ВОСПОМИНАНИЕ О КОНЦЕ СВЕТА
Лолита КРЫЛОВА, 11 марта 2014

- Как родилась идея выставки?
- Начало этому проекту положил ожидаемый в 2012 году конца света. Тогда в обществе развернулась пышная религиозная PR-компания, которая не могла не произвести впечатления и на меня. Поэтому я решил достойно подготовиться к событию и начал серию работ апокалипсического толка. Главной моей задачей было вызвать у зрителя ощущение полного конца без привычных ужасов: мертвецов с косами и всадников, создать при помощи пятен, линий и композиционных приемов, так называемый, абстрактный саспенс – смутное ощущение напряжения, страха и угрозы.
- Как Вы готовили материал для этой серии?
- После тяжелой зимы, я приехал в свою мастерскую в Таллинн и решил внимательно посмотреть на окружающий мир, обратить внимание на то, на что обычно люди не смотрят. Например, они ходят по траве, и я решил к этой траве приглядеться, как бы мысленно с ней попрощаться. Это мой взгляд на уходящий мир, который завтра может исчезнуть. И в то же время это другая точка зрения, в буквальном смысле: другой ракурс. Ведь все снято с очень низкой точки, даже приходилось лежать на земле во время съемки. Растения, которые на моих работах кажутся гигантскими, были всего по 10-15 сантиметров в высоту.
- Депрессивность чаще всего ассоциируется с атмосферой Петербурга. Вы же поехали за этим настроением из Питера в Прибалтику…
- Таллинн благословенное для меня место, а лето - самое свободное время в году, когда я исчезаю из поля зрения университета, коллег, друзей и знакомых. Там я могу спокойно заниматься творчеством и не завишу от времени и условностей. Почти. Потому что не бывает такого, чтобы совсем ничего не мешало.
- А планируется ли «начало света» после «конца»?
- Не знаю. В отличие от преподавательской и дизайнерской деятельности, творческая жизнь так доскональное не планируется. А лето заранее планировать вообще нельзя!
- Обычно в понятии «конец света» мы видим два смысла. Первый назовем «большой БУМ». А второй - конец света как полное отсутствие источника излучения. Какую роль для вас играет освещение?
- Свет в моих работах практически везде контровой, чтобы акцентировать влияние этой составляющей – освещенности живого мира. После конца света - света не будет.
- В экспозицию попали совершенно разные работы, какими были критерии их отбора?
- Исходного фотоматериала, конечно, было намного больше. Но в искусстве один критерий отбора – качество. Одна фотография могла бы здесь не присутствовать – она почти повторяет другую, но надо было создать симметричную композицию, поэтому пришлось несколько поступиться принципами.
А что касается графики, немного изменился первоначальный замысел. Планировалось несколько графических работ. Но та, что вошла – обязательная. Когда только рождалась выставка, сразу был задуман плакат с этим графическим листом, входящим в композицию. А живописная картина и должна была быть одна. Она называется «Икона». Почерневшая икона, с которой исчезло изображение.
- Исчезло или вобрало в себя все, как черная дыра?
- Об этом очень красиво сказано: «Черное – это то место, где умерли все цвета». Тут еще есть отдаленная отсылка к Малевичу. Графический лист – это всевидящее око. Но око не с глазом, а с взрывающейся структурой, последняя вспышка Армагеддона. Обработка фотографий только усилила эффект… предисчезновения. В той самой вспышке предметы приобретают слегка неестественные для себя цвета, возникает ощущение угрозы или, по крайней мере, неординарности происходящего. Самая обычная фотокарточка – девочка, которую я снял, выйдя из электрички, при обработке выдала очень угрожающий эффект, чего я и добивался.
- Что должно «взорвать» в нашем сознании разрывающееся око?
- Эта работа призвана напомнить человеку о красивых мелочах мира, которые мы не замечаем и которые будет жалко потерять. Еще показать уникальность некоторых состояний. Например, туман в Таллинне. Натуральный «Амаркорд» Феллини. Кстати он продлился больше трех часов. За все годы моего пребывания в Таллинне такого тумана я не видел.
- А есть еще какие-то загадки, которые можно отгадать, пройдя по вашей выставке?
- Надо почитать подписи, потому что некоторые фотографии подписаны. И, например, подпись «Газонокосильщик» имеет свою отсылку, она не однозначная.
- То есть можно воспринимать визуально? Можно – с текстом, можно учетом концепции…
- А можно выстраивать свои ассоциации!
- Сейчас, когда экспозиция сформировалась, уже можно сказать, отвечает ли она первоначальному замыслу или как ребенок: «Что выросло – то выросло»?
- Пытался «повоспитывать», насколько это возможно. То, что я хотел обязательно показать, оно все сюда вошло.
Пока без комментариев