НА СВОИХ ДВУХ
Виктория ГИМАДИНОВА, 18 февраля 2016
Петербург стал четвертым в мире самым велосипедизированным городом и первым – в России.
12 февраля состоялась международная акция «На работу на велосипеде зимой». В этот день более 10 000 человек из 1588 городов поехали на велосипедах до места работы или учебы и показали, какой это комфортный вид транспорта. Для участия в зимней акции необходимо было пройти регистрацию. Город-победитель определялся по числу зарегистрированных на сайте велолюбителей. Петербург принял участие уже второй раз и занял четвертое место в мире и первое по России. Организатором акции в Петебурге является общественный проект «Велосипедизация». Корреспондент «Первой линии» поговорил с координатором «Велосипедизации» Ташей Конкиной об акции, проблемах велосипедистов и о том, есть ли шансы у Петербурга стать российским Амстердамом.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее об акции. Какова ее основная цель? Кто является инициатором ее проведения?
– Это самоорганизующаяся международная акция, в которой участвуют все северные города Земли. Вообще идея этой акции принадлежит финнам: они создали сайт, где каждый желающий регистрировался и заполнял анкету. А уже организаторы в других городах информационно поддерживали акцию и мотивировали жителей своего города участвовать. Основная цель акции «На работу на велосипеде» — показать, что, вопреки существующим стереотипам, велосипед может быть эффективной и разумной транспортной альтернативой. Он также является хорошим способом поддержания физической формы, инструментом для улучшения экологии и транспортной ситуации в городе. Для того, чтобы мотивировать петербуржцев поехать на велосипедах зимой на работу, мы связались с различными кафе, барами, и многие из них предоставили велосипедистам бесплатный чай, кофе, различные угощения, скидки на некоторые услуги, вплоть до того, что даже где-то бороду можно было подровнять, купить какие-то сувениры, подарки и прочие вещи. В общем, самые разнообразные бонусы, и, конечно же, очень многие велосипедисты ими воспользовались.
– Другие города России участвовали в акции?
– Да, конечно. Самые активные - Москва, Воронеж, Пермь, Уфа, Иркутск, Петрозаводск.
– В ближайшее время планируется проведение подобных мероприятий?
– Весной, 20 мая, пройдет аналогичная акция. Эту дату твердили уже на уровне Министерства транспорта, как единый день для проведения акции по всей стране. Также 29 мая в России впервые пройдёт единый день велопарадов за развитие велокультуры.
– Когда и как появился проект «Велосипедизация Санкт-Петербурга»?
– «Велосипедизация» появилась 4 года назад. Изначально это произошло так, совсем как в анекдоте: встретились 3 человека – студент, экономист и дизайнер. Решили, что очень хочется, чтобы в городе было удобно ездить на велосипедах. Но на тот момент никто не умел строить велодорожки и их проектировать. Это сейчас в нашей команде есть такие люди, которые профессионалы в этом, а тогда не было. Поэтому поставили цель – не просто выйти на улицу и нарисовать велодорожки (это было бы незаконно), а поднять вопрос о появлении велоинфраструтктуры: чтобы велосипедисты заявили о себе, показали, что их много. И, чтобы чиновники перестали смеяться в лицо: «Какие велодорожки?», отмахиваться и говорить: «Да это все неважно, у нас тут с машинами нужно проблему решить». Мы постепенно начали привлекать людей, создавать команду. А сейчас, наконец, и городские власти поняли, что велодорожки – это прекрасный инструмент для того, чтобы улучшить условия не только велосипедистам, но и вообще всем участникам дорожного движения: пешеходам и автомобилистам. Так как чем больше велосипедов в городе, тем меньше он загружен автомобилями, пробками и выхлопными газами.
– В транспортной стратегии города, какое место занимает развитие велосипедного движения?
– К сожалению, нецентральное. Но город идет навстречу, делает какие-то шаги. Буквально недавно была собрана группа по планированию и развитию велосипедной инфраструктуры, в которую вошли представители различных комитетов. И уже все вместе представители городской администрации будут работать над тем, чтобы у нас, в Петербурге, появились первые велодорожки, и вообще, маршруты стали лучше.
– После того, как Дарья Табачникова, основатель «Велосипедизации», стала велосоветником в 2015 году, появились ли ощутимые изменения в городской велосипедной инфраструктуре?
– Ну, в частности создание подобной группы, о которой я говорила, – это уже очень важное для нас изменение, поскольку раньше в городе вообще не было человека, который бы официально отвечал за велоинфраструктуру. А сейчас появился целый совещательный орган в лице этой группы. Они уже обсуждают конкретные проекты, в частности веломаршрут, который проложат вдоль Московского проспекта. Что касается строительства велодорожек, то этого пока не случилось. И могу сказать, что это не случилось, наоборот, благодаря тому, что Дарья вовремя увидела проект, который был ужасный, неудобный и, скорее, создал бы велосипедистам больше проблем, чем помог бы. И поэтому «Велосипедизация» добилась отмены строительства этой велодорожки для того, чтобы ее лучше спроектировали и в следующем году построили уже хорошую и удобную.
–«Велосипедизация» проводит множество различных акций, фестивалей, конференций. Возникают ли какие-то трудности при согласовании мероприятий с правительством?
–Да, к сожалению, огромное количество трудностей. Потому что в Петербурге нет единой схемы, по которой мероприятия бы согласовывались. И поэтому, когда согласуешь с одним комитетом, там говорят, что согласуют, но только, если вы спросите у другого комитета: они согласуют - тогда и мы. Другой комитет говорит то же самое. То есть непонятная круговая порука получается. И приходится пройти все круги ада, прежде чем что-то утвердят. Поэтому даже некоторые наши мероприятия мы проводили без согласования. Но мы считаем, что это неправильная тактика, и, конечно, нужно намного теснее работать с городом, который, повторюсь, к счастью, сейчас идет навстречу. И надеюсь, что процесс согласования также станет легче в скором времени.
–Ваш проект организовывает ежегодную международную конференцию «Велосипедизация городов». Как отзываются зарубежные эксперты о нынешних возможностях и перспективах развития велоинфраструктуры в Петербурге?
– Все эксперты в один голос говорят, что Петербург - это идеальный город для развития велоинфраструктуры. Наш город плоский, негористый, то есть здесь велосипедистам удобно. Он спланированный, то есть у нас не такие хаотичные улицы, как, например, в Москве. У нас все удобно устроено, очень много места с запасом для выделения велодорожек на проезжей части – дороги такой ширины, что вполне позволяют на них делать велополосы. Также и на тротуарах есть куча дополнительного места, которое можно позаимствовать у пешеходов, тем самым не мешая им, и сделать велодорожки. То есть все предпосылки у Петербурга есть. Даже любимый аргумент многих о том, что в Питере неподходящий холодный климат, и велосипедисты ездят только летом, – международные эксперты разбивают в пух и прах. К нам приезжали гости из Голландии, где климат похож на наш, а также из Германии, Финляндии, из мест, где снег дольше лежит. Погода совершенно не помеха, и мировой опыт это подтверждает.
ФОТО Денис КОРЯКИН
Пока без комментариев