Мир запутался в сетях
Михаил СТАЦЮК, 25 марта 2011
В далеком 1927 году в компании Warner Brothers считали, что никто не будет слушать разговор актеров, и будущее – за немым кино. Спустя девять лет известный радиоведущий Рекс Ламберт предрекал телевидению скорую смерть. Новые источники информации появлялись в каждую эпоху, вызывая трепет у самых закоренелых скептиков. Та же участь постигла и Интернет, в который поначалу никто не верил, а теперь не в состоянии остановить.
Блоги опережают время
Тотальная интернетизация сменилась усилением роли социальных медиа. Пришедший с Запада бум на блоги, социальные сети и микроблоги не мог не сказаться на характере коммуникации. Вспомним теракт в московском аэропорту Домодедово. Первые упоминания появились в Твиттере спустя несколько мгновений после взрыва. Через 15 минут – бегущая строка на Интернет-телеканале «Дождь». Что же касается официального телевидения, то на канале «Россия-24», идущем в прямом эфире, сюжет вышел только спустя полчаса. А на «Первом» – через 2 часа 30 минут.
Гениев найдут через Интернет
Аудитория блога или интернет-журнала уже сопоставима с тиражами некоторых СМИ.
Таким образом, любой человек, обладающий доступом в Интернет и способностью писать, может создать собственное СМИ, объединяя в себя все функции редакции. В данный момент решающим фактором такого рода медиа становится производство контента: чем ярче и шире идея, тем больше пользователей она привлечет.
Интернет решит проблемы недостатка времени
С развитием Интернета реальное общение между людьми зачастую сводится к минимуму, достаточно зайти на Facebook или «Одноклассники». Сейчас появилось множество сервисов, использующих возможности мультимедиа, вроде Chatroulette или Skype. К примеру, в Кировской области команда губернатора Никиты Белых практически на голом энтузиазме запустила программу «Электронная регистратура» для горожан: каждый житель Кирова теперь может заранее записаться к врачу, дважды не отстаивая многочасовые очереди (для получения талончика и, собственно, на прием). Важно отметить, что в Кировской области система была разработана без выделения бюджетных денег на данный проект. В Перми, например, заказали то же самое, но за 20 миллионов рублей.
На службе глобализации
Помимо прочего, социальные сети заметно ускоряют глобализацию, практически стирая любые границы и заслоны. Любой политический режим вряд ли устоит под силой медиа. Если СМИ можно запугать, монополизировать или купить, то относительная анонимность, своевременность и доступность позволяют блогерам говорить о том, о чем молчат другие. Недавние выборы в Иране продемонстрировали это в полном объеме. Единственным способом узнать результаты голосования для всего мирового сообщества стал Twitter, в котором непрерывно шла трансляция событий, несмотря на «обваливание» микроблога. На следующий день американский Times вышел с заголовком: «Выборы в Иране: победа Twitter».
Модернизация в Интернете?
В России с каждым годом увеличивается количество пользователей Интернет. И если раньше большая часть «юзеров» была молодой, то после патронажа глобальной Сети самим президентом Медведевым, пользователи заметно «постарели». «Вошли» в Интернет и многие чиновники, перенеся свои общественные приемные в глобальную Сеть.
Тем временем, исследователь Мэтью Играм в The New York Times высказал мнение, что популярность сетевых журналов идет на спад, уступая дорогу более лаконичным микроблогам. Устоят ли электронные СМИ с крупными аналитическими текстами или же их поглотит «щебечущий» Твиттер – вопрос открытый, хотя, кажется, уже решенный.
Почему выгодно создавать СМИ в Интернете и смогут ли они выдержать конкуренцию c социальными сетями?
Павел Смоляк /главный редактор Интернет-портала shuum.ru/
Мы сделали Интернет-портал, во-первых, потому что делать что-то в Интернете намного дешевле: не нужен офис, не нужно каждый раз верстать газету или журнал, штат сотрудников можно сократить до минимума. Во-вторых, на сайте можно вывесить намного больше информации, чем уместить в полосы. Чтобы читать Интернет-портал, надо всего-то подключиться к сети. Проще, чем идти в ларек или спускаться к почтовому ящику. В-третьих, поговорка «что написано пером, то не вырубишь топором» в Интернете не работает.
Театр с приходом телевидения не умер, поэтому и у печатных СМИ есть будущее. Скорее всего, не будет новых газет, но «старички» останутся и будут процветать. Тут, наверное, вопрос иначе надо сформулировать: если ли будущее у сетевых СМИ с развитием социальных сетей? Как мы знаем, тот же Твиттер намного быстрей информирует о том, что происходит в мире, так как контент создают непосредственные участники событий. Однако всегда были и всегда будут люди, которые не поверят новости, если она не оказалась в официальных СМИ. Поэтому будущее есть у всех, но выживут сильнейшие.
Егор Королев /редактор портала политграмота.рф/
Журналисты стали злоупотреблять Интернетом: часто информация, взятая из Сети, не перепроверяется. Необходимо не просто пользоваться интернетом, но пользоваться его информацией с умом, не злоупотреблять доступностью и не лениться искать источники информации самим.
Мы работаем в он-лайн формате, потому что так не надо регистрировать СМИ, исключены расходы на типографию и отсутствует цензура и учредители. Большая доступность для молодёжной аудитории. Над нами нет дяди-хозяина, который указывал бы, что мы можем печатать, а что нет. Независимое СМИ легче сделать в Интернете.
Будущее у сетевых СМИ, конечно, есть, несмотря на развитие социальных сетей. Аналитика интересна определенной части аудитории, и этого в социальных сетях не найти. Будущее есть у всего, даже у газет. Театр когда-то хоронили, но сейчас существует и театр, и кино.
Иван Колпаков /главный редактор пермской онлайн-газеты с всероссийской повесткой «Соль»/
С появлением Интернета способ распространения информации поменялся, но это не значит, что изменилась сама информация. Журналистика остается журналистикой, пока соблюдает определенные правила, например, журналистскую этику. В этом отличие блогов: блогер может врать, журналист нет. Он несет ответственность за информацию.
Сейчас СМИ есть смысл делать только в Интернете. Я бы вообще не советовал молодым журналистам идти в печатные издания. Это ненужный опыт, он мешает работать с информацией так, как это нужно теперь.
© 2x2 №2 (247) от 16.03.2011
Пока без комментариев