Что позволено фотографу?
Ирина ВОЛОДУЦКАЯ, 15 октября 2012
В середине октября Петербург посетил Георгий Пинхасов, фотограф с мировым именем, член международного агентства репортажной фотографии Magnum Photos.
Некогда гражданин Советского Союза, а теперь подданный Франции, Георгий Борисович специально приехал в город на Неве поделиться со студентами петербургских ВУЗов своим богатым творческим опытом. В рамках лекции «Фотографу позволено больше, чем остальным…» состоялись две встречи. Первая, широко освещенная в прессе, прошла 10 октября в лофт-проекте ЭТАЖИ. Желающих посетить мероприятие было так много, что организаторам пришлось в спешке устраивать видео-трансляцию, которая немного спасла положение. Разговор продолжился на следующий день в актовом зале гимназии номер восемьдесят пять (неподалеку от станции метро Горьковская). Несмотря на некоторую «секретность» – о проведении второй лекции поклонники творчества Пинхасова узнали только во время первой, – зал был более чем полон.
Мастер-класс, прошедший в гимназии, Георгий Борисович начал с показа своих ранних снимков – портретов Андрея и Арсения Тарковских, Надежды Мандельштам. Сразу дал совет фотографам, специализирующимся на этом жанре: «Хорошие портреты получаются, как правило, после того, как вы измотаете свою модель. По крайней мере, у меня именно так». Затем перешел к репортажным фотографиям. Рассказывал, что снимал во времена СССР «от живота», опасаясь обвинений в шпионаже. Не уставал говорить про то, как важна удача для фотографа, как кадры, которые он считал проходными и случайными, оказывались неожиданно хорошими.
Во время демонстрации работ Пинхасов говорил мало и отрывисто. За него говорили его снимки, от которых аудитория не могла оторвать глаз. Ближе к концу встречи мэтр показал несколько фотографий и видео, снятых на айфон – к новым технологиям Георгий Борисович относится без предубеждения. Некоторые видео представляли собой интимные диалоги и монологи людей, случайно подсмотренные фотографом. По словам их автора, бывали случаи, когда люди замечали, что их снимают, подходили и просили показать или удалить материал. По словам Пинхасова, этическую дилемму снимать или не снимать плачущую девушку или ссорящуюся пару, каждый фотограф решает для себя сам.
ФОТО: Павел МАРКИН, выпускник факультета журналистики ЛГУ 1975
Пока без комментариев