English

Информационно-образовательный портал

Смех как «социальный клей»

Новости СПбГУ, 2 апреля 2012

UntitledСудя по количеству юмористических шоу и ситкомов в сетке вещания, на телевидении наступила эра смеха. Но почему одни смеются до колик в животе, а других закадровый смех в ситкомах только раздражает? Об этом в День смеха — 1 апреля — рассказала Ольга Владимировна Щербакова, кандидат психологических наук, старший преподавателем кафедры общей психологии СПбГУ:

"Часть людей, которые в эмоциональном и интеллектуальном плане достаточно самостоятельны, закадровый смех нередко раздражает. Им кажется, что им навязывают «нужную» реакцию, как бы подозревая в том, что самостоятельно они не способны отличить шутку от фона и решить, хотят ли они над ней смеяться. Это даже оскорбляет опытного зрителя, который хотел бы самостоятельно распознавать шутки и оценивать их для себя. Но, на мой взгляд, ситкомы не всегда рассчитаны на самостоятельных в интеллектуальном отношении зрителей. Все-таки шутки в ситкомах житейские, бытовые. Они скорее количеством берут, нежели качеством — это закон жанра. Представьте себе 30-минутную серию, сплошь состоящую из сложных шуток. При той концентрации шуток, как в ситкоме, человек бы просто должен был бы пребывать в постоянном умственном напряжении, не мог бы расслабиться и в итоге в конце серии просто чувствовал бы себя уставшим, как после прочтения сложной книги. А ведь ситкомы выполняют развлекательную функцию, поэтому в сюжет серии встраиваются сопровождающиеся закадровым смехом заведомо незатейливые шутки, соответствующие ожиданиям среднего зрителя. При этом важно, что за кадром смеется не один человек, а группа, к которой легче присоединиться. Она легче вовлекает в себя через механизм социального заражения. В этом смысле возникает эффект социального сплочения, разделения эмоций. Совместный смех дает человеку возможность почувствовать, что он не один, что у него с окружающими общие ценности и смыслы. Это очень сильный «социальный клей» — крайне важный, поскольку позволяет налаживать внутригрупповые связи. И потом, закадровый смех действует как маркер, помогающий вырабатывать социальные нормы: над чем смеяться положено, а над чем — нет. Даже когда человеку не смешно, но если то, что он увидел и услышал, помечено маркером смеха, со временем его психика найдет объяснения, почему это смешно. И он начнет смеяться над подобными шутками.

Кстати, эта схема, когда пунктиром как бы размечено, как именно следует понимать авторский замысел, — пусть и в менее очевидной форме, но присутствует во многих жанрах — и в театре, и в кино, и даже в живописи. Вспомнить хотя бы специально нанятых хлопальщиков, активизирующихся в заранее определенные моменты представления и заражающих таким образом «наивных» зрителей".

Полную версию интервью читайте в свежем номере журнала «Санкт-Петербургский университет».

http://www.spbu.ru/news/?read_news_id=6208

Rating 0 Просмотров: 7635

Пока без комментариев

Фотостена

  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider
  • SM Image Slider

Клиника коммуникационных проектов открыла выставку «ЗАГС – место, где рождается семья: история и традиции»

15 мая в главном здании Санкт-Петербургского государственного университета прошло торжественное открытие ...

Читать далее ...

«Он носил водонепроницаемое покрывало», – уличный музыкант о выступлениях в Петербурге

Поговорим с музыкантом о сложностях уличных выступлений, влиянии погодных факторов на игру и легализации ...

Читать далее ...

Хэллоуин: истинный смысл праздника

Нечистый, сатанинский, квинтэссенция всего злого и темного, что есть в этом мире – это и ещё многое другое ...

Читать далее ...

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.