English

Информационно-образовательный портал

«В любом выступлении должна быть драматургия», — Ярослав Катаев о мечтах, актерском мастерстве и студентах

Софья Волынцева, 9 декабря 2021

Фото: Ксения ПироговаМастер-класс на тему «Герои сторителлинга» провел 3 декабря для студентов Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Ярослав Катаев, директор по стратегическим коммуникациям креативного агентства «ТомсОйер». Он рассказал о законах зрительского восприятия, ключевых составляющих образа героев и их историях. В конце выступления Ярослав ответил корреспонденту «Первой линии» на несколько вопросов о своем творческом пути, поделился лайфхаками, как выступать перед аудиторией и практиковаться в жанре сторителлинга.

– Расскажите, пожалуйста, о своем пути «героя»? Как Вы стали таким крутым специалистом?

– В детстве я мечтал писать стихи. Планировал поступать на филологический. И меня все время спрашивали: «Как ты планируешь с такой профессией деньги зарабатывать? Переводчиком будешь или кем? Ну кому это нужно?»

И поэтому я решил пойти на юридический факультет. Как Александр Блок. Потом работал в юриспруденции, занимался в каких-то корпорациях менеджментом.

Однажды мне позвонил товарищ: «Слушай, сегодня в Эрарте будет поэтри-слэм (творческое соревнование, во время которого выступающие поэты декламируют тексты собственного сочинения - прим. автора). Ты будешь там?» А я на тот момент исполнительный директор компании. Ну какие стихи?

А через несколько дней понял: «Нужно срочно спасать свою жизнь». Бросил работу, поехал в Калифорнию. Там пошел учиться на курс киносценариев в Stanford Continuing studies. Если стихами зарабатывать не получится, то может сценариями к фильмам?

– От Вашего выступления невозможно было оторваться. Этому учат где-то или это ваше призвание?

– Оценку выступления я оставлю на вашей совести. (Смеется). А если вы имеете в виду какие-то актерские способности, то это вообще не про меня. Да, был в биографии момент, когда я возглавлял академию кино, в которой у нас преподавали и учителя голливудских актеров, и профессора Щукинского училища. Ну я контрабандой слушал, что они говорят. Но сам — нет, нигде не учился.

У нас часто под видом курсов ораторского мастерства преподают не ораторское, а актёрское мастерство. Рассказывают про постановку голоса, интонации, правильное дыхание. Преодоление страха публичного выступления. Но это никакое не ораторское искусство. Да, ты натренируешь дыхание, интонацию, преодолеешь страхи. Но наступит момент, когда тебе нужно будет выйти к людям: с чего-то начать, как-то продолжить и чем-то закончить. А это уже не про дыхание и прочее, а про содержание и композицию выступления. Поэтому внимание я уделяю именно содержанию. Знаете, бывает, менеджеры каких-то компаний презентуют свои проекты, а потом сами на себя сетуют, что очень скупо в плане эмоций получилось, все без интонаций. И никому не откликается. Они думают, что дело в актерских навыках, но на самом деле проблема в том, что контент скуден, нет драматургической основы. А драматургическая основа должна быть в любом выступлении, в том числе и бизнес-выступлении. Если она есть, то и эмоции и интонации придут.

Для меня и лекции, и выступления, и сериалы – форма коммуникации. Соответственно, и в театре, и в твоем выступлении – должна быть своя драматургия, на уровне текста. Она и гарантирует тебе внимание людей. А то, как ты говоришь, – со временем придет.

– Существует мнение, что если человек сторителлер, то со временем он начинает смотреть сериалы на уровне «как это сделано». У вас также?

– В обычной жизни стараюсь этот «тумблер» отключать. Первый раз смотрю фильм или сериал на уровне зрительского. А потом, если меня что-то зацепило, пересматриваю, чтобы понять, как это сделано.

– Смотрите ли вы на всех людей как на потенциальных персонажей?

– Я думаю, людей не стоит воспринимать как персонажей. Да и не получается. Персонажи в пространстве нарратива имеют определенную цель, служат художественному высказыванию. В этом смысле они – упрощенная (в смысле – заостренная) версия настоящих люде. Поэтому если мы будем рассматриваем людей как персонажей, то должны прибегнуть к процедуре упрощения и ограничения. И в этом случае получается умаление индивидуальности. А умалять кого-то не хотелось бы. Поэтому я стараюсь так не делать. Но вот если я пишу книгу или какой-то рассказ, то могу взять реального человека за прототип – но это уже другое дело.

– Вы пишете книги?

– Некоторые рассказы опубликованы, да. В журнале «Дружба народов» сейчас вышло пять новых. И в сборник «Улица Некрасова» вошел рассказ «Силиконовые». Другие вещи ждут своего издателя.

– Скажите, а Вы часто выступаете перед студентами?

– Я веду творческую мастерскую по сторителлингу в школе медиакоммуникаций Политеха. Иногда даю курс по креативным коммуникациям в СПбГУП. Ну и на соответствующих студенческих конференциях выступаю. Но вот такого рода разовые мероприятия как сегодня — не часто. Спасибо Клинике коммуникационных проектов за приглашение. Это было здорово.

– Как вам наши студенты?

– Несмотря на вечер пятницы в аудитории было очень много людей. Низкий поклон студентам, которые пришли. Это о чем говорит? О том, что они действительно увлечены своим предметом. Это главное. У них есть цель, мировоззрение и стезя, которую они избрали. У ребят большой потенциал, судя по вопросам и по схватыванию материала.

– Вы считаете своей миссией передавать знания студентам?

– Одной из – конечно. Для меня очень важная стезя – делиться с другими. В этом смысле мне очень нравится TED (американская некоммерческая организация, занимающаяся распространением идей в формате 18-минутных лекций - прим. автора), когда спикеры десятки лет занимаются какой-то проблемой, а потом упаковывают самое главное в десятиминутное высказывание. Это бесценно. Мне кажется, что любое выступление должно быть с таким мотивом отдачи, подарком слушателям. А дарить – это прекрасный подарок и для самого себя. (Улыбается).

– Есть люди, которые для Вас являются авторитетами? Посоветуйте, студентам за кем следить, чтобы хорошо научиться рассказывать истории?

– У режиссеров есть понятие насмотренность, у писателей – начитанность. Соответственно, если ты хочешь заниматься историями, смотри, читай, слушай много историй. Журналист в первую очередь должен не писать, а читать.

– А чьи истории читать?

– Истории, которые откликаются вам. Грубо говоря, литература или кинематограф – это большая река с разными ответвлениями и притоками. На этапе студенчества вам нужно читать и смотреть все. Это может быть книга или сериал. Неважно. Везде есть истории. Поэтому я не буду вам говорить про необходимый круг чтения и авторитетов, у каждого – свое направление, свое русло. Найдите то, что вступит в резонанс с вами, свое течение в искусстве, и следуйте ему и развивайте.

Rating 5 Просмотров: 3040

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.