"Сочувствующие" и "оскорбленные"
Дарья РУМЯНЦЕВА, 29 августа 2012
Дело скандальной панк-группы не заинтересовало, пожалуй, только журналистов, занимающихся темой популярного бетоноведения. Корреспондент «Первой линии» разобрался, что пишет западная пресса о нашумевшем приговоре.
- Stephen, do you realize you are judging something you don’t understand? How many Russian words do you know?
- Свобода и справедливость, например?
В деле Pussy Riot нет ни одной детали, которая не помогает создать вокруг него шумиху. В наличии полный набор: религия, политика, демократия, феминизм, контркультура и неформальное движение, новые формы искусства, материнство и что угодно ещё. «У всех вовлеченных сторон была объективная потребность в создании повода для консолидации своих сторонников», - утверждает в своем дневнике «Кейс Pussy Riot как технология политической коммуникации» Дмитрий Петрович Гавра, профессор СПбГУ. К тому же, как это ни удивительно, Россия продолжает считаться в глазах Запада страной если не полностью демократической, то хотя бы с внушительным потенциалом для развития демократии и прав человека – да, мы находимся на нижних позициях в большинстве списков, начинающихся со слова «Свобода», но мы всё же (пока) не Китай и не Мьянма. Поэтому нет ничего странного, что тему справедливости вынесенного девушкам приговора радостно подхватило большинство крупных зарубежных изданий.
Всех пишущих на эту тему можно условно разделить на три большие группы: безразличных (то есть в лучших традициях англосаксонской школы журналистики фактов намеренно выхолащивающих из текста любые намёки на собственную оценку происходящего), оскорблённых (в этих материалах речь идёт в основном о правомерности исходного поступка, а не последовавшего за ним приговора) и, наконец, поддерживающих (к сожалению, зачастую члены этой группы разбираются в ситуации примерно так же, как оскорблённые, но всё равно считают необходимым отстоять свободу самовыражения художника, необходимость борьбы с режимом и прочие производные от демократических ценностей).
К сожалению, мало кто из российских и зарубежных журналистов хорошо разбирается в ситуации. Точки зрения о том, что проблема заключается не в правомерности панк-концерта в церкви, а в нарушении законодательства и «подшивании» к делу совершенно к нему не относящейся статьи, автор данного материала не встретил практически нигде. «Британцы тоже могут быть неандертальцами», - пишет один из читателей The Observer (http://www.guardian.co.uk/theobserver/2012...sy-riot-verdict), вспоминая приговор, вынесенный ранее сыну Дэйва Гилмора Чарли Гилмору за нападение на машину с членами королевской семьи, но он упускает из вида, что Чарли Гилмора осудили сообразно британским законам за хулиганство, а не за, предположим, покушение на убийство, за которое максимальный срок отбывания наказания значительно больше. «Церковь была не права, придавая такое большое значение делу, касающемуся этой панк-группы, и принимая столь жесткую позицию, которая вредит ее имиджу», - пишет французский L’express (http://www.lexpress.fr/actualite/monde/l-e...ot_1149289.html), опять же не понимая, что РПЦ в этом процессе играет лишь второстепенную роль, и многие из её членов выступают против приговора наряду с атеистами-оппозиционерами (наиболее известно открытое письмо диакона Сергея Баранова - www.newsru.com/religy/20aug2012/baranov.html
«Мы стали свидетелями того, как в XXI веке в светской и якобы правовой и демократической стране фактически состоялся суд церковной инквизиции, где мотивировочная часть приговора обосновывалась Лаодикийским поместным собором четвертого века, Архиерейским собором РПЦ 2011 года, письмом ключаря кафедрального собора храма Христа Спасителя, прот. Михаила Рязанцева и памяткой поведения в храме», - пишет в нём Сергей Баранов, и, что характерно, схожий тон берёт и французская пресса – статья в Le Monde, озаглавленная «Путин и ведьмы из Pussy Riot» (http://www.lemonde.fr/a-la-une/article/201...47433_3208.html), сравнивает процесс над Pussy Riot с процессом над Салемскими ведьмами и недвусмысленно заявляет, что «в XXI веке путинская Россия возвращается во времена инквизиции».
Вообще, пожалуй, Францию можно назвать наиболее сочувствующей панк-трио страной. В публикации с говорящим за себя названием «Pussy Riot осуждены, но власть проиграла битву» (http://www.rue89.com/rue89-culture/2012/08...bataille-234686) говорится о том, что «сегодня представители французской интеллигенции подписывают петиции против Путина, и если часть крупных буржуа и олигархов, и даже вся элита (начиная с 25 июня, когда петиция была открыта для подписи), стремятся к освобождению Pussy Riot, поскольку они считают, что режим Путин-Медведев в тупике».
Протесты и пикеты в поддержку девушек проходят по всему миру (http://free-pussy-riot-eelv.tumblr.com/), но только во Франции в них приняла участие достаточно влиятельный политик Сесиль Дюфло. Не в последнюю очередь это заслуга французской прессы.
Находят сочувствующих девушки и в Германии. Влиятельнейшие Sueddeutsche Zeitung (http://www.sueddeutsche.de/politik/prozess...hat-1.1442591-2) и Frankfurter Allgemeine Zeitung (http://www.faz.net/aktuell/feuilleton/russ...d-11860606.html) сходятся во мнении, что «Россия превращается в другую страну» и что «обращение с девушками и проведённая над ними психиатрическая экспертиза мало отличаются от обращения с диссидентами в СССР».
Британская пресса, пожалуй, относится к осужденным наиболее прохладно. В британском «Экспрессе» акция Pussy Riot названа «актом необыкновенной глупости» (http://www.express.co.uk/posts/view/341586...d-grave-offence), а в Daily Mail, комментируя заявление Ангелы Меркель о том, что приговор является попранием традиционных европейских ценностей, и вовсе желчно прибавляют, что “приятно узнать, что европейские ценности теперь включают в себя кощунство и богохульство» (http://www.dailymail.co.uk/debate/article-...iot-jailed.html).
Справедливости ради нужно признать, что есть темы, поднимаемые прессой всех стран – что так или иначе значительная доля ответственности за раздувание скандала и суровость окончательного приговора лежит на российских журналистах (http://fr.rian.ru/tribune/20120808/195607508.html), уцепившихся за возможность сыграть на общественных настроениях, и что девушки, что бы они ни совершили, не заслуживают такого жестокого обращения (http://www.faz.net/aktuell/feuilleton/russ...d-11860606.html и www.liberation.fr ).
Подводя итог, процитируем еще одну мысль, высказанную в Живом Журнале Дмитрием Петровичем Гаврой. В свете последних событий, по его мнению, власти было необходимо «найти некую трещину в этих построениях, забить в эту трещину клин и выстроить иную модель: власть вместе с одной частью общества – традиционалистской, консервативной, в чем-то патриотической против другой части общества – радикально-реформисткой, либеральной, антиклерикальной, морально амбивалентной и т.д. И случай Pussy Riot как нельзя лучше позволял такого рода задачу решить». Мы убедились, что мнения, конечно же, разделились, но получилось ли действительно расколоть общество? Портал «Первая линия» провёл собственный опрос на тему отношения общества к приговору над девушками, и оказалось, что большинство (71,4%) предпочитают вариант ответа “Отрицательно, так как это ухудшило имидж Церкви”. Этот опрос, конечно, можно назвать нерепрезентативным, но мы предпочитаем думать, что это – свидетельство того, что раскола в его худшей форме так и не произошло.
Фото: www.golosua.com
Пока без комментариев