Авторский театр – новое пространство исследования жизни
Новости СПбГУ, 20 марта 2012
В СПбГУ состоялась творческая встреча с создателями и актерами петербургского Авторского театра. В гостях у Университета побывали художественный руководитель театра, режиссер Олег Дмитриев и известные актеры, заслуженные артисты России Анжелика Неволина и Владимир Селезнев.
Все они – воспитанники и ученики Льва Додина, руководителя знаменитого Малого драматического театра – Театра Европы, непосредственно в котором в конце 2008 года и появился на свет Авторский театр. С тех пор на Камерной сцене МДТ немногочисленный коллектив Авторского театра – всего семь человек, включая режиссера и директора – сумел поставить уже три спектакля: Мандельштама нет» по воспоминаниям Надежды Мандельштам, «Ночной дозор» по повести Михаила Кураева и «Зачарованные смертью» по роману Светланы Алексиевич (премьера этого года). Несмотря на существующие, казалось бы, различия в темах и авторах произведений, как отметил Олег Дмитриев, эти спектакли образуют настоящий смысловой триптих, объединенный общим названием – бессмертной цитатой из стихотворения Осипа Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны…».
«Все, что случилось с нами на протяжении XX века – до сих пор не решаемая проблема. Как актеры Малого театра, мы постоянно обращаемся к ней – в спектаклях «Жизнь и судьба», «Клаустрофобия». В изучении этой темы, этой не изживающей себя проблемы и родился Авторский театр. Можно сказать, что он похож на университет, только наши исследования ведутся не теоретическим, а преимущественно эмпирическим путем», - пояснил режиссер. Владимир Селезнев, говоря о новом спектакле «Зачарованные смертью», отметил, что идея обратиться к произведениям Светланы Алексиевич появилась еще в конце 90-х годов прошлого века, когда Лев Абрамович обсуждал с коллегами необходимость работать с актуальной для нашего времени литературе. «Светлана Алексиевич не боится правды, не боится боли, говорит о них откровенно. Поначалу было практически невозможно представить, как это может выглядеть в театре, при чтении у меня постоянно был ком в горле», - вспоминает актер. Анжелика Неволина тоже призналась в трудностях вживания в образ своей героини – матери персонажа Владимира Селезнева. Поначалу актриса даже отказалась от роли, не найдя никаких точек соприкосновения между этой женщиной и собой. Но в конце-концов решила сыграть: «Я считаю это даже своим гражданским долгом, я тоже родилась в советской стране. Олег – очень хороший режиссер, он постоянно выводит меня на новые уровни, открывает новые пространства».
Как удается выдерживать субординацию «режиссер и актер» между бывшими однокурсниками (Олег Дмитриев и Владимир Селезнев), откуда актеры черпают творческую энергию и как избавляются от эмоционального напряжения, в чем преимущества камерной театральной сцены перед большой – это и многое другое аудитории Петровского зала удалось узнать в ответах гостей на задаваемые вслух и в записках вопросах. Студенты СПбГУ, в частности, интересовались, планирует ли Авторский театр в своих будущих постановках обратиться к современной молодежной проблематике. Олег Дмитриев приоткрыл завесу тайны и признался, что сейчас готовится как раз такой спектакль, поставленный по одному из произведений современной литературы. Представители старшего поколения спросили, не мешает ли хотя бы иногда работе режиссера та школа, которую он прошел под началом великого мэтра Льва Додина. «Безусловно, нет, - ответил режиссер. – Школа Льва Додина - авторская школа, а у нас Авторский театр, где в основе лежит именно выражение своего творческого «я». Я убежден, что актер – это «штучная» профессия. Актер сам по себе является произведением искусства. В нашем театре мы все авторы, все в равной степени участвуем в создании спектакля, постоянно находимся в поиске ответов, в исследовании выбранного нами материала».
Пока без комментариев