул. Он идет в мебельный магазин и покупает стул. Но, вряд ли, конечно, человек задумается, сколько дерева/металла/пластика ушло на эту вещь, сколько времени человеку или аппарату потребовалось для придания этому стулу формы. Так же мало кто задумывается о том, сколько творческих усилий прилагает автор для создания увлекательного текста, захватывающего фильма, воодушевляющей музыки. Но рядом с творческой составляющей таких профессий стоит и материальный аспект. То есть, как и любой столяр за свои стулья, автор должен получить деньги за то, что умеет делать он. «Утром деньги – вечером стулья».

Другое дело, что теперь получается наоборот, если вообще получается. Потому как выложенные для нелегального скачивания файлы – в свободном доступе. Следовательно, те люди, кто скачал новую книгу автора в электронном варианте, уже не пойдут в магазин за бумажным вариантом. Вот здесь и нарушается традиционная цепочка «автор – читатель», а посередине деньги. Но если это уже известно всем, то из-за наличия множества нюансов до сих пор непонятно, как эту проблему решить.

Важный аспект этой большой проблемы - идентификация контента. То есть, наличие цифровых подписей, отличительных знаков. Если, предположим, на лицензионных дисках с фильмами есть знаки, голограммы и прочие защитные и гарантийные элементы, то с миллионами цифровых копий в интернете такая проблема существует. Не возникает вопросов с идентификацией книги в магазине - автор, название, издание, международный номер (ISBN). У электронной же версии издания вряд ли можно обнаружить не то что бы какие-либо метки, удачей будет отсутствие хотя бы ошибок в тексте. Поэтому вопрос качества остается на совести не только распространителя, но, думаю, и потребителя. Другими словами, если сравнивать с кино-продукцией, будете ли вы смотреть «экранку» дома или пойдете в кино сами. Хотя, несомненно, у такого варианта есть и преимущества. Например, доступность (скачал книгу и читай себе в метро по дороге на работу) и дешевизна ( да что уж там – вовсе бесплатно, оплати только интернет-трафик).

Оборотной же стороной всех достижений и благ современной цивилизации выступает легальность. По данным РБК.Research с 2008 года рынок электронных книг в России вырос более чем на 1500%. Но несмотря на такие темпы, всего одна из десяти книг скачивается законно. Тем самым, из-за огромных объемов нелегального контента издательства теряют баснословные суммы ежегодно. Тем не менее, российские издатели пока не слишком заинтересованы в развитии такого направления как электронные книги, по-прежнему отдавая предпочтение традиционному книгоиздательству. Сейчас легальными электронными библиотеками можно назвать такие отечественные ресурсы как «Литрес», Bookee.ru, Elkniga.ru. К слову, на Bookee.ru классика предоставляется бесплатно и есть режим ознакомительного чтения. А Elkniga.ru и «Литрес» сразу заявлены как «магазины электронных книг», не называясь библиотеками. И здесь действует технология защиты авторских прав, защиты книжного контента от неправомерного скачивания (DRM – Digital Rights Management). То есть одно и то же издание можно скачать не более трех раз, иначе придется покупать книгу повторно. Это относится, правда, исключительно к иностранным изданиям. В то же время ссылка на скачивание русскоязычных книг, защищенных системой DRM, предоставляется неограниченное количество раз. Кого защищаем – снова неизвестно. Но радует одно то, что в таких магазинах решается проблема нелицензированного контента.

Печально известное же «пиратское сообщество» «Либрусек» с 2009 года частично отказалось от пиратской политики, начав взимать деньги за скачивание книг. А в начале 2013 года должен был быть закрыт бесплатный доступ к чтению. Заходим на сайт – радостное приветствие пользователя: «Читайте бесплатно с рекламой и без скачивания или заплатите». Выбираем привычный способ – то есть бесплатно. И читаем на сайте без каких-либо проблем. Пытаемся скачать выбранную книгу и – волшебный поток электронных частиц переносит нас на Anyreads.com. Здесь нам предлагают оформить подписку. Но и этот «пункт контроля» умельцы обходят. Согласно правилам библиотеки, «Библиотека расположена в Эквадоре и функционирует по законам Эквадора. Если использование представленной литературы противоречит законодательству вашей страны, воздержитесь от такового». Предупреждение же, которое касается непосредственно России, присутствует на упомянутых выше легальных ресурсах: «В соответствии с поправками, внесенными в 2009 году в часть 4-ю ГК РФ, ответственность за незаконное использование произведений, охраняемых авторским правом, несут как изготовители, так и потребители контрафактной продукции. Уважая авторское право и закон, мы настоятельно просим вас не прибегать к услугам пиратских сайтов и использовать приобретаемые у нас лицензионные копии произведений только в личных целях в соответствии со ст. 1273 ГК РФ».

Всё-таки, рамки сужаются и «пиратские бастионы» постепенно поддаются натиску вступающих в силу законов. Но, что стало уже традицией, возникают новые неувязки и вопросы. Так, до сих пор непонятно, если раньше «пираты» боролись за свободную информацию, то кто теперь – пользователи? Кажется, мы всего лишь движемся в сторону смены ролей в этой бесконечной информационной войне.

Ксения Панкратова

Untitled

ПИРАТСТВО И МУЗЫКА

Россию можно назвать лидером среди стран, где «сливание» авторских произведений в Глобальную Сеть без ведома правообладателей стало почти нормой. Финальное вступление в ВТО показало, насколько большое влияние оказывается на нашу чересчур открытую внутреннюю политику. С урегулированием всех формальностей начались попытки «очеловечивания» российского законодательства перед лицом «союзных» стран. Как говорится, вступаешь – соответствуй. Одной из «жертв» стала Защита авторских прав. По заявлениям экспертов, однако, это один из тех «заделов», которые должны были быть модернизированы и отработаны до вступления в ВТО. И пока наш рынок «взламывается», законодатели пытаются, мягко говоря, запоздало выполнить свою работу, наводя при этом «шороху».

Все имеет свою цену. Вроде бы все это знают и признают, однако, срабатывает принцип «заезженной» песни – чем чаще слушаешь, тем меньше трогает душу. В современном обществе актуален не только вопрос «Зачем платить?», но еще и «Кому?». Все привыкли считать исключительным видом мошенничества распространение нелегального контента, то есть «пиратство», мол, авторы разоряются из-за этого. Как правило, разоряются как раз не авторы, а те, кто «паразитирует» на их интеллектуальной собственности. Современный автор/композитор так или иначе может защитить свое творчество. Однако что же происходит с произведениями классиков? Кто сейчас распоряжается правами на их произведения?

Рассказал старый знакомый: «Я попытался залить видео в YouTube.com , и вот что он мне пишет:

«В вашем видео есть песня, права на которую принадлежат другому лицу. Например, она используется как фон, или ее кто-то исполняет.

Чтобы послушать похожую песню, выберите видео в списке справа. Видео будет воспроизводиться с того фрагмента, в котором присутствует спорный контент. Ваше видео можно смотреть. Подробная информация: "Tempus est iocundum", Музыкальные композиции правообладатель: 76:03. AdShare MG for a Third Party»

Речь шла о записи с концерта, на котором исполнялась кантата Карла Орфа Carmina Burana.

На вопрос, что это за компания «AdShare MG for a Third Party», Всемирная Паутина не дала сколько-нибудь вразумительной информации, зато появился повод задаться другим: почему им подконтролен столь обширный и разнообразный контент? Ведь поисковик вывел целый список разнопланового видео-контента (от романсов Чайковского до клипов Мадонны), заблокированного по ее запросу на Youtube.com. С миру по нитке, как говорится.

Хоть это и заставило испытать недоумение, в данном случае все вроде бы законно: исключительное авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (прим.авт. - К. Орф скончался в 1982 году). Собственно, авторство канаты ни у кого сомнений не вызывает.

То же касается и многих других классических музыкальных произведений, а если и вызывает, то это уже вопрос невежества и культурного упадка. Вероятнее всего, что конкретная часть (в нашем случае "Tempus est iocundum") стала объектом смежных прав, то есть вышеуказанный правообладатель имеет исключительное право на исполнение этой части.

По отношению к классической музыке более ранних периодов происходит то же самое. Произведения, которые не охраняются авторским правом, могут стать объектами смежных прав. Например, поскольку Бетховен умер в 1827 году, все его произведения являются всеобщим достоянием (и не подлежат охране авторским правом). Поэтому какой-нибудь его фортепьянный концерт может быть исполнен в концертном зале или записан на компакт-диск без отчислений правообладателям, и исполнитель такого концерта, так же как и производитель компакт-диска, содержащего запись концерта, будут пользоваться смежными правами в отношении своего исполнения концерта или его записи. То есть никто не имеет права записывать живое исполнение такого концерта без разрешения исполнителей.

Получается, современные дистрибьюторы устраивают «пляску на костях» на законных основаниях, что не может не вызвать сожалений.

В этом отношении примечателен резонансный иск издательства "Терра" к издательствам "АСТ" и "Астрель", оспаривавший правомерность выпуска издательством "Астрель" произведений советского писателя-фантаста Александра Беляева – автора книг "Человек-амфибия", "Голова профессора Доуэля", "Продавец воздуха".

Издательство «Астрель» за три года издало произведения Беляева в количестве 25 тысяч экземпляров, логично полагая, что с момента смерти автора в 1942 году срок охраны авторским правом его произведений истек, и что они стали общественным достоянием. Однако выяснилось, что «Терра» еще в 2001 году выкупило право на эксклюзивное издание. Накануне разбирательства «Терра», предпочитающая дорогие тисненые золотом издания, распространяемые не массово, осуществила «подарочное» издание шеститомного собрания сочинений Беляева по цене 114 тысяч 651 рубль 90 копеек. После чего осуществила несложные расчеты, ссылаясь на Гражданский кодекс: умножила двукратную стоимость своего тиража на количество якобы незаконно изданных «Астрелью» экземпляров. Суд вынес решение в пользу "Терры" и в июле 2010 года Арбитражный суд Москвы решил взыскать с издательства "Астрель" (издательская группа АСТ) 7,567 миллиарда рублей.

Впрочем, очень долгое время и после этого, различные судебные инстанции приходили к разным мнениям. Что показывает несостоятельность отечественного Законодательства об авторском праве и смежных правах, обнажая его слабые стороны и слабую судебную практику.

Судьбы литературного и музыкального интеллектуального наследия во многом схожи. Неограниченное паразитирование на национальном достоянии происходит повсеместно. И в этом плане «пиратство» оправдано.

Татьяна Платонова

Untitled

ПИРАТСТВО И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

Особый взгляд Бориса Борсука:

Как зарождалось пиратство на Руси

Компьютерное пиратство в России появилось во времена забавных программируемых приставок к телевизору, где-то в 80-х годах. Тогда игры записывались на обычную аудиокассету и запускались через магнитофон, подключенный к диковинному подобию компьютера. В США это произошло лет на 15 пораньше.

Шло время. Пиратство развивалось невероятно медленными темпами, и это понятно, ведь это было время Фидо, 286-х, 3-х и 5-дюймовых дискет. Люди передавали друг другу различный софт, даже не подозревая о том, что кому-то надо за него платить. Нынешнего ассортимента игрушек еще попросту не существовало. Чуть ли не единственными были Wolfestein, Dune 2 и X-COM.

Появились ларьки, торговавшие спектрумовскими играми в обложках, распечатанных на матричных принтерах.

Следующий скачок «пиратства» связан с появлением CD-Rom, Всемирной Паутины и, пожалуй, Windows 95-98. Этому периоду мы обязаны такой замечательной вещью, как диск с «500 хитами»: соотношение запускавшихся игр 1 к 50, никто не гарантирует ни качества, ну и уж тем более «хитовости». Зато какой прогресс!

Тогда же начались первые и робкие попытки перевода забугорных игр на «великий и могучий» русский язык.

Настоящий расцвет «пиратства» произошел, когда компьютеры поселились почти в каждом доме. Пропорционально спросу на технику повысился и спрос на «пиратские» диски, которые стали выпускаться в промышленных масштабах. Это было время подъема для таких компаний как Фаргус, Триада, 7 Волк и др. «Пиратки» этих студий отличались сравнительно высоким качеством, текстовой локализацией и юношескими, угловатыми попытками озвучки.

Однако было много «перлов». Бывали случаи, когда элементарно установить игру не представлялось возможным. Под нож шли части сюжета, вырезались cut-scene, ролики, музыка, озвучка. Получался эдакий обрубок, лишенный 50% своего содержания, что заставляло страдать поклонников серии.

Рождалось множество мемов: «переведено и озвучено профессиональными программистами» означало, что, возможно, на диске присутствует одноголосая озвучка. «Русская версия» - в игре есть субтитры, качество которых может быть как высоким, так и совершенно отвратительным. Надпись «полная версия» - значит, вам выпало счастье играть в «некастрированный» вариант игры.

Встречались сомнительно похожие слова, такие как «ammo» и «armor», что сильно затрудняло восприятие сюжета. Текст мог быть написан кириллицей, которую поддерживали не все игры, из-за чего получалась некая убогая смесь цифр, английских букв, и каких-то вообще непонятных значков, откопанных на задворках ASCII. Своего рода, «пиратская» Русская рулетка.

Первые шаги по борьбе с пиратством

Где-то до середины нулевых «пиратство» почти никак не ограничивалось. Основным стимулом для приобретения игр с надписями "Лучший пиратский софт" или «Веселым Роджером» было то, что они выходила немногим позже официального релиза за границей. При этом лицензионные копии российского производства появлялись с чудовищным опозданием. К примеру, Биоваровский Baldur's Gate, вышедший в 1998 году, появился у нас с опозданием всего в 12 лет, то есть в 2010. Лицензия стоила дорого, а цена «пиратки» зависела от количества дисков, на которых она была записана.

Тогда официальные локализаторы (копирасты) придумали такую вещь как Jewel - издание, в которое входит только сам диск с игрой. Это один из первых серьезных шагов по борьбе с «пиратством». Сегодня в связи распространением высокоскоростного широкополосного интернета люди перестали покупать контрафакт, а попросту качают его с торрентов. Соответственно сами «флибустьеры» с распространения ничего не зарабатывают. Хотя в магазинах продаются лицензионные копии вместе с «пиратками» тех игр, которые у нас в стране не выпускаются или перестали выпускаться. Так же появилась интересная тенденция продавать по 10 рублей лицензионные издания игр минувших дней, таких как Unreal Tournament III.

Всегда ли пиратство однозначное зло?

С одной стороны, пиратство наносит серьезный вред рынку софта. За границей люди, приученные платить за него, ищут дешевые/бесплатные программы, или в виде альтернативы пишут их самостоятельно для каких-то конкретных задач. У нас же люди используют мощнейшие графические редакторы по полторы тысячи долларов за штуку, скачивая их бесплатно, чтобы просто уменьшить размер фотографии. Вот вам и кризис! Отсюда и множество «специалистов», умеющих виртуозно работать в Adobe CS, которые «просаживают» рынок. У работодателя два пути: либо переучивать их на другие программы, либо раскошеливаться. Так что тут страдают не только разработчики, но и активные пользователи.

С другой стороны, не все производители несут от пиратства лишь убытки. Так, примечательным в этом отношении является «Открытое письмо энтузиастам-компьютерщикам» Била Гейтса, где он сначала вежливо попросил «не воровать его продукцию». А позже, очевидно, сам же и изменил свое мнение: после попадания ключа от Вин98 в широкие массы, тот приобрел невероятную популярность. В итоге этот акт пиратства пошел Гейтсу на пользу, в качестве бесплатного пиара. Соответственно и другие разработчики к тому моменту, как их игру заливают в интернет, уже получают свою долю бонусов.

Рыночно-пиратский компромисс

Выходит, бороться с «пиратством» законодательными мерами бесполезно? Ведь закрыв одну лазейку, вы с удивлением обнаружите, что уже открылась другая. Не лучше ли поступить как GreanHeart Games? Они выпустили игру Game Dev Tycoo. Как только стартовали официальные продажи, сами разработчики залили свою игру на торренты. Суть игры в том, что вы создаете свой бизнес по созданию игр, и вроде все идет хорошо, НО! Как бы успешно вы не вели свой бизнес, в один прекрасный момент ваша компания разоряется из-за чудовищного уровня пиратства. Показательно, не правда ли?

Довольно успешным шагом в сторону победы над пиратством является создание игр Free To Play. Например, Dota 2 компании Valve. Сама игра совершенно бесплатна, и скачать ее может любой желающий, но внутри есть встроенный магазин, в котором представлены различные товары: скины для героев, курьеров, билеты на чемпионаты и т. д. Это просто вещи, улучшающие внешний вид, которые не дают совершенно никакого преимущества перед другими игроками.

Таким образом, сохраняется игровой баланс, а компания при этом зарабатывает деньги. Проблема только в одном, заработать на такого рода игре можно, только если она хороша и популярна, а ведь что бы сделать ее такой придётся серьезно поработать.

Также, на мой взгляд, одним из разумных компромиссов является запуск лайт-версий к каждому приложению без исключения. Именно для этой цели была создана программа ZeusMos с функциями, аналогичными программе Installous от уже закрытого репозитория hackulo.us. Интересно то, как ее описал разработчик: "Я не поддерживаю пиратство, но считаю, что каждый из пользователей имеет право опробовать приложение перед покупкой".

Наглядная история

Бабушка компьютерных игр

15 июля 2013 года исполнилось тридцать лет самой известной японской игровой приставке NES, которая обрела в России огромную популярность под именем ее нелегального клона - Dendi. С помощью этой приставки в быт еще советских людей вошли пиратские игры.

Тот, кто родился в двухтысячных годах, уже не сможет ощутить всей прелести двумерной реальности тех игр. Разве может элементарная восьмибитная допотопная игрушка сравниться с современными навороченными стрелялками? Формально, нет. Но «Денди» - давно уже перестала быть захватывающей игрушкой. Это уже такой же символ девяностых, как жвачки «love is», как чупа-чупсы за 2,5 рубля или порошок «Юппи». Теперь это повод для ностальгии.

В эту приставку играли целыми семьями - не только дети, но и взрослые. Ведь так весело бегать в плоской реальности бурундуком из Чипа и Дейла под забавные звуки. Или драться «волынами» со всеми подряд, чтобы перейти на следующий уровень в Contr’е. А мальчики, у которых была Dendi, сегодня с придыханием рассказывают своим сыновьям о легендарных «танчиках» и черепашках ниндзя, в которые они рубились ночи напролет.

- Месяц назад я увидел на полке в магазине приставку, - рассказывает «Первой линии» прохожий Михаил, - радости не было предела ни у меня, ни у моей жены! Мы тут же купили ее и теперь, когда к нам приходят гости, ни у кого не возникает вопроса, чем заняться. Мы частенько погружаемся в беззаботную молодость. Было бы жалко, если бы эта игрушка пропала навсегда из-за нового закона по авторскому праву, ведь это уже не просто пиратский продукт, а настоящая легенда 90-х.

Софья Нифантова

Специалисты портала theRunet.com в соавторстве с РАЭК создали инфографику механизма работы «антипиратского» закона:

Untitled

Rating 4 Просмотров: 8704

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Первые шаги в мире журналистики: как преодолеть барьеры и найти свое место в СМИ

Дарья Ковалёнок – корреспондент специальных проектов «Делового Петербурга». «Первая линия» поговорила с ней ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.