ПЕТЕРБУРЖЦЕВ ТЯНЕТ К МОРЮ
Софья ХУТИНАЕВА, 22 марта 2017
20 марта завершилась выставка к 200-летию знаменитого русского мариниста Ивана Айвазовского. С июля по ноябрь 2016 года она уже собрала многочасовые очереди в Москве в Третьяковской галерее. И теперь в культурной столице экспозиция вызывала не меньший интерес.
Очередь в корпус Бенуа, где собрано около 200 работ Айвазовского, начинается на канале Грибоедова и поворачивает на Инженерную улицу, это примерно 200 метров. Но даже те, кто пришел сюда, не ожидая встретить такое препятствие, все же идут искать конец очереди. «Мы стоим уже час! Ну что ж, красота требует жертв!» – не унывает пожилая посетительница.
На церемонии закрытия выставки директор Русского музея Владимир Гуськов поделился интересными цифрами: за три месяца картины Айвазовского в Петербурге посмотрели 300 тысяч человек. А это примерно по три тысячи в день! Неудивительно, что каждому пришлось подождать своей очереди на улице, прежде чем увидеть творения знаменитого художника.
Залы полны людьми. Такое количество почитателей маринистики затрудняет просмотр. Полотна большие, а вот помещения нет. Но даже это не портит впечатление от картин. А они представлены собранием Русского музея, привезены из Петергофа, Царского села, Центрального военно-морского музея и Морского кадетского корпуса. К тому же на выставке – мемориальные материалы художника, фотографии, личные вещи.
Творчество русского мариниста привлекает не только взрослых. Посмотреть на картины вживую хотят и совсем еще маленькие ценители искусства. Для них проводят специальные экскурсии, рассказывают про корабли русского флота и о сюжетах картин. Они, устраиваясь на полу, с увлечением слушают и задают вопросы. «Вы сказали, что Айвазовский рисовал на память, а вот я с натуры рисую!» – громко объявляет работнице музея юный художник лет пяти. Возле таких экскурсионных групп с удовольствием собираются и другие зрители.
Здесь можно подслушать необычные факты: Айвазовский рисовал картины быстро, не более 10 дней. «Сотворение мира» он выполнил всего за один день. Секрет лунной дорожки в том, что мазки написаны параллельно краю картины, поэтому она всегда следует за смотрящим. А волны маринист исполнял, используя технику лессировки, то есть наносил тончайшие слои краски друг на друга, поэтому бурлящая вода и морская пена получались такими живыми.
Среди морских пейзажей и других работ художника посетители забывают об очереди, в которой только что пришлось постоять и стараются не замечать скопление людей: «Конечно, желающих много, но ведь всем хочется увидеть море Айвазовского. Знаете, оно того стоит, и я не жалею, что пришла и потратила половину своего выходного. Я и внука привела, ему тоже понравилось», – делится со мной одна из любительниц живописи.
Каждому хочется по внимательнее рассмотреть блики солнца на воде и поближе увидеть морскую пену, руки так и тянутся потрогать рельефную текстуру полотна. Но смотрители строго следят за порядком и не разрешают прикасаться к экспонатам. Кстати, фотографировать картины можно, и многие не упускают такой возможности. Нужно ведь оставить в памяти кусочек моря, который кажется таким живым и настоящим.
ФОТО автора
Пока без комментариев