Пушкин не любил питерское лето
Лидия ВОБЛЕНКО, 6 июля 2012
5 июля в гостиной пушкинской квартиры на Мойке 12 прошла творческая встреча «“Вот счастье, вот права”. Последнее лето А.С.Пушкина», посвященная лету 1836 года, последнему в жизни великого поэта. На ней присутствовал узкий круг пушкинистов, в основном, из числа работников музея.
Набережная реки Мойки, 12 - легендарное место не только для петербуржцев, последняя квартира гения русской литературы Александра Сергеевича Пушкина, в которой он умер. Сегодня там располагается Мемориальный музей-квартира, где проводятся концерты, литературно-музыкальные вечера и научные заседания.
«Практически домашнее чтение», - сказал Сергей Михайлович Некрасов, доктор культурологии, директор Всероссийского музея А.С. Пушкина. «Нужно чаще устраивать нам такие вечера», - подхватили присутствующие гости.
Сергей Михайлович же и положил начало встрече, прочитав «Из Пиндемонти» и первую главу из повести «Пиковая дама». Это было так легко и так прочувствовано, словно это сам Томский сидел перед нами и рассказывал историю своей бабушки-графини. К тому же, на восприятие действовала сама атмосфера и обстановка гостиной в стиле XIX века. Это выступление задало тон всей встрече.
Эстафету подхватила Раиса Владимировна Иезуитова, известный пушкинист, доктор филологических наук, заместитель директора по научной работе музея. На основе творческого наследия Марии Семеновны Жуковой, «одной из первых прозаиков-женщин», Раиса Владимировна рассказывала, каким было то самое лето. Исследователь считает, что для А.С.Пушкина это лето сравнимо с Болдинской осенью, которая была необычайно плодотворна для него. Согласно источникам, даже по погодным условиям это лето было больше похоже на осень. По словам Р.В. Иезуитовой, лето поэт не любил за жару и духоту, но лето 1936 года позволило родиться каменноостровскому циклу стихов (названному по месту написания), куда входят "Отцы пустынники и жены непорочны", "Подражание итальянскому", "Мирская власть", "Из Пиндемонти", «Когда за городом, задумчив, я брожу…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Хотя не все исследователи считают, что это была авторская задумка объединить написанные в то время произведения в цикл – по их мнению, это сделано условно уже самими пушкинистами.
На этом цикле стихов заострено внимание Галины Михайловны Седовой в книге, названной словами из известного стихотворения Булата Окуджавы, «Ему было за что умирать у Черной речки». Презентацией этой монографии Галина Михайловна, исследователь биографии и творчества Пушкина, кандидат исторических и доктор филологических наук, хранитель Мемориального музея-квартиры Пушкина, завершила творческую встречу. Она рассказала, какие темы и проблемы затронула в своем труде: «Эта книга о поэзии и прозе жизни поэта, о глубине его личности, таинствах творчества и уязвимости души, о неутолимой жажде человека и гения быть понятым и востребованным, о драматизме его повседневного существования на фоне губительного безразличия окружающих». По словам автора книги, 150 из 730 страниц монографии отведено под исследование стихотворения «Памятник», которое является поэтическим завещанием Пушкина.
Пока без комментариев