ПО ТУ СТОРОНУ ЭРМИТАЖА
Никита БЛИНОВ, Нина ГОНЧАРЕВСКАЯ, 2 марта 2014
В первый день весны свою годовщину отметил интернет-проект Линия Эрмитажа (hermitageline.ru).
Среди гостей мероприятия, разделивших радость этого события с организаторами и спонсорами проекта, оказались и студенты Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций. Создатели «Эрмитажной линии» поделились своими впечатлениями от прошедшего года работы, в течение которого «новорожденный» интернет-ресурс активно рос и развивался, представляя собой, по выражению руководителя проекта Екатерины Гиндиной, «блог людей, которые умеют быть любопытными и которые умеют хорошо, интересно записать о своих открытиях».
Гости праздника имели возможность задать вопросы, поделиться своими мнениями о сайте и даже предложить свои варианты дальнейшего развития проекта. Стоит заметить, что студенты СПбГУ показали себя внимательными и эрудированными слушателями: не стеснялись спрашивать интересующие подробности, давали ценные советы по продвижению Hermitage Line (например, создание и развитие странички проекта в социальных сетях). Руководитель проекта рассказала и о перспективах развития сайта:
- Мы планируем переработать немножко дизайн, оставив, сохранив основную идею, но сделать оформление каждой страницы узнаваемым и разным.
По окончании официальной части гостей ждал приятный «бонус» в виде экскурсии по открытым фондам реставрационно-хранилищного центра Эрмитажа на Старой Деревне.
Хранилище производило впечатление съемочной площадки боевика про суперагентов и секретные корпорации: просторные светлые помещения в стиле хай-тек, строгая охрана, десятки камер, система пропусков для доступа в залы, сигнализация, застекленные витрины и стеллажи... Даже воздух особенный - в помещении поддерживается особый микроклимат путем контроля влажности и температуры. В качестве противопожарной защиты в залах хранилища функционирует система труб с газом, который позволяет тушить огонь без ущерба для экспонатов. А экспонаты в реставрационном центре самые ценные. Нам оставалось только догадываться, что же находится за массивными дверями закрытых для посещения залов. Надо сказать, что в отсутствии музейной роскоши исторические артефакты выглядят гораздо более впечатляющими, ведь внимание не распыляется на все окружающее пространство, а сосредотачивается на деталях.
Наш путь начался в одном из хранилищ русского отдела, где были представлены псковские и смоленские фрески 14-го и 12-го (!) веков. Проделанная работа реставраторов поражает: целые фрагменты стен были собраны по частям, как пазл! Даже не верилось, что, проведя столетия под землей, некоторые из этих фресок, созданных средневековыми мастерами, сегодня предстали перед нами. Не меньший интерес вызвало и хранилище произведений русской живописи. Картины прославленных живописцев и крепостных мастеров находились на массивных стеллажах, расположенных на рельсах и плотно сдвинутых в ряд, так что посетителям была открыта лишь часть всей коллекции.
Затем мы проследовали в зал мебели из Западной Европы. Экскурсовод провел занимательный ликбез о различиях между креслами эпох барокко и рококо. Примечательно и то, что французские кресла в стиле рококо были обиты гобеленной тканью: отсутствие заказов на роскошные и дорогие шпалеры у изготовителей тканей того времени побуждало их к выполнению менее масштабных заказов. Особое внимание было уделено резным сундукам 15-16 веков, служившим своим владельцам и кроватью, и сиденьем, и шкафом.
Далее перед нами распахнулись двери зала дипломатических даров Российской империи от Восточных держав. Деревянная скульптура птицы Гаруды из Индонезии произвела на посетителей особое впечатление: трехметровый крылатый монстр с огромными когтями и клыками, вопреки устрашающей внешности являющийся персонажем положительным. Кроме того, в помещении были раскинуты походные шатры Екатерины II и Александра II, тоже подарки восточных султанов.
Конечным пунктом нашего увлекательнейшего экскурса в мировую историю стал "Каретный сарай" – огромное двухъярусное помещение с парой десятков карет и саней самых различных видов. Среди них и коронационная карета Екатерины II, и большие городские сани на 10 персон. Также нам довелось увидеть дорожный сундук Александра III (очень примечательный экспонат - там и отделения для белья и одежды, и умывальник, и аптечка с несколькими десятками скляночек с лекарствами), седло Петра I, сохранившее след от пули, едва не ранившей императора во время Полтавской битвы, и седло Екатерины II "мужской" посадки.
В конце мероприятия мы, студенты-первокурсники, имели возможность пообщаться с самой Екатериной Гиндиной - интересным и открытым человеком, с радостью встретившей идею сотрудничества с нашим пресс-центром.
ФОТО Евгений СИНЯВЕР, Святослав ТОКАРЕВ, Людмила ВОЛКОВА
Пока без комментариев