В ЧИСТОТЕ И НЕ В ОБИДЕ
Юлия КОПЫЛЬЦОВА, 14 сентября 2017
В Петербурге возрождается традиция школ для девочек, среди которых особое место занимает еврейская гимназии при хоральной синагоге.
Узорчатые перила лестниц. С каждым этажом становятся все громче звуки детского голоса. Прислушиваюсь. На иврите ученицы шумно говорят о чем-то своем. Окинув меня взглядом, замолкают, вежливо здороваются, уже на русском.
В еврейской гимназии для девочек есть пять этажей. Я оказываюсь на последнем. Светлые стены, а на одной из тех, что примыкает к входной двери, висит цветной футляр для мезузы – пергамента с молитвой. Мезузу можно принять за затейливый предмет декора, на самом деле она – отличительный знак почти каждого еврейского дома. «Располагайтесь, вы наш гость», – будто намекают те, кто ее туда повесил. Эта мысль снова приходит в голову, когда замечаешь, что в двери кабинетов вставлены стеклянные круглые окошки, сквозь которые можно увидеть учебный процесс.
Не только школа
– Лея! – врывается в кабинет директора сначала голос ученицы, а после и она сама. Голубая рубашка и синяя юбка длиной ниже колена. Аккуратно убранные в хвост волосы. – Лея, они мне кисточку не отдают, скажите им! – с обидой в голосе произносит девочка. Увидев меня, опускает голову, произносит смущенное «извините» и убегает.
Лея Толочинская, директор еврейской гимназии для девочек, поясняет: «Это Шарона. Опять они что-то не поделили…». Спустя несколько секунд в здании звучит мотив незнакомой мне песни. Вопросительно смотрю на собеседницу.
– У нас такой звонок. Еврейская мелодия… Многим нравится, – рассказывает Лея.
Еврейская гимназия для девочек существует с 2003 года. Она была открыта для того, чтобы дети могли знакомиться с историей, культурой, традициями своего народа.
– Ученицы получают все, что положено по государственной программе, но у них есть и добавочные предметы. Они изучают еврейскую историю, иврит, законы иудаизма.
Однако наиболее важно, что гимназия помогает еврейским детям, которые не имеют возможности не то что познакомиться со своей культурой, но просто жить.
– В нашей школе учатся дети из семей общины, у некоторых из них нет родителей, у некоторых – тяжелое материальное или социальное положение, – руки Леи перебирают лежащие на столе предметы; после недолгой паузы она продолжает. – Для этих учениц нахождение здесь – возможность жить, учиться и строить свою судьбу.
Следовать традиции – главная кондицияp
Большое внимание в гимназии уделяется изучению религии, что формирует в ученицах положительные нравственные качества. Именно поэтому обучить своих детей здесь хотят не только евреи. Однако это может отрицательно повлиять на детей нееврейского происхождения.
– Тут все живут определенными законами, – говорит Лея. – К примеру, первые полчаса учебного дня мы уделяем молитве. Еврейских правил очень много. Заставлять человека их соблюдать, быть тем, кем он не является, неправильно. Это ломает психику ребенка. Он не еврей. Что ему потом с этими знаниями делать? Чтобы учеба была полезной, ему надо менять веру. Но это будет означать, что мы человека заставили, а это неприемлемо. Вера – самостоятельный выбор.
В Гимназии придерживаются строгих правил и по части употребления пищи. Например, соблюдают Кашрут.
– Если мы едим мясо, то это мясо правильно убитого животного, причем здорового. Если рыба, то определенные виды кошерной рыбы. Но что значит кошерная пища? Это означает, что соблюдена вся необходимая технология ее приготовления. Есть особенности и в употреблении пищи. К примеру, мы не едим хлеб просто так. Перед тем как есть хлеб, мы обязательно специальным образом моем руки. Есть также благословение, которое мы произносим после еды. Но это свойственно не только иудаизму.
Коллектив гимназии напоминает большую дружную семью, в которой принято справлять праздники вместе.
– Мы собираемся в синагоге каждую субботу, для евреев это святой день. Но есть еще много еврейских праздников. Например, Пурим – самый веселый праздник в году. Все дарят друг другу сладости, подарки бедным. Через месяц после Пурима наступает Песах. Это Пасха в переводе на русский. Она длится восемь дней, и в этот период вместо хлеба положено есть мацу в память об Исходе евреев из Египта. Маца – это лепешки из пресного теста, – поясняет Лея.
Когда растешь в чистоте
Во время разговора с одной из учениц как можно более деликатно спрашиваю, почему в гимназии девочки учатся отдельно от мальчиков.
– Потому что это неприлично. Девочки не могут общаться с мальчиками до замужества, – слышу от собеседницы в ответ. Ее щеки покрываются еле заметным румянцем.
На тот же вопрос директор гимназии отвечает:
– Это связано с традицией еврейского образования и воспитания. По законам иудаизма, с определенного возраста мальчики вообще не могут трогать девочек и наоборот.
Девочки воспитываются в определенной среде, и поэтому может показаться, что они закрыты от видения полной картины мира.
– Они и правда более закрытые, но это не вредит. За годы учебы они формируют в себе прочный духовный стержень. Когда ты растешь в чистоте, не сталкиваясь с вредными для духовного здоровья вещами, то вырастаешь морально более крепким. Ясно, что от жизни все равно никуда не денешься, но мы пытаемся привить им понимание хорошего и плохого. Они не общаются с кем не надо, не смотрят что не надо. Мы ходим в театры, музеи, у нас есть экскурсии. Сформировавшись, девочки сами определяют, что для них полезно, а что вредно.
Откуда у стереотипов ноги растут
Еврейская жадность – предмет многих анекдотов. Но действительно ли скупость – черта еврейского национального характера?
– Так и правда можно подумать, – говорит Лея. – Согласно иудейским законам, все, что у тебя есть, дано Всевышним, а значит, тебе не принадлежит. Нельзя это выбрасывать, бесцельно тратить. К несчастью, и некоторые евреи имеют такой стереотип. Все оттого, что люди живут, ничего не зная о себе: ни законов, ни традиций, - голос Леи становится тише. – Такой была и я. У меня была светская семья. Религиозен был только дедушка. Я и понятия не имела, почему он всегда был в головном уборе: у нас мужчина не может ходить с непокрытой головой. Я спрашивала у мамы: «Почему дедушка в кепке все время?» А она отвечала: «Не трогай дедушку». Я снова спрашивала: «Что он делает в углу?» А мама говорила: «Дедушка молится, не трогай его». Когда я выросла и начала жить еврейским образом жизни, то эти воспоминания, как паззлы, сложились в понятную мозаику.
Перед последним вопросом в голове проносятся постыдные эпизоды из российской истории.
– Как вам кажется, антисемитизм в России существует?
– Мне не кажется. Я чувствую это с детства. Я училась в обычной школе, и меня обзывали. Мы не скрывали, кто мы. Когда я стала жить еврейским образом жизни, были люди, которые это негативно восприняли. Все потому, что так не принято. Нужно жить как все. Вот многие как все и живут… последние 70 с лишним лет. Знаете, во время утренней молитвы мы всегда вспоминаем заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя». И это не просто слова. Нужно любить других, как любишь себя. Понятно, что не каждый на это способен… И работает это правило не всегда.
Фото Доры Мильчиной
Пока без комментариев