Идет охота на лохов
, 12 апреля 2012
В разделе «Тема недели» мы решили поднять сегодня разговор о лохотроне как явлении. Он стоит на трех китах: жажде халявы, доверчивости и готовности помочь ближнему и на трюках, с помощью которых целые компании манипулируют с информацией.
Мы все еще играем в пираМММидки…
О реальных схемам мелкого мошенничества наслышаны многие. Гораздо менее на слуху тот факт, что сегодня снова поднимает голову гигантский российский лохотрон XX века, жертвами которого стали миллионы одураченных россиян. Речь, конечно, идет об МММ. Думаете, монстр умер, и мы решили лишь попинать его бренные останки? Ничего подобного: МММ вернулся, и участвует в этом добровольном помешательстве уже свыше 15 миллионов человек!
СМИ стараются обходить тему возрождения «МММ» стыдливым молчанием, поэтому многие из нас даже понятия не имеют о новой финансовой пирамиде имени Сергея Мавроди.
Многие из нас или наших домочадцев помнят, какой ажиотаж в 90-е годы произвели первые доходы участников пирамиды. Природная жажда халявы, долгожданная свобода и в доску свой Леня Голубков как будто бы сорвали с предохранителя коллективный российский разум: люди с азартом несли живые деньги и меняли их на мертвые «бабочки» в ожидании чуда. И осуждать их за это трудно, ведь сколько людей действительно получили свои преступно высокие проценты и остались довольны. А другие - те, что оказались не на верхушке пирамиды – потеряли последние кровные и вообще перестали понимать, как жить с этим дальше. Отдав в пустоту все нажитое, многие сломались и не смогли начать все заново. Более пятидесяти человек покончили жить самоубийством, потерпев материальный крах.
Итак, Мавроди на долгие годы сел в тюрьму, а ряд вопросов так и остался у людей: так ли глупо поступали участники пирамиды, когда верили в сказочный выигрыш? Кто виноват в трагических смертях и надломленных судьбах тех людей, что остались не у дел? Почему пирамида 11-го года снова так популярна, невзирая на мощную прививку, которую получила вся страна?
Казалось бы, все просто: финансовая пирамида Мавроди незаконна, она ущемляет права честных людей. Но не тут-то было. «Схема Понци» (так финансовую пирамиду называют в США по фамилии крупного мошенника, орудовавшего там в 1920-е годы) и теперь работает «на ура». В системе «МММ-2011» сегодня более 15 000 000 человек в 53-х странах мира, которые исправно получают деньги.
Сам же Сергей Пантелеевич Мавроди практически не участвует в проекте, то есть не заключает никаких договоров и не получает ни копейки. Более того, он в своем блоге активно отговаривает людей вкладывать деньги в «нью-ммм», говоря о личной ответственности каждого за риск. По сути, он уже не может повлиять на собственное детище, потому что имя МММ стало мощным, узнаваемым брендом. Сегодня старо-новая пирамида больше напоминает социальную сеть, где каждый зарегистрировавшийся свободно может купить определенное количество «мавро-долларов» без комиссии.
Зачем это нужно самому Мавроди? Есть несколько вариантов: либо поправить свое финансовое состояние, и в один прекрасный день сбежать с деньгами вкладчиков в какой-нибудь Куршавель. Либо плюнуть в лицо огромному и всесильному государству и доказать, что оно не так уж и всесильно, раз ничего не может поделать с открытым и честным обманом. Либо он сам уже никак не управляет ситуацией, а, скорее, она им. В конце концов, люди несут туда деньги добровольно и безо всякой рекламы. Я сама удивилась единодушию своих знакомых, когда задала им вопрос о возможности участия в этом проекте. «А почему бы и нет? – ответили почти все, – Авось, прокатит». На это «авось» и полагается большинство из нас.
А может быть, такие крупные авантюры дают русскому человеку ощущение безграничной свободы выбора, когда ему уже плевать на предупреждения госчиновников, на историю прошлого «МММ» и на антирекламу от самого Мавроди. Или разгадка феномена МММ в силе великой, национальной, ничем не убиваемой жажды халявы?
Анна ИВАНОВА
Кто кого дурачит?
Талантливый и бездомный. Чужестранец с тонким душевным устройством, обличающий современные социальные проблемы мира. Человек, которым так и не смогли «воспользоваться ни власть, ни оппозиция, ни мафия». Не смогли ли?
Валерий Ляшкевич – современный художник, в прошлом житель Гомеля, который недавно появился на улицах Санкт-Петербурга. Горожане могли увидеть его на Невском проспекте среди галерей уличных художников.
Сам Валерий Викторович рассказывает, что он был депортирован из Беларуси за то, что осмелился в своих работах обличать проблемы государства и критиковать власть. Поэтому, он перебрался в культурную столицу России и, как истинный вольнодумец вынужден был скитаться по улицам, ночевать в парадных, оставляя свои картины в камере хранения.
Однако и в Гомеле у него не было жилища. Государство выделило ему комнату в общежитии, но плохой «контингент» в соседних комнатах не устроил чувствительную натуру.
Семьи у Валерия Викторовича нет, ибо радости домашних будней он променял на верность своей давней любви
– Я вот Ирочку люблю, и допускаю, что она рождена для счастья, которое выберет с кем-то другим, зачем ей со мной на помойке, – сказал задумчиво Валерий Викторович о Даме сердца, которую никто никогда не видел.
Таким одиноким скитальцем и обнаружили его несколько молодых петербуржцев, которые тут же кинулись помогать бездомному таланту. Первым делом они создали в «В Контакте» группу по сбору средств, чтобы собрать деньги на приют неприкаянному художнику.
Найти жилье оказалось не так просто, ведь на комнату в коммуналке он не согласен, говорит, что не может жить с кем-то чужим за стеной. Поэтому сейчас Валерию Викторовичу приходится жить в гостинице, где ему, кажется, нравится.
Однако нельзя сказать, что деньги у художника материализуются только за счет доброты и сочувствия окружающих. Недавно проходила выставка, где можно было купить оригиналы и репродукции картин Валерия Ляшкевича с авторскими пожеланиями. Выставку для бездомного художника также организовали добрые друзья.
На этой выставке я и увидела впервые этого чудесного человека. Седой старичок. Одет просто, но очень опрятно. Постоянно улыбается, невинно, немного заискивающе и вопросительно, словно ищет отклика во взглядах. Противоречивая фигура: в голосе и движениях улавливается маленький мальчик, который водит ножкой, словно застенчиво извиняясь за что-то. Заламывает пальцы.
– Когда мне можно будет уйти? – спрашивает он у одного из организаторов, будто вымаливая разрешение у строго отца.
При этом говорит художник о не по-детски серьезных вещах. Тут в нем скорее горьковский Лука оживает: говорит тихо, призывает к добру, смирению, на любую тему имеет собственное мнение.
Увы, личного общениях у нас не получилось. Валерий Викторович говорил о своих картинах, не отвлекаясь на вопросы и не реагируя на окружающих. Творческий человек в полете мысли, которая вырвана не то из потока сознания, не то из заученной речи.
Результат выставки – несколько проданных репродукций и предложение от бара «Никаких Орхидей» использовать часть их помещения для работы Валерия Викторовича. Мастерская – давняя мечта художника. Возможно, будет организован сбор денег и на эти цели.
Остается лишь загадкой, кто будет поддерживать его дальше? Будет ли кто-нибудь рядом с ним? Как показывает опыт, творческая личность переменчива. Нет гарантий, что он не покинет очередное пристанище в поисках духовного совершенствования и познания.
К тому же у многих людей, вступающих в группу в вышеназванной социальной сети, появляются сомнения: не используют ли художника в качестве попытки заработать на чувствах сопереживающих. Ответить на многие вопросы и развеять подозрения могла бы идейный вдохновитель группы Эрика Парфенова, но творение добра отнимает у нее много времени, и встретиться с журналистом или ответить на вопросы в онлайн, она не смогла.
10 апреля появился очередной призыв о помощи. Деньги закончились, а платить за гостиницу нужно. Теперь друзья Виктора Ляшкевича пытаются собрать средства еще на месяц его проживания в Санкт-Петербурге. После этого художник намерен отправиться на родину. Почему не сейчас? Виктор Ляшкевич боится репрессии за нарушение закона о депортации. Организаторы группы же утверждают, что ему ничего не угрожает. Чтобы собрать необходимую сумму, художник вновь появился на Невском проспекте. Взывая к чувствительности горожан, он улыбался прохожим, позировал суетящимся вокруг фотографам и предлагал купить свои картины или репродукции.
Юлия КЛУСОВА
Не верите? Спросите у знакомых
21 век на дворе, а мы наивны. Почему сейчас, когда все знают, что такое интернет, когда в любой момент можно найти нужную информацию, мы наивны и идем на поводу у мошенников? Я хочу взять всего лишь несколько примеров из жизни моих знакомых.
2002 год.
Молодая мама с 9-летним ребенком едет отдыхать на Черноморское побережье. На пляже видна толпа и наши герои спешат посмотреть, в чем же, собственно, дело. Происходило вот что: странная женщина с золотыми украшениями и ее помощник предлагают зевакам нехитрую игру, но выигрышный билетик достается обоим участникам. Соперники должны выложить как можно больше денег, для того, чтобы выиграть получить приз. Вот такие развлечения в 2000-х. Наша молодая мама решила, что переплюнет соперника, плохонького вида мужичонку. В итоге: ни денег, ни украшений, ни обручального кольца, а отдых только начался. Сегодня, скажите вы, такое не может произойти. А вы съездите на окраину нашего города и убедитесь.
2005 год.
Учительница одной из провинциальных школ обнаружила в своем ящике для писем конверт. Множество картинок, наклеек и фотографий затмевали саму суть письма. Известная и по сей день фирма предлагает покупать весьма дорогостоящие, но абсолютно пустые по содержанию книги. Взамен вы примите участие в небывалом розыгрыше «миллионов», только закажите эти книги-пустышки. Спустя 7 лет наша героиня все еще пытается получить заветный приз, потратив при этом немалую сумму, а книги розданы менее образованным приятельницам. Не может быть? Загляните к соседям.
2008 год.
Раздался звонок. Номер не определён. «Ваш ребенок задержан и находится в отделении полиции. Если не хотите неприятностей, срочно положите на этот номер 10 тысяч рублей!». Опешившая женщина, которая в это время сдавала отчет, испуганно спрашивает: «А что случилось?». Грубый голос отвечает: «Ваш сын пойман за продажу наркотиков. Он передавал их нашему законспирированному сотруднику в коробке конфет». И тут моя мама рассмеялась: «Сын!?». Я единственный ребенок у родителей. Вот так «разыграли» мою маму на рабочем месте, отнюдь не 1 апреля. Не верите? Спросите знакомых.
2011 год.
Покупки по интернету. В маленьком городе нельзя выделиться, когда на тебе одежда, как и у других. 18-летняя девушка сделала заказ в одной из групп социальных сетей. Сапоги, платья… Милый администратор объяснил, что заказ дойдет очень быстро, выяснил все размеры и помог разобраться в ассортименте. Долгожданная посылка пришла. Девушка спешит на почту, выкупает заказ, открывает и…видит тряпку. Разорванную тряпку. Со слезами она спрашивает у сотрудника почты, что же ей делать. А ничего. Были собраны справки, заявления, но до суда дело не дошло. Никто не знает от кого это посылка вообще. Уверена, таких случаев уйма.
Все эти истории связывает одно - надежда. Надежда на счастливую жизнь, без неприятностей, с деньгами и с красивым внешним видом. Дорогие читатели, мы сами в силах устроить свою судьбу, без помощи посторонних лиц и без дыр для бюджета.
Ксения АНТИПИНА, студентка 1 курса
Крупная выгода от мелкого шрифта
Ежедневно доверчивых горожан (на современный манер – лохов) тихой сапой и с самой серьезной миной разводят на бабло. Причем не какие-нибудь мелкие пройдохи, а вполне себе солидные компании – крупные банки, кредитные организации, рекламные компании, контент-провайдеры.
И делают это проще простого. Это из доверчивого дурака-простака на Руси вытряхивали денежки шутками-прибаутками, с песнями и плясками, с азартными играми и целыми представлениями. Сегодня все гораздо скучнее и прозаичнее. Лучший способ развести современного лоха – это мелкий шрифт. Казалось бы, слишком просто. Но нет. Масштабы оборота «лоходолларов» в российском бизнесе сопоставимы с годовыми бюджетами некоторых европейских государств.
Чтобы в корне изменить эту ситуацию, нужно для начала все то, что пишется сегодня мелким нечитаемым шрифтом, взять и написать крупным. И не «серым по серому» где-нибудь в уголке, а черным по белому – крупно и по центру.
Что изменится? Во-первых, все вокруг узнают много нового. Потому что любой человек увидит чудовищное несоответствие того, что написано в документах крупным шрифтом, с тем, что дается в сносках мельчайшими буквами.
Например, крупными буквами банк N заявляет, что готов предоставить выгоднейший кредит под 18 процентов годовых. Но если увеличить и сделать доступным глазу потребителя все то, что значится в сносках, то человек сам увидит, где подвох. Сложив все дополнительные сборы, он вычислит без труда, что переплата по этому «выгодному» кредиту – все 50 процентов годовых, а то и больше.
Возьмем другую сферу – продукты. Если бы производитель писал крупным шрифтом, из чего состоит его «вкуснятина», то многие покупатели попросту не брали бы суррогатный продукт по цене натурального. Но вместо этого он пишет крупно и на видном месте «без холестерина» или «без сахара» там, где этих составляющих не может быть по определению. И «пипл», что называется, «хавает».
Отдельный разговор об интернет-разводах. Сегодня пользователь попадает на десятки прекрасно оформленных сайтов, где ему обещают, например, найти в архивах его корни и помочь составить фамильное древо. Крупными буквами на видных местах пишется, что это бесплатный государственный сервис, цель которого поднять историческую грамотность и самосознание народа. Снизу же, мелким темно-синим шрифтом по черному фону дается информация о стоимости одного SMS, чтобы получить код доступа на сайт. Но, даже прочитав эти условия и согласившись один раз заплатить за ценную информацию, человек не догадается об истинных масштабах развода. Ведь как только он отправит SMS на короткий номер, то тут же станет постоянным подписчиком контент-провайдера. Никакой архивной информации о своем роде он не получит. Цена же любознательности – 20–50 рублей с телефонного счета ежесуточно. Но даже когда человек поймет, что попал на развод, и обратится к оператору сотовой связи, его ждет еще целая история. Оторвать пиявку от денежного счета не так просто, как описано в условиях игры.
Ну и всем известные рекламные акции. Крупными красными буквами на белом фоне потребителю предлагаются фантастические условия участия в акции. Как правило, доверчивый клиент только на кассе узнает, что по периметру всего рекламного листочка мелким шрифтом была дана важная информация, полностью нивелирующая ожидаемую выгоду.
И так везде и всюду. Чаще остальных попадают на такие крючки люди со слабым зрением, слишком доверчивые и торопыги – те, кто читает только «главное» и тут же принимает решение.
Выходит, нам нужен реально работающий закон, согласно которому вся действительно главная и важная информация в любых документах должна быть читабельной для всех. На худой конец – занятия в школах, объясняющие детям, как стать не лохом, а успешным гражданином. С обязательной выдачей увеличительного прибора для чтения мелких шрифтов.
Инна ТИМЧЕНКО, выпускающий редактор портала «Первая линия»
Пока без комментариев